Урок по МХК для 11 класса Парковая культура. Версаль- образец европейского парка. Природные парки Великобритании
Артемовская специализированная школа І-ІІІ ступеней № 8
Разработка урока
по предмету художественная культура в 11 классе
«Парковая культура. Версаль – образец европейского парка. Природные парки Великобритании»
автор: учитель
художественной культуры
Захарова Юлия Григорьевна
Декабрь 2012
Тема: Парковая культура. Версаль – образец европейского парка. Природные Парки Великобритании.
Цели урока:
Сформировать представление о европейском садово-парковом искусстве;
познакомить с особенностями садово-паркового дизайна;
развивать коммуникативные, информационные компетентности;
воспитывать культуру ораторского искусства, восприятия произведений искусства.
Задачи урока:
Обучать умению выражать словами свои чувства.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывать у детей нравственно-эстетическое восприятие мира,
отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения урока: проект
Средства оснащения урока: компьютер; проектор; презентация.
Глоссарий урока: терраса, террасный (итальянский) парк, лестница и пандус, каскад, регулярный (французский) парк, партер, боскет, аллея, ландшафтный (английский) парк.
План урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение нового материала
Вводная информация
Характеристика европейских парков
Выступление учащихся со своими проектами
5. Рефлексия
6. Подведение итогов. Домашнее задание
Завершение урока
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд №1).
2. Мотивация учебной деятельности (Слайд №2).
В краю далеком, где спят легенды,
Глотни свободы и воспаришь
Над белым садом, над синей лентой
И ты увидишь - внизу - Париж.
Так, значит, правда - все эти замки.
Названья улиц - страницы книг.
Всего увидеть мы не сумеем,
Но всё полюбим уже в Орли.
Человек, хотя бы раз в жизни, испытывает непреодолимое желание отправиться в путь. Извечное стремление людей познавать новое привело к развитию туристического бизнеса. Вы сегодня стоите перед выбором будущей профессии. (Слайд №3).
Давайте же «примерим» на себя одну из них – профессию менеджера по туризму. Предлагаю вам открыть, в рамках нашего урока, туристическое агентство. Сейчас популярен «зеленый» или «экологический» туризм. Я знаю, что «зеленые туры» европейскими парками сегодня популярны и прибыльны, поэтому предлагаю выбрать это направление в нашей работе и думаю, что название «Зеленый мир» вполне уместно для нашего агентства. Не случайно тема урока «Парковая культура. Версаль – образец европейского парка. Природные парки Великобритании». Целью нашего урока является формирование представления о европейском садово-парковом искусстве; знакомство с особенностями его дизайна; формирование коммуникативных навыков, развитие информационных компетентностей; воспитание культуры ораторского искусства, восприятия произведений искусства. (Слайд №4).
Кадры решают все – гласит мудрость. Уважающее себя предприятие, как правило, заботится о формировании сильного кадрового состава. Вы пройдете «кастинг» и ответите на следующие вопросы. (Слайд №5).
3. Актуализация опорных знаний
1. Африканские маски - искусство: народное или профессиональное? С какой целью африканцы их создавали? (Маски относятся к народному декоративному искусству. Они использовались для религиозных ритуалов (по верованиям в маску временно может вселиться душа умершего или духа), в качестве фетиша (как защита и помощь в делах).
2. Объясните этимологию слова «терракота». Что изготовляли африканские мастера из терракоты? (Терра – земля, кота – обожженная. Изделия из обожженной земли, то есть глины. Изготавливали изделия малой пластики – статуэтки, керамическую плитку для мозаики).
3. Почему искусство Северной Африки отличается от искусства остальной территории континента? Каковы его особенности? (Северная Африка долгое время находилась под властью Римской империи, поэтому культура этого региона претерпела влияние античной культуры).
4. Только на этом континенте не найдены следы первобытного искусства. Назовите континент, о котором идет речь. (Антарктида).
5. Назовите самую большую в мире картинную галерею. (Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия).
6. О какой европейской столице Ф.М. Достоевский сказал, что это «единственный город, где можно быть несчастным и не страдать»? (О Париже, парижане характеризуют свой город кратко: «Париж – всегда Париж»).
7. Однажды железнодорожный вокзал переделали в крупнейший музей. Назовите этот музей, какова его особенность? (Музей Орсе в Париже, созданный в 1980 году на базе основанного в 1947 Музея импрессионизма, коллекций Лувра и Национального музея).
8. Стальную башню в Париже высотой 300 метров соорудили по проекту этого инженера для Всемирной выставки 1889 года как символ достижений техники 19 века. Назовите имя инженера. (Александр Густав Эйфель) .
9. Какие русские художники работали или были выходцами из Украины? (И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский, М.И. Врубель, В.И. Тропинин, К. Малевич).
10. Как называли себя художники, которые использовали темы сна и подсознания. Что означает этот термин?
(Сюрреалистами. Сюрреализм - сверхреальность).
Прежде чем мы приступим к организации работы агентства, необходимо определиться с профессией. Что нам известно о профессии менеджера по туризму? В раздаточных листах заполните таблицу № 1. Проверьте ваши предположения, сравнив ответы с мнением экспертов:
Какими качествами нужно обладать, чтобы работать менеджером по туризму?
Настоящий менеджер должен быть одновременно и хорошим психологом и грамотным экономистом.
Менеджер должен суметь вычислить, какая цена для человека является комфортной.
Менеджеру по туризму необходимо иметь хорошую память, знать о странах буквально всё.
Менеджеру просто необходимо владеть, как минимум, английским языком и отлично ориентироваться в географии курортных зон.
4. Изучение нового материала
Профессия менеджера по туризму имеет широкий спектр обязанностей, которые зависят от типа туристической компании и статуса менеджера в ней. Поработав с информацией, размещенной в раздаточном листе, определите специфику данной профессии. (По окончанию самостоятельной работы составляется ассоциативный куст «Менеджер по туризму» ).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
И так, команда готова к работе. Перед нами стоит ответственная задача: разработка туристических маршрутов. Давайте ближе познакомимся с объектом нашей деятельности. (Слайд №6).
Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Парк ассоциировался с райским садом, и результаты такого восприятия ландшафтного искусства мы можем видеть на полотнах многих художников. Сад был воплощением мечты о счастье и покое. (Слайд №7).
Планировка садов Древнего Египта, отличалась строгой регулярностью. (Слайд №8).
В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (ярким примером являются висячие сады Семирамиды в Вавилоне). (Слайд №9).
В Древней Греции в садах впервые появляется скульптура и архитектурные сооружения колоннады и алтари для различных церемоний. (Слайд №10).
В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения искусственные водоёмы и фонтаны. (Слайд №11).
Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки. (Слайд №12).
Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками.
(Слайд №13).
В отличие от европейских, сады в Японии, Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы. (Слайд №14).
Новый подъём садово-паркового искусства в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио) разработали приёмы разбивки регулярного сада.
(Слайд №15).
Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма. (Слайд №16).
Основные типы парков:
террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами); (Слайд №17).
регулярные «французские»; (Слайд №18).
пейзажные «английские». Разобраться в Разобраться в особенностях европейских парков нам поможет эксперт. (Предоставляется слово 1 выступающему). (Слайд №19).
В ряду стилевых разновидностей европейского садово-паркового искусства первым по времени стоит итальянский сад, возникший в эпоху Ренессанса; за ним следуют французский и английский. Французские парки, основываясь на итальянских, тем не менее, имели свои особенности. Это было связано с более прохладным, чем в Италии, климатом, более ровным рельефом, спокойным течением рек, что исключало создание террасных садов и шумных водных устройств. Для Франции характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные. Все эти условия повлияли на формирование особенностей регулярного французского парка. В Англии же развитию пейзажного парка способствовали, прежде всего, политико-экономические условия: революционные события конца XVIII - начала XIX века, промышленный капитализм привели к развитию утилитаризма - новой этической теории. С появлением «среднего класса», пейзажные или коттеджные парки должны были поддерживать моральные ценности горожан. (Слайд № 20). 1 выступающий:
Особенности итальянского парка:
регулярная планировка;
террасность парка на сложном рельефе холмов;
центр композиции определяется водоемом или фонтаном
в оформлении парков используется много декоративного камня
важной чертой является "звучание" парка (звук воды, шороха листьев, шагов)
в колорите парка заметно преобладание насыщенного зеленого цвета в сочетании с охрой и серебристостью камня
характерно наличие топиарного искусства (формирование кроны).
Характерные черты французского парка:
регулярность парка, расположение парка на ровной плоскости;
выделение главной аллеи, на которой располагались дворец, водные каскады, лестницы;
симметричная планировка парка, его картинность, помпезность;
украшение парка цветниками с использованием песка, гравия, скульптур, декоративных ваз , водоемов (фонтанов) и боскетов;
геометрически правильные формы всех объектов парка.
Особенности английского сада:
Пейзажность парка;
свободная планировка;
использование естественных ландшафтов подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта;
все элементы сада подчинять целостности, придавая им иллюзию естественности.
Слово учителя: (Слайды № 21, 22).
Вы заметили в выступлении встречается много специфических терминов. Давайте познакомимся с ними и пополним свою словарную копилку. (Работа с раздаточными листами. Информация дублируется на слайдах. По окончанию работы проверяется уровень усвоения информации.) (Слайд № 23).
И так, нашу рекламную компанию мы с вами будем развивать по трем направлениям, которые будут соответствовать трем туристическим маршрутам: Италия, Франция, Англия. Вы получили опережающее задание по созданию рекламных проектов. Вашей задачей было создание рекламного буклета, презентации и подготовка краткого выступления по теме. Прошу вас представить их. Наиболее удачно выступившие претенденты, получат право на разработку собственного туристического маршрута. Победители будут определяться путем голосования потенциальных клиентов агентства, присутствующих в аудитории. Предлагаю начать наши выступления с итальянских парков.
·
2-й выступающий (презентация вилла Массей) (Слайд № 1) .
Мы приглашаем вас посетить солнечную Италию. В предместье исторического памятника – города Флоренции расположен один из типичных итальянских садов. (Слайд № 2) .
В окрестностях старинного города Лукка, недалеко от Флоренции, находится Сад виллы Массей. Как и большинство итальянских садов, Massei Villa Garden расположена на крутом террасированном склоне.
(Слайд №3).
От ворот вверх ведет кипарисовая аллея. Дом стоит наверху, откуда открываются потрясающие перспективы. (Слайд №4).
Чтобы любоваться ими, в саду предусмотрено много видовых точек. Сад разбит на зоны, садовые комнаты. (Слайд № 5).
Каждая из них изолирована от соседних стриженой вечнозеленой изгородью, высокими подпорными стенами или садовыми конструкциями. В одной из таких комнат плещется фонтан в центре овального водоема, выложенного камнем. Здесь можно отдохнуть, сидя на скамейке. Со стороны дома к фонтану ведет пергола на кирпичных столбах увитая плетущимися розами. В другой зеленой комнате расположен плавательный бассейн, рядом с ним – в тени растений – уютный уголок для отдыха. (Слайд № 6).
В самой верхней точке сада стоит второй дом. Перед ним раскинулась широкая мощеная природным камнем площадка, украшенная стриженой зеленью. С этого места можно наблюдать самые замечательные картины. Поэтому вдоль парапета тут стоят стулья. (Слайд № 7).
Кроме садовых комнат с заимствованным пейзажем в саду есть и закрытые пространства. Например, за основным домом расположен внутренний дворик с тенистым гротом, симметричным рисунком стриженых бордюров и удобной плетеной мебелью. (Слайд № 8).
Здесь бывает приятно провести время жарким летним днем. В саду повсеместно расставлены глиняные горшки с растениями. (Слайд № 9).
Полезная информация
Основная информация: Стоимость тура: 5500 услуги гида
Продолжительность тура: 3 дня, в группе: до 25 чел., Языки: русский, итальянский. Стоимость тура включает: встречу в отеле, доставку в отель, транспорт.
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 10 дней до даты тура
Стоимость тура может быть изменена
Слово учителя:
Чем интересны французские парки расскажут менеджеры, разрабатывающие это направление. Им слово.
3-й выступающий (презентация Версаль) Наша группа предлагает путешествие по величественному Парижу. Версаль (Слайд № 1). В 1661 г. началось строительство Версальского парка, которое растянулось почти на 50 лет и обошлось в 200 миллионов луидоров. (Слайд № 2). Знаменитый архитектор Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре. Дворец является доминантой парка. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции. От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. (Слайд №3). Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Вся символика парка прославляет бога Солнца Аполлона и Короля-Солнце Людовика XIV. Поэтому статуи Версаля отражают четыре времени года и стихии четырех элементов, связанных с солнцем. Центральная композиция фонтан Аполлона. Второй фонтан, связанный с матерью солнечного бога Латоной. Над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов. (Слайд № 4). Ленотр отвел место дворцу в центре парка, чтобы из его окон открывалась грандиозная перспектива на зеленый ковер и уходящий, словно в бесконечность, канал. (Слайд № 5). Архитектор очень умело использовал гармоничное сочетание прямых и извилистых линий, различных пропорций и оптических иллюзий. Он, формировал деревья так, чтобы они принимали правильную коническую, сферическую или пирамидальную формы. (Слайд № 6). Вода была любимейшим композиционным элементом «короля садовников». Существовавшие уже в то время нагнетательные приборы, позволили создать целые аллеи фонтанов с неимоверно высокими струями. С 1830 года король Луи-Филипп объявил Версаль музеем «во славу Франции». (Слайд № 7).
Полезная информация Париж и Версаль связывают три железнодорожных маршрута, время в пути на каждом около 40 минут. От любого из трёх вокзалов Версаля до дворца не более 10 минут пешком. Линия C скоростных пригородных электричек RER связывает центр города и вокзал Versailles Rive Gauche. Поезда отправляются через каждые 15 минут с 6 утра до полуночи. Стоимость проезда 2,55 . Совет: чтобы избежать шумных многонациональных толп, лучше всего приезжать сюда или с раннего утра, или в 15:30-16:00. Для посещений не рекомендуются воскресенье (выходной день во Франции) и вторник. Не забывайте, что по понедельникам Версаль закрыт для посещения!
Слово учителя:
Спасибо за увлекательный рассказ. А мы переходим к знакомству с английскими природными парками.
4-й выступающий (Слайд №1). (презентация «Викторианские сады: век «эстетической анархии»»)
Правление королевы Виктории (1840-1901) становится поистине «Золотым Веком» Британской империи. Именно в XIX веке были заложены основы западного «глобального» городского ландшафта со всеми его типичными атрибутами - общественными парками, уличными насаждениями, ботаническими садами и цветочными выставками. (Слайд №2).
Викторианский частный сад среднего горожанина виделся и как прекрасное средство для поддержания моральных ценностей. Сад виделся также местом отдыха и эстетического удовольствия. (Слайд №3).
Рептон провозгласил доктрину, которая станет путеводной звездой для нового поколения садовников: «Сады – это произведения прежде всего искусства, а не природы». Так на фоне противодействия ландшафтному парку в Англии родился новый садовый стиль. (Слайд №4).
Сад Оксфордского Университета - старейший в Британии ботанический сад. Основная часть сада и сегодня в точности соответствует изображению на гравюре Логгана, опубликованной в журнале в 1675 г. Однако, сегодня Оксфордский ботанический сад распространился далеко за пределы территории, ограниченной стенами, подходя вплотную к берегам реки Черуэлл. (Слайд №5).
Входом в сад, как и в прежние времена, служат очаровательные ворота, созданные по проекту Николаса Стоуна в 1632-1633 гг. За высокими стенами нашли приют нежные вьющиеся растения. (Слайд №6).
Особенно привлекательная часть сада, защищенная стенами с западной и южной стороны, отведена под "географические" бордюры, где произрастают растения из определенных регионов. (Слайд №7).
В последние годы Ботанический сад Оксфордского Университета превратился в место, привлекательное как для простых садоводов, так и для поклонников ландшафтного дизайна.
Полезная информация
Проезд: High Street, Oxford 0X1 4АХ, Oxfordshire OS SP5026, в центре Оксфорда, рядом с мостом Магдалины.
Тел.: 01865 286690, факс: 01865 286693
Email: postmaster@obg.ox.ac.uk
Время работы: ноябрь-февраль - ежедневно с 9.00 до 16.30, март-апрель и сентябрь-октябрь - ежедневно с 9.00 до 17.00, май-август - ежедневно с 9.00 до 18.00 (вход прекращается за 45 минут до закрытия)
Слово учителя:
Спасибо за презентацию. Пора определиться с выбором. На раздаточных листах заполните таблицу № 2. Цифрой один обозначьте тот парк который вам хотелось бы посетить в первую очередь, цифрой два – тот парк, который вы посетили бы во вторую очередь, цифрой три – тот, который вы посетили бы в последствии. Под таблицей укажите причину, которая повлияла на ваш выбор. Предлагаемые варианты ответа:
личный интерес;
выступление и презентация парка;
другая причина.
5. Рефлексия (Слайд № 24).
Для актуализации полученных знаний предлагаю выполнить следующие задания:
Ответьте на вопросы:
Какие факторы повлияли на формирование характерных особенностей французского парка? (Природные условия Франции: более прохладный, чем в Италии, климат, более ровный рельеф, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные).
Какие факторы способствовали формированию английского пейзажного парка? (Революционные события конца XVIII- начала XIX века, промышленный капитализм привели к развитию утилитаризма - новой этической теории).
Составьте логическую цепочку:
1-ряд – со словом «Франция»
2-йряд – со словом «Пейзажный парк»
3-й ряд – со словосочетанием «европейское ландшафтное искусство»
Все – со словом «менеджер по туризму»
В раздаточных листах, в таблице № 1заполните вторую строку, добавив или изменив предыдущие данные, если ваши знания о профессии менеджера изменились или пополнились. Знаком +, - или ? отметьте ту информацию, которая, соответственно, была вам знакома, была вам неизвестна или требует дополнительной информации.
6. Подведение итогов. Домашнее задание (Слайд № 25).
Слово учителя
Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
Для тех, кто получил наибольшее количество голосов: составьте туристический маршрут по вашей теме, подключив к нему близлежащие интересные архитектурные памятники и ландшафтные комплексы, разработайте свой фирменный стиль в рамках этого проекта.
Обязательный минимум: познакомьтесь с особенностями китайского и японского парков. Дайте их сравнительный анализ.
Для творческих и любознательных: составьте альбом интересных для вас европейских достопримечательностей.
Завершение урока (Слайд № 26).
РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ.
Топ-менеджер – квалифицированный управляющий туристическим бизнесом, возможно, даже совладелец или владелец фирмы.Тур-агент – это менеджер по работе с клиентами. Отвечает на телефонные звонки в офисе, принимает заказы на тур, занимается его подготовкой и оформлением документов.
.Менеджеры турагентства – связующее звено между клиентами и туроператорами.
В компаниях-туроператорах менеджеры занимаются разработкой и формированием туристических маршрутов, а в туристических агентствах продают их клиентам.
Менеджеры, работающие в компаниях-туроператорах:
разрабатывают маршруты составляют экскурсионные программы и планы развлекательных мероприятий бронируют места в гостиницах выкупают билеты на регулярные авиарейсы и организуют чартерные ведут переговоры с принимающей стороной занимаются оформлением страховок и виз формируют пакеты туров заключают договоры с турагентствами участвуют в проведении рекламных кампаний при возникновении конфликтных ситуаций связываются с представителями принимающей стороны и стараются разрешить их в пользу клиента.
Помимо менеджеров, в туристическом бизнесе работают экскурсоводы.
Словарная работа
Терра
·са (фр. terrasse площадка) горизонтальная или слегка наклонённая площадка, ограниченная уступом.
Каскад это водопад или серия водопадов.
Боскет (франц. bosquet, от итал. boschetto лесок, рощица), посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов.
Партер (парк) открытая часть сада или парка (в регулярном парке участки правильной формы, в пейзажном в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника; часто украшается скульптурой, фонтанами
Алле
·я (фр. allйe, aller идти) дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками
Пандус (фр. pentedouce пологий скат) прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности.
Таблица №1
Какие качества нужны менеджеру по туризму
Знания
Черты характера
Таблица № 2
Отдайте предпочтение
Итальянские парки
Французские парки
Английские сады
________________________________________________________________________________________________________________________________
экскурсовод
Менеджер компании туроператора
Менеджер экологического туризма
Менеджер экскурсионного туризма
Тур-агент
Топ-менеджер
Менеджер
по туризму
15