Открытый Урок по окр.миру Экосистема озера
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Цели:
Образовательные:
Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к знаниям;
Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
Оборудование:
А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
карточки с опорными словами к понятию «экосистема»; памятка №1(работа в группе) листы самооценки (результаты исследования); карточки-задания; карточки-слова для цепи питания.
мультимедийная установка;
видеофильм «Озеро Байкал»
демонстрационные карточки (структура экосистемы),
иллюстрации с изображением обитателей озера,
раздаточный материал,
выставка книг,
доклады учащихся.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Совместное открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
слайд № 1
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? слайд № 2 Интересным наш урок получится при совместной работе.
2. Наблюдение за природой.
слайд № 3
- Какое сейчас время года?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
На доске:
Декабрь – студень, стужайло, лютень.
В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца.
- Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает.
- Как вы понимаете смысл этой поговорки?
- 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Что это значит? (самый короткий день, самая длинная ночь)
- Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
- А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы?
9 декабря – Юрьев день (Медведь засыпает в берлоге. В этот день ходили слушать воду в колодцах: тихо – зима будет тёплая, звуки – сильные вьюги и метели)
10 декабря – день рождения русского поэта Н.А.Некрасова (1821-1877)
3. Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.) слайд № 4
- Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)
- Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ)
слайд № 5 (пустой) на доске - карточки-слова.
единство живая и неживая природа сообщество живые организмы
разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ
- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы)
- Назовите составные части экосистемы. слайд № 6 (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)
- Распределите их на части.
Живая природа:
Неживая природа:
Производители
вода
Потребители
воздух
Разрушители
почва
горные породы
Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ). слайд № 7
- Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник стр .29 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).
- Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Какие экосистемы существуют? (Луг, лес, поле, озеро, болото).
- Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:
Глядятся в него молодые березки,Свои перед ним поправляют прически.И месяц, и звезды – в нем все отражается.Как это зеркало называется? (озеро)
4. Совместное открытие новых знаний.
А) Сообщение темы и цели урока.
- О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера). слайд № 8
- Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?
слайд № 9
(Озера – естественный водоём, замкнутый в берегах).
(сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие
огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метрами.
Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у других слой воды измеряется десятками
сантиметров.
И цвет воды у озёр бывает самый разнообразный: светлый, тёмный,
молочный, коричневый, оранжевый.
Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких
крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжами или
луговыми берегами.
Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега
лишены растительности.
В одних озёрах вода пресная, а в других солёная или горько-солёная.
Много озёр на земном шаре. Их можно встретить в горах и на равнинах, среди
густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре,
среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды.
Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам
можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых
озёр и водохранилищ.
слайд № 10
Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное,
через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер
России – проточные.
Б) Постановка задачи урока.
- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.
- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)
- Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?
- Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).
На уроке вы узнаете: слайд № 11
- Какие организмы живут в озере?
- Какова их роль?
- Можно ли считать озеро экосистемой?
- Как живет экосистема озера?
В) Совместное открытие новых знаний.
- Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете исследователями. Работать вы будете в группах. слайд № 12 Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)
Правила работы в группах
говорим вежливо, называем собеседника по имени,говорим по очереди, не перебивая друг друга,внимательно слушаем,если непонятно, переспросите партнера,четко высказываем свое мнение,соблюдаем порядок на парте,уважаем мнение собеседника.
учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок.
- Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника) – I группа
- Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями) – II группа
слайд № 13
- Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. слайд № 14
На дне растут более крупные растения: элодея, хара.
Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу.
слайд № 15,16 Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки.
Это озерные производители.
- Назовите потребителей. – III группа
слайд № 17 Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: слайд № 18 карась, плотва, линь, пескарь.
Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: слайд № 19 щука, слайд № 20 окунь
Это озерные потребители.
- Какая «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? – IV группа
На дне водоемов живут различные слайд № 21,22 разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. (сообщение)
Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера. слайд № 23
Физкультминутка. слайды № 24-35
стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради
слайд № 36 - Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).
- Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради.
- От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.
Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Г) Постановка проблемы.
- Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)
- Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).
- Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).
- Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).
- В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).
- Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом.
- Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6)
- Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.
4. Первичное закрепление.
- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой).
стр. 23 №2 в тетради
- Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа - потребителей, Ш группа - разрушителей.
- - Пользуясь рис. на стр.47 цепочку питания составит IV группа
- С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители)
слайд № 37,щелчок
водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии
- А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки.
- Проверим. Какие цепи питания у вас получились?
Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль слайд № 37,щелчок
- Вы хорошо справились с этим заданием.
- Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме). слайд №
- Могут ли они поменяться профессиями?
слайд № 38 (пустой) задание на карточках.
- Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).
Практическое применение знаний, полученных на уроке.
Тест с использованием ИКТ (возможно использование, как в электронном, так и в бумажном варианте)
- Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть.
Живой фильтр озёр - это
рогоз
Экосистема - это
беззубка
Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то
кувшинка, элодея, хара
Растение озера, которое часто называют камышом -
рака, беззубку, мотыля
Санитарами озёр считают
условия в экосистеме постепенно меняются
Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что
единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий
Растения озера - это
скопление воды в природном углублении на суше
Озеро - это
много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)
5. Итог урока.
- Какую экосистему изучали на уроке?
- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.?
- Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?
- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).
- Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)
- Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. слайды № 39-44 Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.
Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!
6. Домашнее задание. слайд № 45
Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 49.
Составить памятку об охране озер.
Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.
- К сегодняшнему уроку вы подготовили сообщения об обитателях озера. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Также вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать книги об озёрах.
Рефлексия. слайд № 46
- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Заполните лист самооценки.
слайд № 47
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке
Оценка ученика
Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
4. Активно работал на уроке
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315