Урок гражданственности Твои права и обязанности

План-конспект урока гражданственности Донбасса
1. Класс 6-Б Дата 19.12.16
2. Урок № 15 в теме №11 микросферы «Человек и закон» в Макросфере 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
3. Тема урока: Твои права и обязанности.

4. Тип урока: урок освоения новых знаний, урок-диалог.
5. Цели урока:
обучающие:
* продолжить изучение основных прав человека;
*сформировать представление о политических правах граждан;
*ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка и правами, которые гарантирует им государство;
развивающие:
*развивать умения самостоятельно ставить задачи, работать с документами;
* развивать творческое мышление;
воспитывающие:
*продолжить работу над утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей;
* воспитывать у учащихся уважение к правам и свободам, раскрыть связь прав, свобод и обязанностей;
* воспитывать гуманность, активность, ответственность.
6. Формируемые УУД :
* познавательные
*коммуникативные
* регулятивные
*личностные
7.Планируемые методы, приемы, технологии:
*словесные, наглядные, практические
*рассказ, беседа, работа в парах, метод иллюстраций
*технологии развивающего обучения, использование игровых методов, здоровьесберегающие технологии
8. Ключевые дефиниции, даты: права, свободы, обязанности, правоспособность, дееспособность
9. Оборудование: Конвенция о правах ребенка, Конституция ДНР и вытяжки из Конституции ДНР , карточки со статьями из Конвенции о правах ребенка, ноутбук, детские рисунки, песни, пословицы и поговорки.
10. Ожидаемые результаты : знание прав, свобод и обязанностей
11. Домашнее задание. Подобрать материал из прессы или электронных СМИ о соблюдении или нарушении прав человека (2-3 примера)





Ход урока:

І. Организация класса.

Приветствие. Организация рабочего места.
ІІ. Актуализация опорных знаний. Сегодня на уроке мы собрались для серьезного разговора. А тему нашего урока давайте определим вместе. Для этого посмотрим отрывок из мультфильма

Просмотр мультфильма «Азбука прав ребенка. Каждый ребенок имеет право»:
-Как мы сформулируем тему урока?( Дети предлагают свои варианты)
-Итак, тема урока «Твои права и обязанности» (Записывают в тетрадь)

 2.  Целеполагание:
1ребенок : Очень много стран на свете, это знает каждый.
 Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
 Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
 2 ребенок .: Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
 Но главней, нужней, важней для страны - ребенок! 
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
 Всей Земле права его – право на надежду!!!
 Учитель: Как вы понимаете последние слова?
 Учащиеся: Каждый ребёнок может надеяться на то, что будет иметь права.
- Как вы думаете, какие цели и задачи нашего урока? (Дети предлагают свои варианты ответа)
Предполагаемый ответ:
*продолжить изучение основных прав человека;
*получить представление о политических правах граждан;
*познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и правами, которые гарантирует Конституция ДНР;
* узнать, какая связь между правами, свободами и обязанностями.

ІІІ. Мотивация.
--Для чего нужно изучать права человека? Права ребенка? (Предполагаемый ответ: Чтобы достойно жить)
- В каких документах раскрыты права человека? Права ребенка? (Предполагаемый ответ: Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Конвенция о правах ребенка 1989г., Конституция ДНР 2014г.

IV. Работа по теме урока.

Рассказ учителя с элементами беседы.
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА» принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
 В 1990 году большинство стран мира – членов ООН – подписали соглашение, которое установило, как нужно обращаться с детьми, независимо от того, откуда они родом и кто они.
Ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет.
-Просмотрите основные положения Конвенции о правах ребенка и проанализируйте их по следующим вопросам: ( Приложение №1)
Сверьте, соответствуют ли потребности ребенка с пунктами статьи из Конвенции.
(Заслушать примеры, обсудить их.)
Какие две статьи вы бы выбрали, если было нужно оставить только две, почему вы так считаете, насколько они важны?
 (Заслушать все варианты ответов, обсудить.)

- Как вы думаете, кто выступает гарантом выполнения прав ребёнка? (Ответы детей)

ВЫВОД. Гарантом выполнения прав ребёнка выступает Государство.
Давайте убедимся в этом, обратившись к Конституции Донецкой Народной Республики:
- «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц.» (Глава 1, статья 3 Конституции ДНР)
- «В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.» (Глава 2, статья 12 Конституции ДНР)
2. Творческая работа
-А сейчас, ребята, поработаем в парах. Каждая пара получает одну из статей Конституции ДНР. Попробуйте нарисовать то, что написано в задании, а потом мы с вами организуем выставку. (Дети рисуют в парах)
V. Физкультминутка.
(Рисунки прикрепляются на доске)
-У нас с вами получилась хорошая выставка рисунков. Попытаемся ее оживить и озвучить. Подумайте и вспомните песни, стихотворения, пословицы, поговорки, которые можно применить к различным правам человека. Например,
а) право на образование песня «Чему учат в школе?»
пословица «Ученье-свет, а неученье - тьма»
б) право на жизнь песня «Я люблю тебя, жизнь!»
пословица «Жизнь прожить- не поле перейти»
в) право на медпомощь сказка «Айболит»
песня «Люди в белых халатах»
г) право на отдых песня «Я на солнышке лежу»
пословица «Делу –время, потехе- час»
д) право на имя, гражданство песня «Родина моя», « То березка, то рябина» , песни с именами, пословица «Жить- Родине служить»
е) право на труд песни о профессиях
пословица «Труд кормит, а лень портит»

3. Работа с понятием «права».

- Что же такое права, свободы и обязанности человека? Обратимся за помощью к словарю или Интернету.
Права
· челове
·ка  это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство. Права делятся на группы:
-Гражданские или личные: права на жизнь, на свободу, на неприкосновенность;
-Политические : права на участие в управлении государством, на объединения;
-Социально-экономические: права на труд, отдых, на жилище, на охрану здоровья, на образование;
-Культурные: права на участие в культурной жизни, свобода творчества.
Свободы  это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями
- Кто защищает права детей? (Ответы детей)

1. Родители ребенка, лица, их заменяющие.  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления.  3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.  4. Общественные организации, СМИ. 5. Международные организации.
-Почему дети нуждаются в особой защите?(Ответы детей)
- Когда у детей появляются права? (Ответы детей)
Правоспособность - способность иметь права. Правоспособность возникает с момента рождения человека. (Записывают в тетради) Дееспособность - способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Дееспособность наступает постепенно , а в полном объеме - с наступлением совершеннолетия ( то есть по достижении 18-летнего возраста).  4.Работа с понятием «обязанности»
“Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях .” Э.Борк
- Хотя у тебя много прав, позволено далеко не все. Используя свои права, нельзя действовать в ущерб другим людям или ограничивать их права. Права влекут за собой и определенные обязанности. На самом деле, права не могут существовать без обязанностей, ибо тогда право не будет осуществлено.
Обязанность – это долг, мера должного, общественно необходимого поведения каждого человека.
- Какие обязанности вы знаете ? (Ответы детей)
Обязанности делятся на:  Экономические – обязанность отдавать часть своей прибыли в виде налога на общественные нужды и пр.  Политические – придерживаться Конституции и законов, защищать свою Родину и т.п.  Социальные – обязанность учиться, работать.  Культурные – заботливо относиться к памятниками истории культуры человечества и пр.  Экологические – беречь природу, возмещать убытки, причинённые природе.
Права человека связаны с обязанностями, потому что обязанности обеспечивают соблюдение прав. Права человека не безграничны. Нельзя использовать свои права во вред другим людям и обществу. Надо помнить правило: «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
ВЫВОД. Права есть и у детей, и у взрослых. Нужно уважать права друг друга. У взрослого человека становится больше прав, а его обязанности усложняются.
ПРАВА НАДО ЗНАТЬ, А ОБЯЗАННОСТИ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ.
5. Утверждение в классном коллективе демократических ценностей.

- Ребята, вы – будущее Донецкой Народной Республики. На вас общество возлагает большие надежды. Именно вам предстоит строить новое государство, в котором будут воплощены высшие демократические ценности: Свобода, Совесть, Справедливость, Равенство.

- У каждого из вас есть определённые обязанности. Сейчас обсудите в парах и назовите ценности, которые бы вы хотели утвердить в нашем классе. (Работа в парах. Заслушивание ответов) –отвечать за свои слова и поступки;
–помогать друг другу;
-- быть активными;
–быть честными;
–радоваться успеху товарища;
-– учимся признавать, что были не правы.

 Помните п р а в и л о:  К людям надо относится так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

- Подумайте, с какой статьёй Конституции ДНР перекликается это правило жизни в коллективе?
Статья 49 Каждый, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы Донецкой Народной Республики, уважать права и свободы других лиц.

VI. Рефлексия. -Вам понравился урок? - Мы выполнили задачи урока? –Что нового вы узнали на уроке? - Что бы еще хотели узнать?
СЮРПРИЗ (19 декабря – день Святого Николая. Вы целый год хорошо себя вели, поэтому к вам в гости пришел его посланник и принес вам сладости)
Заходит Дед Мороз, поздравляет с праздником и дарит детям конфеты.
VII. Итог урока.
- Мы с вами ознакомились с основными правами и обязанностями гражданина Донецкой Народной Республики.
Вопросы:
- Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
- Когда была принята Конвенция о правах ребенка? Конституция ДНР?
- Что представляет собой Конвенция?
- Какие основные права вам известны?
- В каком международном документе записаны права детей?
Задание:

- Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте правило, которое должно стать главным для каждого из нас.

Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . р. .сп. .бл. .к. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . см. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св. й р. .сп. .бл. .к. . ?
(Не спрашивай, что республика может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей республики?)
VIII. Домашнее задание. Подобрать материал из прессы или электронных СМИ о соблюдении или нарушении прав человека (2-3 примера)
Пожелание:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
  Спасибо за работу на уроке.

Приложение №1
Основные положения Конвенции о правах ребенка
 

·                   Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

·                   Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на приобретение гражданства.

·                   Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждение ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

·                   Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

·                   Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

·                   Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

·                   Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

·                   Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

·                   Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился.

·                   Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу.

·                   Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

·                   Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

·                   Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

·                   Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

·                   Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

·                   Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.

·                   Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

·                   Смертельная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

·                   Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

·                   Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть обеспечена специальная защита.

·                   Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

·                   Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержание их под стражей, должен быть беспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

·                   Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

·                   Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенциях правах как взрослых, так и детей.















15