Организация научно-исследовательской работы с учащимися по иностранному языку

Хотянович Л.М., учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №3 им. Героя России
Сергея Медведева г.Саяногорска
Республики Хакасия
Работа с одаренными детьми через научно-исследовательскую
работу по иностранному языку
Развитие мышления человека может успешно
протекать только в процессе самостоятельной
деятельности, а совершенствование личности и
развитие его способностей – путем самопознания.
(Сократ)
В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно-исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.
Частые погружения в новое делают мышление ребенка подвижным, меняют мироощущение, раздвигают горизонты. Выходом исследований и экспериментов учащихся могут стать конкурсы, проекты и конференции.
Традиционно первичную ответственность за развитие навыков и знаний учеников принимает школа. Роль же ведущих клубов и научных обществ учащихся заключается в том, чтобы вместе с учеником создать пространство для интересной, познавательной деятельности и обнаружить в этой деятельности образовательный эффект. Преимущества такого обучения очевидны; создание настоящей атмосферы активного обучения, развитие творческих способностей учащихся, формирование у них готовности к самообразованию, возможность в ходе своей работы над проектом или исследования знакомится с особенностями культуры других стран и народов, глубже познавать родную культуру в сравнении. Кроме этого, проектная и исследовательская работа предполагает формирование у школьников навыков и способностей написания статей, рефератов, научно-исследовательских работ, интервью, а также публичной защиты своих презентаций.
В нашей школе уделяется большое внимание вовлечению учащихся в исследовательскую работу. Для младших школьников работает кружок «Эрудит». Учащиеся средних и старших классов занимаются в кружке «Эхо Планеты» и школьном научном обществе «Науковеды».
Главной целью социокультурного аспекта работы секции «Страноведение» в научном обществе «Науковеды» является духовное совершенствование учащихся на основе осознания своей культуры через контекст культуры иноязычных стран. Развивающее обучение достигается за счет вовлечения школьников в творческую деятельность. Параллельно идет работа над развитием языковых способностей, мыслительных операций (таких как, анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, антиципация), психических функций внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей учащихся и воображения. Главной задачей воспитательного аспекта является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
Ресурсы школы для организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Школьная библиотека
Демонстрационный зал
Кабинет информатики
Кабинеты иностранного языка
Лаборатория на базе кабинета английского языка,
в которой есть компьютерная техника, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, литература на английском и русском языках, включающая справочники, атласы, энциклопедии, словари и т.д.)

Организация работы в школьном научном обществе «Науковеды»
в секции «Страноведение»

Сентябрь-октябрь
Занятия для всех членов общества
(Знакомство с Уставом ШНО, с необходимой терминологией, с различными видами литературы, правилами оформления НИР, алгоритмом исследования; просмотр и обсуждение готовых НИР и презентаций других учащихся)

Ноябрь-декабрь
Работа учащихся по индивидуальным планам.

Январь
Презентация своих наработок НИР, ответы на вопросы, советы, замечания, рекомендации.

Январь-март
Работа учащихся по индивидуальным планам

Апрель
Презентация НИР учащихся на школьной научно-практической конференции

Апрель-сентябрь
Участие учащихся в конкурсах и конференциях разного уровня
В работе школы можно выделить несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,  элективных курсов.
3 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Этапы организации исследовательской работы со школьниками

1. Первые шаги к исследовательской деятельности:
Заинтересовать ребят в НИР.
Выявить интересующую их проблему.
- Предоставить возможность самостоятельно выбрать тему будущей работы.
- Определить актуальность будущей работы.
- Определить объект и предмет исследования.
- Постановка целей и задач.
2. Работа в библиотеке:
Подготовительный этап:
- поиск литературы по теме с использованием библиографических источников,
- выбор литературы,
Этап чтения:
чтение книг;
- ведение записей прочитанного.
3. Исследовательская часть работы:
- Постановка гипотезы исследования.
- Выбор конкретных методов исследования.
- Установление сроков исследования.
- проведение исследования и экспериментов.
- Занесение результатов в таблицу/график.
- Обсуждение и апробация результатов исследования.
4. Оформление исследовательской работы:
Титульный лист.
Актуальность, цели, задачи, методы исследования.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Выводы, заключение.
Список используемой литературы.
Приложение:
- описание методик исследования;
- описание оборудования;
- результаты исследований;
- таблицы, схемы, графики и т.д.;
- предложения, рекомендации.
5. Подготовка защиты работы:
- Подготовка выступления по защите работы.
- Подготовка наглядного материала.
- Подготовка презентации работы.
Диагностика, проведенная с целью определения степени удовлетворенности учащихся работой секции «Страноведение», выявила следующую картину:
Полностью удовлетворены работой - 96 %;
Тематикой занятий удовлетворены - 98 %;
Результативностью своего труда удовлетворены – 95 %.
По мнению учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой в рамках научного общества, у школьников развивается:
- потребность в самообразовании,
- осознание личной и общественной значимости,
- положительное отношение к учению,
- самостоятельность,
- умение ставить и разрешать познавательные задачи,
- способность к анализу своей деятельности,
- способность к синтезу и обобщению,
- умение планировать свою работу,
- самооценка самостоятельной деятельности,
- способность к самоанализу и рефлексии,
- способность к публичному выступлению.
За последние годы в нашей школе наблюдается увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных научно-практических конференциях в секции «Страноведение» среди учащихся 2-11 классов- чно-практической конференциий учащихся :
2011-2012 учебный год - 11
2012-2013 учебный год - 15
2013-2014 учебный год - 18
2014-2015 учебный год – 21
Заметна тенденция роста качества исследовательских работ участников городских научно-исследовательских конференций старшеклассников:
2011-2012 учебный год – 2 место
2012-2013 учебный год – 1 место
2013-2014 учебный год – 1 место
2014-2015 учебный год – 1 место
Занимаясь научно исследовательской работой по иностранному языку у учащихся появилась возможность расширять свои знания в области страноведения, культурологии, краеведения, языкознания, принимать участие в региональных, республиканских, Всероссийских конкурсах и фестивалях, публиковать свои творческие работы, общаться со своими единомышленниками, находить новых друзей.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса и создает в учебном заведении новую образовательную среду. Организация научно-исследовательской деятельности является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.

.








13PAGE 15


13PAGE 14115