Конспект по урокам гражданственности Донбасса на тему Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин — кто это? (2 класс)


Алексеенко Виктория Петровна
МОУ «Школа № 106 города Донецка»
Предмет Уроки гражданственности Донбасса
2 класс
Тема: «Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин – кто это?»
Цель: раскрыть содержание понятий «гражданин», «закон»;
познакомить с Конституцией ДНР, учить ценить права людей;
расширить и углубить понятие «Я – гражданин ДНР»;
формировать у учащихся гражданские качества; развивать
позицию быть сознательными гражданами ДНР;
побуждать детей к пониманию своей значимости в стране;
воспитывать уважение и любовь к своей Родине, этическое
поведение, чувство товарищеских отношений, уважение к родным,
заботу о ближнем.
Оборудование: Конституция ДНР; проектор и экран для показа презентации; волшебный ларец; раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент:
Прозвенел звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всем хотят знать на свете.С добрым утром! Начат день.Первым делом гоним лень.
II. Объявление темы и целей урока:
Отгадайте загадку:
Мы живем спокойно в мире,
В доме, в школе и в квартире.
Охраняет всех нас он.
Он – защитник наш - … (закон).
Отгадайте загадку:
Он законы соблюдает,
И права свои он знает.
Это Родины послушный сын
Честный, добрый ….. ( гражданин)
Прогнозирование:
- Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь на этом уроке? (Ответы детей)
- Да, сегодня мы затронем вопросы основных законов в жизни человека и попытаемся определить отличие человека от гражданина. (Слайд1) (На экране появляется тема урока)
Определение работы на уроке в схемах:
- Я верю, что на сегодняшнем уроке мы узнаем много нового, будем высказывать свои мысли, поучаствуем в творческой работе, поработаем в парах. (Слайд 2) (Появляются схемы-рисунки)
III. Изучение нового материала:
1. Беседа:
- Как вы заметили, в теме урока мы встретили два слова: человек и закон. Давайте попытаемся разобраться в том, что обозначают эти слова.
- Вы живете, ходите в школу, посещаете кружки, занимаетесь спортом. И кажется, что вам никакие законы не нужны. А ведь на самом деле и вы, и ваши друзья живут по правилам. Без правил ни по дорогам ездить, ни даже в игры играть нельзя. Правила устанавливают порядок. Вы только представьте, что исчезнут правила дорожного движения. Что произойдет? (Ответы детей) Вернем все на свои места. Сразу же установится порядок на дороге. Правила начинают работать. А законы – это те же правила. Только они устанавливают правила не на дорогах, а в стране. Они определяют, сколько лет вам учиться в школе, где строить дороги, когда проводить выборы.
- Итак, что же такое закон?
Законы – это главные государственные правила, которые обязаны выполнять все граждане государства.
(Слайд 3) (Правило появляется на экране).
- Кто знает, как называется основной закон государства? (Конституция).
Конституция – это основной закон государства
(Слайд 4) (Правило открывается на экране)
- Конституция ДНР была принята 14.05.2014 года. В ней записаны права наших граждан:
Право на образование;
Право на охрану здоровья;
Право на отдых и труд;
Право на жизнь в семье со своими родителями;
Право на свободу слова и веры;
Право на собственное мнение.
(Слайд 5) (Права наших граждан)
2. Игра «Микрофон»:
- Объясните, как вы понимаете каждое из показанных на экране прав.
Физкультминутка.
- Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть на место тихо встать
3. Беседа с игровой ситуацией:
- Законы Конституции организовывают нашу жизнь, защищают наши права и самое ценное, что есть в нашем государстве. А чтобы узнать, что же является самым ценным, нужно воспользоваться одной волшебной вещью.
- В нашем классе есть волшебный ларец. В нем находится предмет, который покажет нам самое ценное сокровище нашего государства. Кто хочет его увидеть? (Дети заглядывают в ларец и видят свое отражение в зеркале).
- Так кого же вы увидели в волшебном ларце?
- Действительно, самое ценное – это мы, люди. Государство заботится о каждом из нас.
- Приведите примеры этой заботы. (Ответы детей)
4. «Мозговой штурм»:
- Вы никогда не задумывались, а кто мы? Не задавали себе вопрос «Кто я?» Давайте поразмышляем.
- Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» (Человек, ребенок, сын, дочь, ученик, гражданин)
- Человек – кто это?
Человек – это биологическое живое существо, наделенное разумом, проживающее в обществе.
(Слайд 6) (Открывается определение на экране)
- Послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе - слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
- Когда о человеке говорят, что он - человек с большой буквы?
- Кого бы вы назвали в ДНР людьми с большой буквы?
- Нам встретилось интересное слово «гражданин».
- Кто такой гражданин?
Гражданин – это человек, живущий в государстве и имеющий определенные права и обязанности, защищенный этим государством.
(Слайд 7) (Открывается определение на экране)
- Какой документ признает нас как граждан? (Конституция).
Книга – очень важная.
Она расскажет, как нам жить,
Как избежать опасности,
Нам всем добавит ясности.
Зачем, когда и почему
Все подчиняется ему
Его величеству Закону.
(Конституция)
5. Работа в парах:
- Составьте портрет настоящего гражданина. Вам необходимо отобрать и приклеить вокруг рисунка человека те качества, которые характеризуют его как настоящего гражданина.
* Уважает закон;
* Дерется;
* Честный;
* Трудолюбивый;
* Грубый;
* Целеустремленный;
* Лживый;
* Уважает права других людей;
* Обижает маленьких;
* Несет ответственность за свои поступки.
(Слайд 8) (Качества настоящего гражданина)
IV. Закрепление изученного материала.
- В «Словаре современного русского литературного языка» есть значения;
Гражданин – человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе.
Гражданин – Отечества достойный сын!
(Слайд 9) (Определения появляются на экране)
- Отношение человека к Родине выражено в пословицах.
1. Игра «Восстанови пословицы»
Родина – мать, Родине служить.
Для Родины своей Родина милей вдвойне.
Жить - что соловей без песни.
На чужой стороне, умей за неё постоять.
Человек без Родины, жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей жизни не жалей.
Жить - Родине служить.
На чужой стороне, Родина милей вдвойне.
Человек без Родины, что соловей без песни.
(Слайд 10) (Дети сравнивают свои ответы с изображением на экране)
- Что вы можете сделать для своей Родины как школьники и как граждане?
(Ответ детей)
1. Прилежно учиться;
2. Выполнять требования учителя, дежурных;
3. Соблюдать технику безопасности;
4. Беречь школьное имущество;
5. Выполнять распорядок дня;
6. Придерживаться правил культурного поведения;
7. Уважать права других.
V. Итог урока. Рефлексия.
Что такое законы?
Что такое главная книга страны, как она называется и для чего она?
Кто такой человек?
Кто такой гражданин?
Каким должен быть человек и гражданин?
Какие права и обязанности вы имеете?
Чтобы бы вы хотели пожелать народу, проживающему в нашей стране?
- Возьмите со стола разноцветные ладошки и напишите на них озвученные только что пожелания, прикрепите эти ладошки на доске в форме солнца.
Будем надеяться, что все пожелания сбудутся, и мы будем жить в мире, согласии и любви.