Организация научно – исследовательской работыс учащимися общеобразовательной школы


Организация научно – исследовательской работыс учащимися общеобразовательной школы Гребенникова Марина Викторовна Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 13 станицы Константиновской Курганинского района Краснодарского края Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Виды исследований Исследовательская деятельностьНаучное исследование – вид Учебное исследование – деятельности, направленный деятельность, главной цельюна получение новых которой является образовательобъективных научных ный результат. Деятельность,знаний. направленная на обучение уч-ся, развитие у них исследователь- ского типа мышления Следовательно, применительно к образовательному процессу школы уместно вести речь именно об учебном исследовании, хотя в деятельности школьного научного общества учащихся возможно выполнение и научного исследования. Основные этапы исследовательской работы 1.Предварительный2. Выбор проблемы исследования3. Изучение научной литературы4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов5. Сбор материала6. Обработка полученного материала7. Формулирование выводов8. Создание текста учебной исследовательской работы9. Представление результатов работы Алгоритм поэтапной деятельности Этап работы Цели и задачи 1. Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с современными методами исследования. 2. Выбор проблемы исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Этап работы Цели и задачи 3. Изучение научной литературы Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. 4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). 5. Сбор материала Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента. Этап работы Цели и задачи 6. Обработка полученного материала Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. 7. Формулирование выводов Выработка умения формулировать выводы. 8. Создание текста УИР Практическое овладение научным стилем речи.Обучения редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста 9. Представление результатов работы Овладение навыками устного публичного выступления. Вывод: Переходя от этапа к этапу, школьник учится: Работать с первоисточниками;Наблюдать явления, факты;Объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;Составлять и решать задачу;Формулировать гипотезу;Разрабатывать и проводить эксперимент;Обобщать материал и представлять его в виде текста. Уровни самостоятельностиОперационный Тактический Стратегический Операционный уровень Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться справочной и другой необходимой литературой, распределять роли в коллективной работе. Стратегический уровень Тот, кто находится на самом высоком уровне – стратегическом, - умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности. Лингвист А.Н.Новиков считает: «Операционный уровень самостоятельности – это человек – исполнитель; тактический – деятель; стратегический – творец». На всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Используемые ресурсы: http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig