Открытый урок по самопознанию на тему В гармонии с природой
Тема: « В гармонии с природой».
Цель: 1. Расширять представление о взаимодействии человека и природы.
2. Углубить представление учащихся о ценности природы для человека.
Задачи: 1. Раскрыть сущности взаимозависимости человека и природы.
2. Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы.
3. Воспитывать любовь к родному краю, природе, заботливое и бережное отношение к природе.
Оборудование: лист ватмана – для коллажа, фигурки животных и растений, клей, интерактивная доска, глобус.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Минутка тишины.
- А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, прислушайтесь.
- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест листьев. Это музыка, музыка природы, музыка жизни. Умей слушать ее, умей наслаждаться ею…
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(- О природе, красоте …)
- Верно.
- Тема нашего урока: «В гармонии с природой».
III. Цитата урока.
- Цитатой урока, я предлагаю взять слова Сергея Викулова:
Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух – три ее основы
Какая бы ни грянула беда –
Целы они – все возродится снова.
- Скажите, какой смысл заключен в этих словах?
IV. Беседа.
- Кому нужна вода?
- А человек - это кто?
- Человек – часть природы, а в природе все взаимосвязано, гармонично.
- А что такое гармония?
- Посмотрите на слайд и давайте прочтем, что же означает это слово?
- Гармония – это согласованность, взаимодействие с чем-либо.
- Посмотрите какое емкое, большое слово.
- Скажите, умеем ли мы с вами взаимодействовать с природой, жить
в гармонии с ней?
- А в чем заключается наше взаимодействие с природой?
- Посмотрите на фотографии нашего края, какие чувства у вас вызывают пейзажи родной природы?
- А какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слово ПРИРОДА?
- С какими цветами вы можете связать эти ассоциации?
- Давайте посмотрим на слайд. А вы называйте. (слайд 7)
(- Красный – ягода земляника, желтый – желтые нарциссы,
зеленый – зеленый лес летом , голубой – голубое небо, синий –синее море,
фиолетовый – фиолетовые цветы)
ПРИРОДА
ГолубоеФиолетовые цветы
небо
Желтое Красные Синяя
солнце тюльпаны туча
- Посмотрите, какое многоцветие мы видим в природе.
- Что оно вам напоминает?
- Какие чувства вызывают у вас эти картины природы?
- Итак, красота окружающего мира радует и вдохновляет человека, помогает ему наслаждаться жизнью. Каждому человеку нужно научиться видеть истинную красоту природы, бережно и с любовью относиться к ней.
- Жить в гармонии с природой – это значит понимать ее, ценить и беречь.
Работа в тетради.
V. Работа по учебнику.
- Итак, всегда ли человек живет в гармонии с природой?
Открыли учебники и следим (чтение текста учебника с. 83 «Плач поля»)
- Опишите, каким бывает отношение человека к природе?
( - Человек собирает целые охапки цветов – они плачут, затем он их выбрасывает.
- Человек выбрасывает в реки, ручьи мусор, от чего они становятся мутными, грязными.
-Человек убивает птиц.)
- Люди нарушили гармонию, равновесие в природе, что привело к экологической катастрофе.
Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, вторую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё. Что станет с природой?!
- Какой мы вами сделаем вывод из вышесказанного?
- А почему? Кто пострадает первым, если мы нарушим взаимодействие?
- Скажите, а как нужно относиться к природе?
- И тогда, какой будет наша планета?
- Посмотрите, как выглядит наша планета, на фотографии,
сделанной из космоса, вам нравится?
- Хотелось бы вам что-то добавить?
VI. Творческое задание: составление коллажа.
- Давайте мы с вами создадим такую планету, в которой будет все гармонично, все будут жить дружно: и звери, и насекомые, растения и человек, который как мы уже с вами поняли, имеет огромное значение в природе.
- У вас на столах лежат фигурки животных и растений, объекты природы. Возьмите то, что хотите и украсьте нашу планету, помещенную на доску.
- Посмотрите, какая наша планете красивая и все в ней гармонично, все друг с другом взаимодействуют. Хотели бы вы жить на такой планете?
VII. Поэтическая минутка.
- Для поэтов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыка, художественные произведения родились благодаря природе.
VIII. Минутка тишины.
- А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.
- И по окончании нашего урока мы исполним песню «Пусть всегда будет солнце»