Конспект урока по теме «Зелёная аптека»

Окружающий мир
Тема «Зелёная аптека»
2в класс
Цели урока : создать условия для ознакомления с разнообразием лекарственных растений
Задачи урока:
Образовательные
обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач
закрепление знаний правил сбора и использования лекарственных растений
Развивающие
повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
применение полученных ранее знаний в новых условиях
совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
Воспитательные
формирование нравственно-этической ориентации
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
привитие навыков делового сотрудничества
воспитание экологического мышления и бережного отношения к природе
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
индивидуальные:
парные
Универсальные учебные действия:
личностные
смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
метапредметные
регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
предметные
основы системы научных знаний
опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
карточки
наглядное пособие
ИКТ- презентация





Ход урока.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный момент.
Цель: Организовать учащихся на дальнейшую деятельность
Время: 2 мин.
- Подравняйтесь возле своих парт и тихо сели! Сейчас у нас урок окружающего мира.
-«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко.  тёплый лучик упал на ваше лицо и тело . Вам хорошо и приятно греться на солнышке.  Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох...  вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.



Настраиваются на урок
Смыслообразование ( мотивация)

Целепологание.
Цель: Активизация ранее полученных знаний
Время: 3мин

- На доске разбросаны буквы и из них вам нужно составить слово. (один ученик выходить к доске и составляет слово)
- А сейчас ребята закройте глаза.
- Что изменилось?
- Прочитайте запись на доске.
-А что такое аптека?
Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства для оказания медицинской помощи
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(предположения детей)
- Какие цели будут у нас на уроке? (предположения детей)
Слайд
Цели:
Узнать какие растения являются лекарственными?
Лекарственные свойства растения.
Правила сбора растений.

«Зелёная аптека».


Один ученик читает на слайде

(предположения детей)







Актуализация знаний по теме
Цель: выявить у детей знания по данной теме
Время: 7 мин.
- Сейчас я бы хотела узнать, что вы уже знаете по теме нашего урока.
- У вас на столе лежат карточки, сейчас мы с вами будем играть в игру
«Верите ли вы , что» Правила: В первой колонки написаны номера вопросов, когда я буду задавать вопрос, если вы верите, то во вторую колонку ставите +, если нет, то -.

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?
2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?
3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?
4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?
5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?
6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.
7. Верите ли вы, что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.
- Мы проверим в конце урока.

- Обратите внимание на доску?
-Что скажите?
- Какую работу нам предлагают выполнить?

На полянке, у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные... (Ромашки) - Слайд

На палочке - горшок,
А в нём - сонный порошок. (Мак)- Слайд

Назван он ласково именем мальчика, Дружит с ромашкою и с одуванчиком Строен и крепок его стебелёк, В поле растёт этот синий цветок. Как же прозвали его? (Василёк)- Слайд

Душиста и на вкус приятна, Кладётся в чай. Да это... (Мята) – Слайд

Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки.
Как еще нас называют?

Для чего нас применяют? (Календула) - Слайд

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник) - Слайд

«Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)- Слайд

-Какое слово у нас получилось по вертикали?
- Что общего у этих растений?



Отвечают на вопросы


















- Это кроссворд
- Нам предлагают его решить


Ромашка



Мак





Василёк


Мята







Календула



Подорожник



Валериана
Растение
Все раст. Яв-ся лекарств.









Л:Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)















Изучение нового материала
Цель: Знать: названия лекарственных растений, их назначение, правила сбора.
Уметь: читать и анализировать текст, пересказывать его, высказывать свои предположения
Время: 23мин.
--Сейчас мы попытаемся с ними поближе познакомиться, но сначала нужно сделать зарядку и набраться сил.
3.Физминутка
На лугу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять. Разбежались по лугу
Рвать ромашки, мяту, мак, розовые кашки!
Дружно рвал весь первый класс, Вот какой букет у нас.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, и продолжать
- А сейчас узнаем, какие же растения лекарственные! Ребята нам приготовили сообщения!
Зверобой. – Слайд
В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву «страшной силой» .Говорили, что убивает любого зверя направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при простуде, при кашле. Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя. растёт на лугах.
Аптечная ромашка. - Слайд
Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек – Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар – успокоение.
Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство. Растет на лугах.

Подорожник - Слайд
Вырастает подорожник, Лишь приходит срок, На земле сухой и твердой Около дорог. Говорят о нем в народе Добрые слова. Всем поможет подорожник – Скромная трава. Если ты порезал руку Или ногу сбил, Он тебе залечит раны И прибавит сил.
Слайд Чистотел растет на скалах, на огородах. Главное лекарство в нём -это листья. Растение лечит раны, выводит бародавки, лечит аллергию на коже человека.
Слайд Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовоспалительным действием.
Рассказ о растениях.
Микроитог.
Физминутка

-А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?(да)
-Для чего они нужны эти правила?
- Ребята, а какие вы знаете правила?

Правила сбора лекарственных растений:

1.Заготовку лекарственных растений нужно проводить только в сухую, ясную, солнечную
погоду и в определённые часы суток в зависимости от заготовляемого растения;
2.Нельзя собирать растения вблизи автомобильных дорог, на полях с интенсивным внесением минеральных удобрений;
3.Запрещается заготовка редких и исчезающих, охраняемых растений, внесённую в Красную книгу.
4.Нельзя вырывать растения с корнями (за исключением однолетних видов), это приведёт к быстрому уничтожению их запасов (особенно зверобоя, мяты, душицы).
5.Не зная точный вид растения, нельзя приступать к его заготовке.







Выполняют физ-ку




















Ребята рассказывать сообщения

























Подводят итог




Выполняют физм-ку.


Примерные ответы детей
















































К: (речевая деятельность навыки сотрудничества )



П: Работа с информацией; анализ; обобщение;











Самостоятельная работа

-А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете лекарственные растения.
- Карточки на каждую парту.
Выполняют сам.раб
П: основы системы научных знаний

Первичная проверка изученного материала
- А сейчас возьмите карточки, которые были в начале урока. И давайте еще раз сыграем в игру. Может у кого то уже изменилось мнение своего ответа. Правила: когда я буду задавать вопрос, если вы верите, то во третью колонку ставите +, если нет, то -.
-
1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?
2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?
3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?
4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?
5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?
6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.
7. Верите ли вы, что детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.







Отвечают на вопросы


Итог урока
Цель: обобщить материал по изученной теме.Рефлексия.
Цель: представлять и аргументировать групповое решение
Время:

-Какие растения в нашей местности растут?
Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых::
Слайд боярышник
Слайд лопух
Слайд клевер
Слайд крапива и много других растений.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.
-Какую тему изучали на уроке?
Слайд
Продолжите фразы: Я познакомился с ... Было непросто ... У меня получилось ... Хотелось бы ... Мне запомнилось ....

Ответы детей









Зеленая аптека.
Высказывают всею точку зрения и оценивают себя
Л: самоопределение
(внутренняя позиция школьника, самооценка)



















Зверобой
В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву «страшной силой» .Говорили, что убивает любого зверя направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при простуде, при кашле. Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя. Растёт на лугах.

Аптечная ромашка
Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек – Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар – успокоение.
Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство. Растет на лугах.

Подорожник
Вырастает подорожник, Лишь приходит срок, На земле сухой и твердой Около дорог. Говорят о нем в народе Добрые слова. Всем поможет подорожник – Скромная трава. Если ты порезал руку Или ногу сбил, Он тебе залечит раны И прибавит сил.


Чистотел
Растет на скалах, на огородах. Главное лекарство в нём -это листья. Растение лечит раны, выводит бародавки, лечит аллерию на коже человека.

Тысячелистник
Многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.
















13 PAGE 14115



Заголовок 115