Урок Окружающего мира Экосистема озера


Этап урока Ход урока
Примечания
Деятельность учителя и ( деятельность ученика) Орг.момент.
Актуализация знаний.
Новый материал
Закрепление нового материала.
Работа в группах.
Итог.
Рефлексия -Ребята проверьте у всех на парте есть учебник, пенал, цветные карандаши, рабочая тетрадь, дневник. (дети проверяют у себя наличие предмет ов, стоя)
-Садитесь . Меня зовут Оксана Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира.
-Итак, давайте вспомним о чём вы узнали на прошлом уроке?( об экосистеме)
Ребята, чтобы вам легче было вспомнить тему прошлого урока, я предлагаю вам отгадать загадки и решить кроссворд.
Итак , начнем
Листья осенью летят
Значит это…..(листопад)
2)высоченный великан
Будто угодил в капкан
Никуда он не идёт
На одной ноге растет
Как огромными руками
По ветру шуршит ветвями
(дерево)
3)Пришла весна, мы ждем грачей
А вдоль двора потёк ….(ручей)
4)Вырос мягкий стебелёк
Он и ростом невысок
Достает до ног едва
Называется….(трава)
5)Вылез лук ,вон там –редиска
Поливай скорей, Дениска
Будет сладким урожай
Только чаще поливай
В огороде всё в порядке
Нету сорняков на ….(грядках)
Итак, ключевое слово:
Слой земли, на котором растут растения..(почва)
Следующее задание:
Какой организм не встречается в почве?
Земляной червь, белка, крот, муравьи, улитка, древесный таракан.(белка).
Ребята мы живем на земле. Под ногами у нас почва. Экосистему почвы мы не видим. А какая экосистема еще скрыта от нашего взгляда?
Существует огромное количество водных экосистем.(экосистема реки, моря,…….озера)
Нам удобнее рассмотреть экосистему озера, т.к у нас есть озера и реки. А хотим ли мы что то узнать об экосистеме озера? может мы уже всё о ней знаем? А что бы вы хотели узнать?(план)
План:
1.Условия жизни.
2.Живые организмы.
3.Взаимоотношения.
4.Роль озера в жизни человека.
I. Итак, если в озере есть жизнь , то что необходимо для её поддержания?(воздух, вода, свет)
В озере живут организмы. Происходит контакт трёх сфер. Какие сферы нужны для жизни в озере?(атмосфера, гидросфера, литосфера)
Какая из этих атмосфер является главной?
Ну конечно же гидросфера является главной.
Представьте себя обитателями водной среды, как вы себя чувствуете там? (вода давит, поэтому водные обитатели плоские, потому что вода оказывает на них давление .
Двигаться в воде легко?(нам нет. Почему?(потому что вода плотная )А водные обитатели двигаются очень быстро, потому что покрыты слизью.
А вы когда- нибудь купались в озере ребята? А пальчики ваши видно, когда их погружаешь в воду? (чем нижео пусканшь в воду руки, тем меньше их видно)(вода мутная всегда).
А какая вода еще?(теплая всегда(потому что жидкая. а не лёд, зимой самая низкая температура воды +4(в этом можно убедиться на крещенские купания, подо льдом жидкая вода), летом достигает +18).
А какая вода на вкус?(вряд ли вы её пьете, но когда купаетесь вода попадает в рот). Не обладает вкусом -вода в озере пресная .

А воздух есть в озере?
(есть ,но очень мало кислорода, и много углекислого газа), (чем вода холоднее, тем в ней больше кислорода )
Ребята, что вы мне можете сказать о дне озера?
(вязкий ил, который откладывается из горных пород и из падающих гниющих остатков, литосфера образует чашу водоема)
Ребята, а если бы не было воздуха ,озера бы существовало без него?
А если не было бы воды? А без ила озеро жить будет?(Действительно, без атмосферы, гидросферы и литосферы не было бы возможности для существования живых организмов в озере).
Скажите мне пожалуйста, а кто может выжить в таких условиях? Какие живые организмы живут в воде?(Да, действительно, все они живут в воде).
Наиболее важные живые организмы в озере для экосистемы - это водоросли. Они полностью погружены в воду, и у них нет плодов и цветков.(откройте учебник на стр.47прочитайте названия водорослей.)(планктонные водоросли,). Они плавают на поверхности воды и носят общее название «Планктон».Давайте прочитаем это слово вместе.(ПЛАНКТОН).Эти организмы настолько маленькие,что мы не можем их увидеть невооруженным взглядом.Но можно их заметить летом по зеленоватовату оттенку воды.
Также в озере есть и жители первого этажа, то есть те, кто живут на дне ЭЛОДЕЯ И ХАРА. Их называют донными растениями.
Элодея очень полезное растение в озере. Оно является фильтром, собирает на себя все взвеси в воде. Элодея хорошо обогащает воду кислородом. Это растение очень быстро растет и размножается. Также элодея поглощает все питательные вещества и тем самым предотвращает появление других водорослей.
II.Обитают в озере и совершенно невидимые нашему глазу дафнии и циклопы. Это родственники речного рака. На дне можно встретить большое количество личинок-насекомых(мотыль, поручейник) и самих насекомых и даже пауков.
Паук серебрянка
Внешний вид паука ничем не отличается от простых земных пауков. Головогрудь и брюшко, также как и у других видов, отделены друг от друга глубоким перехватом. Восемь членистых ножек, шестнадцать глаз и две пары челюстей.
Ноги паука служат ему веслами. Именно с их помощью он прекрасно плавает под водой.
Дышит паук, как и все земноводные, атмосферным воздухом. Воздух он получает, поднимаясь на поверхность воды. Все его тело покрыто мелкими волосками, которые задерживают часть кислорода.Паук повторяет несколько раз подобную операцию, и под водой образуется воздушный купол, в котором паук может вывести потомство или просто жить
Очень много рыб обитает в озере. Откройте пожалуйста учебник на стр.48, прочитаем по цепочке название рыб, которые обитают в озере, начнем с первой парты. Давайте познакомимся теперь с самыми интересными.
Плотва-это очень красивая жёлто-серебристая рыбка с темной спиной, которая на солнце отливает синим или зеленоватым оттенком, нижние плавники ярко красного цвета. Питаютя они планктоном, водной растительностью, насекомыми, их личинками . Являются легкой добычей для окуня, щуки, ротана и сома.
Ребята, а вы знаете, что та самая щука, которая Емеле-бездельнику исполняла желания в сказке»По щучьему веленью» является опасным хищником???
Она очень ловко справляется с рыбками, которых видит на своём пути. Поэтому в озере живут рыбы одного размера. Щука поедает тех, кто меньше нее. Хотите понаблюдать за щукой???(дааа)
Тогда сядьте поудобнее и приготовьтесь к просмотру видеоролика.(обратите внимание на окраску щуки её совсем не замечает жертва;
посмотрите на плавники щуки рядом с хвостом, они позволяют ей передвигаться в воде с мгновенной скоростью;
рыбка ещё жива, но выбраться не может, так как у щуки во рту зубы в обратную сторону повернуты, чешуя рыбки цепляется за зубы щуки и рыбке уже никак не вырваться)
Теперь вы знаете ,какая щука хищница и как она расправляется с добычей.
А на самом дне озера живет очень интересный и хитрый донный обитатель Рак. С ним по соседству располагаются прудовик, мотыль. Посмотрите на клешни рака, какие они острые у него. А какие у него антенны: две большие и две маленькие. А глаза выпуклые. Своими клешнями рак цепляет добычу ,сидя на дне. То, что падает на дно озера - попадает в рот раку. Он ест абсолютно всё, что упадет к нему и начнет портиться в верхних слоях озера.
Некоторые животные живут в планктоне (дафнии и циклопы)
Некоторые - в толще воды ( уклея)
Держится у дна – щука.
Рак -это вообще донный житель.
Разминка (музыкальное сопровождение)
III.Ребята, а как же все эти организмы живут вместе в одном озере? Как вы думаете?
(каждый из них имеет свою профессию, давайте вспомним их профессии : производители, потребители, разрушители)
Ребята а теперь я вам предлагаю задание творческого характера.
1)Делимся на 6 групп по 4человека. (Парта поворачивается назад к другой парте).
2)Каждая группа получит конверт с заданиями. (В конверте у вас будут : три картинки. Ваша задача определить что изображено на картинках ,подписать их, и составить из картинок цепочку питания)
3)Отчет групп.(Вам нужно выбрать человека, который будет объяснять вашу цепочку питания, и трёх человек, кто будет изображать цепочку.) Работать вы будете 5 минут.
Если у вас возникнут вопросы, вы можете обращаться ко мне.
Выступление групп.
Ребята скажите мне пожалуйста, нужно ли нам вообще озеро? Если да, то зачем? Если нет, то почему?
IV.Откройте пожалуйста стр.49, посмотрите на задание №6. Что вы видите на картинке? Что вы думаете по этому поводу?
Ребята, вы поняли что такое экосистема озера?(Длительное существование организмов взаимоотношения между живыми организмами в озере)
Что мы изучали на уроке? Что нового вы узнали ?
Ребята, а кого можно оценить на ваш взгляд? Кто у нас работал на уроке активнее всех? Аргументируйте свой ответ.
Ребята, кому понравилось на уроке похлопайте пожалуйста в ладоши.
Кому не понравилось на уроке - потопайте ножками.
Запишите пожалуйста д/з прочитать параграф 12.
Спасибо за урок! Слайд (кроссворд)
Открываю эти слова на слайде.
Слайд с разнообразием водных экосистем.(море,река,коралловый риф…..озеро)
План на доске.
Условия жизни.
Живые организмы.
Взаимоотношения.
Роль озера в жизни человека.
Атмосфера. Гидросфера. Литосфера на доске.
Гидросфера-обводим в круг.
ПЛАНКТОН
Слайд (элодея,хара)
Демонстрация живого объекта.
Слайд (паук серебрянка)
Немного интересного о нем.
Картинка на слайде ПЛОТВА
Видеоролик «охота щуки»
Картинка щуки.
Слайд картинка рака.
Схема «Цепи питания» (производители, потребители, разрушители) вывешиваем поэтапно.
Слайд с вопросом.
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Подпись руководителя практики: