Рабочая программа по гражданскому образованию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сявская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю. Согласовано.
Директор МБОУ Сявской СОШ Зам. директора по УВР
Шустина Н.Н Саратова И.В.
Приказ № 103а от 31.08.15 _________________
Рабочая программа
по гражданскому образованию
3 класс
на 2015 – 2016 год
Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ледовская Светлана Евгеньевна
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № 1 от 29 августа 2015 г
Руководитель: Любимова Галина Павловна
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка------------------------------------------------------3
Общая характеристика учебного предмета (курса) ----------------4
Место предмета «Гражданское образование» в учебном плане-5
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Гражданское образование» ----------------------------------------------6
Результаты освоения предмета «Гражданское образование» --- 6
Содержание учебного предмета (курса) «Гражданское образование»--------------------------------------------------------------- 11
Тематическое планирование…………………………………… 11
Материальное обеспечение учебного процесса ..................... 21
Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной. Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др. Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций. Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее. Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
ΙΙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования. Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров. Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют метапредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе межпредметных связей с обучением грамоте, а также литературным чтением, окружающим миром, математикой и др. В курсе предусмотрено формирование личностных и метапредметных умений коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. В течение трёх лет изучаются 4 основных раздела (тематических блока), которые имеют разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения: 1Отечество. Родина. Россия. 2Познание мира. 3Культура разных народов. 4 Семья и человек. Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название. 1-я четверть. Дом, в котором мы живем. 2-я четверть. В путешествие по миру. 3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. 4-я четверть. Я и моя семья. В 3 классе представлены 2 тематических блока, каждый из которых изучается в течении полугодия. 1-я четверть и 2-я четверть. Над российскими просторами. 3-я четверть и 4-я четверть. Тепло родного очага В 4 классе представлены 2 тематических блока, каждый из которых изучается в течении полугодия. 1-я четверть и 2-я четверть. Живём мы по соседству. 3-я четверть и 4-я четверть. Из страны детства в мир взрослых. Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения. Промежуточная аттестация по предмету гражданское образование проводится в форме собеседования по вопросам, содержащий материал, изученный в течение учебного года.
ΙΙΙ. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Гражданское образование» рассчитан на 102 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ), в 4 классе так- же 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели)
ΙV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Гражданское образование является одной из обязательных составляющих личностного роста. Это система, дающая возможность человеку получить основные знания об обществе и происходящих в нем процессах, сформировать ряд умений для эффективного взаимодействия с другими людьми и раскрытия своего творческого потенциала (выражения индивидуальности), стать приверженцем демократических ценностей, а также приобрести опыт активного участия в общественной жизни. Одним из результатов обучения гражданского образования является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. – идеалы гражданского общества; – патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; – ценности безопасности (личностной, социальной, государственной); – гражданская идентичность; – национальное согласие по основным этапам становления и развития страны; – семейные ценности; – ценность человеческой жизни.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
VΙ.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс 1 четверть. Дом, в котором мы живём Земля – общий дом для всех людей. Дом, в котором мы живём: различные значения слова дом. Планета Земля - наш общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей Декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски». Отечество. Наша Родина – Россия. Понятия родина, отечество Россия – наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне – граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской березки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и традиции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. «Каждый человек имеет право на гражданство». Москва – столица нашей Родины. Москва – сердце России. История строительства Москвы. Основатель Москвы - Юрий Долгорукий. Москвичи – жители Москвы. Древняя т современная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва-река. Стихи, песни, пословицы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины. Санкт Петербург. Основание города Петром I. Санкт-Петербург – окно в Европу. Петербург – голова России, ее северная столица. Петербуржцы – жители Санкт-Петербурга. Современный Санкт-Петербург. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт-Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России. Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. Стихи и песни о родном городе. Волга – великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы – жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. Обсуждение «Чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область». Гордость за родной край( Нижний Новгород и Нижегородская область). Нижегородская ярмарка. Представление о ярмарке. Проведение ярмарки в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечения. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и Городецкая росписи. Русская матрешка. Ярмарочная карусель Обобщающий урок-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игры, конкурсы по теме «Ярмарка», коллективная роспись изделий. 2 четверть. В путешествие по миру Шар земной именуется миром. Различные значения слова мир. Мир – планета Земля. Мир – согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первоооткрыватели, путешественники. Библейская легенда «Ноев ковчег». Открываем Америку. США. Старый и Новый Свет. Открытие Америки Колумбом. Чудеса Нового света (что пришло в Европу из Америки). Коренное население Америки – индейцы, их культура и обычаи. «Песнь о Гайавате» - легенды об индейцах. Различные способы выражения своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История освоения Америки переселенцами. Сказка-небылица «Великий лесоруб Поль Баньян». США – страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью-Йорк). Небоскрёбы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы – граждане США. Английский язык. Мультфильмы У. Диснея. Диснейленд. Статья Декларации «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола, религии». Индия. Хождение за три моря. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Индия – страна древней культуры. Традиции индийцев. Дели – столица Индии. Река Ганг. Язык хинди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе отношение индийцев к животным. Кругосветное путешествие. Изменение представлений людей о форме земли. Понятие кругосветное путешествие. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Путешествие по свету. Выход человека за пределы Земли. Космические полёты. Магеллан XX века – Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудничество людей разных стран. Статья Декларации: Каждый человек имеет право уехать из своей страны, также вернуться на Родину» По новогодней карте. Новый год – праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране. Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи. Составление новогодних пожеланий. Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник в форме карнавала. Защита костюмов по микрогруппам. Представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т.д. Игры разных народов, хороводы и конкурсы. 3 четверть. В тридевятом царстве, тридесятом государстве По неведомым дорожкам. Мир сказки и далеких, неведомых стран. Добро, честность, справедливость. Главное правило общения и взаимодействия людей. В суровом северном краю. Север. Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдержанность, доброта — черты характера скандинавов. Секреты старого замка. Запад. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма. Под жарким солнцем Черной Африки. Юг. Пестрая карта Африки. Причудливость природы. Традиции и ритуалы африканских народов. Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности. Там, где восходит солнце. Восток. Древняя культура Китая и Японии. Чудеса, созданные руками человека. Понимание красоты и трудолюбие. Законы дружбы. 4 четверть. Я и моя семья Из дальних странствий возвратясь. Социальные роли человека. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений. Мир семьи. Родственники. Родители. Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники. Я и мое имя. Имена, отчества, фамилии — часть истории народа. Древние и современные русские имена. Правила вежливого обращения. Человек, его имя и добрые дела. Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Время и умение его беречь. На втором и третьем году обучения по данному курсу главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека – воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходства и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком. 3 класс 1 и 2 четверти Над Российскими просторами Отечество: старое, новое, вечное. Понятие об отечестве. Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Народное искусство. Народные мастера. Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, Ю. А. Гагарин и др.), культуры и искусства (И. Федоров, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, А. П. Павлова и др.), известные педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А. В. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены (А. А. Алехин и др.). Наше государство — Российская Федерация. Государство. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица. Города России, их гербы. Президент. Государственная Дума. Правительство. Сто народов — одна страна. Россия как федерация, ее состав. Республики, входящие в состав России, их столицы. «Большая» и «малая» родина. Россия — многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Конвенция о правах ребенка: воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между народами. Законы, по которым мы живем. Закон, различные значения этого слова. Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок). Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный. Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры. 3 и 4 четверти. Тепло родного очага В поисках счастья. Основные права человека. Конвенция о правах ребенка. Право на жизнь. Понятие счастья. Символы счастья. Жар-птица как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни. Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа сохранения человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям. Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях. Моя родословная Род. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей (на примере А. С. Пушкина). Генеалогическое древо каждого ученика. Родословная. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб. Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: право на образование. Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни. Уважение к труду учителя. Педагоги - гуманисты В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения — основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе. Я надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем Человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания. Слышу голос из прекрасного далека. Мечты о будущем: кем и каким хочет стать ребенок. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей ни взрослой жизни, в будущей семье. В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Конвенция о правах ребенка: право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи. Взаимоотношения в семье. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Домашние обязанности детей. Обычаи гостеприимства у разных ни родов. Правила гостеприимства. 4 класс 1 и 2 четверти. Живём мы по соседству Мы и наши соседи. Представление о соседстве. Соседи по дому, по школьному классу. Правила взаимоотношений с соседями. Страны-соседи. Государства-соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран. Аист на крыше. Республика Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь. Особенности природы Украины, Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания-Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых. Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города-герои. День Победы. Обычаи и традиции белорусов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасхи, Ивана Купалы. У янтарного моря. Страны Прибалтики: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы. Стихи и легенды о природе стран Балтии. Янтарь — символ Прибалтики. Предания о Вильнюсе, Риге, Таллинне. Достопримечательности этих городов. Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Национальные костюмы. Изделия народных промыслов. Традиционный праздник песни. В горах Кавказа. Страны Закавказья: Республики Грузия, Азербайджанская, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Народные ремесла. Древняя культура народов Закавказья. Почитание традиций предков. Старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев. Фольклор. Многоцветные краски Востока. Страны Центральной Евразии: Республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, ее отражение в произведениях писателей и художников, Основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники. 3 и 4 четверти. Из страны детства в мир взрослых. Я взрослею. Мир детства и мир взрослых. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка: подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Взросление, дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребенка в общество. Общественные организации. Дела и поступки на пользу другим людям. Клубы и кружки для школьников. Таинственный мир знаний. Знание. Библиотеки и другие хранилища информации. Конвенция о правах ребенка: право на доступ к информации. Роль книги в жизни человека. Энциклопедии, словари, справочники. Детская периодическая печать. Правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге. Наука и ее значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Ученые и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети-изобретатели. Пора в путь дорогу. Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: возможность свободно развиваться духовно, умственно и физически. Знакомство с памятниками культуры. Виды музеев: города-музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома-музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу. Познание «малой родины»: природа и история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы. Приглашаем в театр. Театр как искусство. История происхождения театра. Музы-покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Конвенция о правах ребенка: право участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. Приобщение детей к искусству. Досуг — дело серьезное. Понятие «досуг». Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и для других. Парк как место отдыха, познания и общения. Виды парков: национальный, культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Диснейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке.
В 2015-2016 году в учебном плане 35 недель. Поэтому календарно - тематическое планирование составлено из расчета 35 часов в год.
VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 35 недель. 35 часов.
№ Тема урока Характеристика УУД Кол-во
часов Дата
план Дата факт.
1 четверть.
Тепло родного очага.
1 В поисках счастья Иметь представление о Конвенции о правах ребёнка. Иметь представление о счастье и радости как ценностях человеческой жизни, об их символах. Уметь ориентироваться в учебнике и тетради. 1 05.09 2 Сохраняя прошлое уметь ориентироваться в историческом времени. Внимательно относиться к культурному прошлому человека. понимать в образной форме связь времён (прошлого, настоящего и будущего), их взаимозависимость, невозможность человеку жить без опоры на прошлое. 1 12.09 3 Мировое дерево Знать взаимосвязь и единство прошлого, настоящего и будущего, образ мирового древа как символа такого единства, символа центра Вселенной. Иметь представление о мировом древе у разных народов. 1 19.09 4 Моя родословная Иметь представление о таких понятиях, как род, семья, поколение, Знать правила составления генеалогического древа. 1 26.09 5 Наша школьная семейка Иметь представление о ценности и важности образования в жизни человека, о школе прошлого. Уважать труд учителя. Иметь представление о классе как школьной семейке. Учиться быть внимательными друг к другу, оказывать взаимопомощь. 1 03.10 6 Я – надежда Отечества Иметь представление о предназначении человека. Знать первоначальное понятие «Настоящий человек». Стараться учиться верить в свои возможности, в свои силы, доброе предназначение. Постараться осознать себя надеждой Отечества. Развивать стремление к самопознанию и саморазвитию. Знать понятие «здоровый образ жизни» 1 10.10 7 Слышу голос из прекрасного далёкаРазвивать воображение, умение связывать свои мечты с будущим. Иметь представление о различных профессиях. Уметь видеть ценность труда каждого человека для общества. Иметь представление о важности подготовки к взрослой жизни в детстве, напрямую связанной с развитием разнообразных интересов и потребностей, а также внутренних качеств, необходимых для выполнения социальных ролей. 1 17.10 8 В кругу родном и тесном. Знать состав своей семьи, о взаимоотношениях родственников. Иметь представления о правах и обязанностях по отношению к членам семьи. Знать обычаи гостеприимства разных народов. Учиться быть гостеприимным хозяином. 1 24.10 9 Обобщающий урок. Что в сердце бережно храним. Иметь представление о прошлом, настоящем и будущем страны, школы, семьи. Знать понятия «счастье», «старина», «предки», «потомки», «родословная» и др. Учиться сохранять память о прошлом своей родины и рода, собирать семейные реликвии. 1 31.10 2 четверть.
Над российскими просторами 1 Отечество: старое, новое, вечное. Иметь представление об Отечестве как единстве настоящего, прошлого и будущего для его граждан. Иметь представление о том, что объединяет всех соотечественников. Иметь представление о народном творчестве и его истоках 1 09.11 2 Отчизны славные сыны. Знать о людях, прославивших Россию. Иметь чувство гордости за достижения своих соотечественников, за свою страну. Уметь работать с художественной и справочной литературой. 1 16.11 3 Наше государство – Российская Федерация. Иметь представление о государстве и его признаках, о символах государства (гимн, герб, флаг).Знать символы Российской Федерации. Иметь представление о различных городах России 1 23.11 4 Сто народов – одна страна. Знать государственное устройство России (федерации). Иметь представление о многонациональной России, о культуре, традициях и обычаях её народов. Понимать необходимость уважать другие народы, жить в дружбе. Знать понятие «родина» Иметь элементарные знания о своей малой родине. 1 30.11 5 Законы, по которым мы живём. Иметь первоначальное представление о морали и праве, о законах государства. Знать что такое «Конституция РФ», основные права и обязанности граждан России, записанными в ней. Иметь первоначальное понятие о нравственной категории «справедливость» на основе представлений о справедливом (несправедливом) государстве и его законах. Учиться размышлять о будущем своей страны, опираясь на понятия «справедливость», «демократия» 1 07.12 6 Без праздника нет народа. Иметь представление о праздниках государственных, народных, религиозных, профессиональных, семейных. Знать назначение праздника Рождества, отмечаемым как народный, религиозный, государственный во многих странах мира, а также российские традиции и обычаи, связанными с Рождеством. 1 14.12 7 По родной стране. Обобщающий урок - устный журнал. Знать что такое Россия, её природу и культуру. Знать что такое государство, его признаки; уметь взаимодействовать друг с другом; учиться уважать родную страну. 1 21.12 3 четверть.
Живём мы по соседству
1 Мы и наши соседи Знать различные значения слов «соседи», «соседство». Знать понятия «государства – соседи России», «ближнее зарубежье». Запомнить правила взаимоотношений с соседями. 1 17.01 2,3 Аист на крыше Иметь представление о природе Белоруссии, Украины, Молдавии. Знать что производят в этих странах (промышленная и сельскохозяйственная продукция). Знать о необходимости создавать заповедники. Знать правила взаимопомощи в труде.
Уметь бережно относится к хлебу, уважать к труду земледельца. Учащиеся будут знать о необходимости сохранять память о подвиге народа, совершённом в Великую Отечественную войну. Иметь представление о традициях украинцев, белорусов и молдаван, о изделиях народных промыслов, народных костюмов, о блюдах национальной кухни, о народных праздниках 2 24.01
31.01 4,5 У янтарного моря Иметь представление о природе Прибалтики и о легендах прибалтийских народов. Иметь представление о янтаре как символе Балтийского моря и стран Балтии. Уметь получать радость от труда на благо людей.
Иметь представление о легендах об истории основания столиц республик Балтии – Вильнюса, Риги, Таллинна. Знать своеобразие их архитектуры. Иметь представление о традициях литовцев, латышей, эстонцев, о изделиях народных промыслов, народных костюмов, праздниках. 2 07.02
14.02 6,7 В горах Кавказа Иметь представление о древней культуре народов Закавказья – памятниках архитектуры, традициях и праздниках
Иметь представление о древней культуре народов Закавказья – памятниках архитектуры, традициях и праздниках 2 21.02
28.02 8,9 Многоцветные краски Востока. Иметь представление об образе стран Центральной Евразии. Знать понятие о мудрости и нравственных ценностях, которые считаются главными на Востоке. Иметь представление о культуре, некоторых традициях и обычаях народов Средней Азии и Казахстана.
Знать обычаи и традиции народов Средней Азии и Казахстана, черты их характера и нравственные ценности. 2 07.03
14.03 10 Фестивальные встречи. Обобщающий урок. Знать о странах ближнего зарубежья, систематизировать их представления о культуре разных народов, способствовать желанию детей проявлять гостеприимство, подвести к пониманию ценностей, общих для разных народов. 1 21.03 4 четверть.
Из страны детства в мир взрослых.
1 Я взрослею Понимать название темы четверти «Из страны детства в мир взрослых». Знать что такое Конвенция и права ребёнка. Понимать что значит взрослеть. Иметь представление о различных значениях слова «общество», о том, как связаны человек и общество. Иметь представление о различных общественных организациях. 1 04.04 2,3 Таинственный мир знаний Иметь представление о различных источниках и носителях информации, а также о библиотеке как хранилища информации. Знать назначение словарей и энциклопедий. Знать основные правила бережного отношения к книге и поведения в библиотеке 2 11.04
18.04 4,5 Пора в путь-дорогу Знать значение путешествий в жизни человека, их влияние на духовное, умственное и физическое развитие личности. Иметь представление о различных видах музеев (город – музей, дом – музей, краеведческий, художественный музей). Знать правила культурного поведения на экскурсиях по городу, в музее
Иметь мотивацию к изучению истории, природы родного края. Развивать патриотические чувства на основе краеведческого материала. Знать правила поведения в походе, бережного отношения к природе. Знать историю, символы и традиции Олимпийских игр. Знать роль физической подготовки в жизни человека 2 25.04
02.05 6 Приглашаем в театр Иметь представление о мире театрального искусства, о театре как области культуры. Знать историю происхождения театрального искусства. Знать правила поведения в театре. Развивать свои творческие возможности детей. 1 09.05 7 Досуг – дело серьёзное Иметь представление о том, как проводить досуг с пользой для себя и для других. Знать правила дружной игры, уметь пользоваться ими. Знать правила поведения общения со знакомыми и незнакомыми людьми, о правилах культурного поведения в общественных местах, уметь пользоваться этими правилами. Знать различные виды парков. 1 16.05 8, 9 Парк чудес и открытий. Обобщающий урок. Знать правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Развивать свои творческие способности. Знать правила поведения в общественных местах. 2 23.05
30.05 VΙΙΙ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Авторская программа “Гражданское образование в начальных классах» 2013 г (С.К.Тивикова, Н.Н. Деменева и др.)
«Кораблик» (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) – учебник по гражданскому образованию 2 класс.
«Жар-птица» (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) – учебник по гражданскому образованию 3 класс. Рабочая тетрадь «Кораблик» 2 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) Рабочая тетрадь «Жар-птица» 3 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Рабочая тетрадь «Жар-птица» 4 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.)
2.Технические средства обучения
Аудиторная доска
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Принтер