РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс УМК Школа 2100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 4 класса
Пояснительная записка
Данная программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2004г.), Примерной программы начального общего образования, Программы «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и методических рекомендаций УМК «Школа 2100»: «Уроки литературного чтения в 4-м классе» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева), – М.; Баласс, 2012г.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития интереса обучающихся к чтению заложения основ формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цели изучения учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора обучающихся, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.
В рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка: овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
·
·овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; приобщение к литературе как искусству слова; приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни
через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в учебном году – 136 часов
Количество часов в неделю – 4 часа
№
Тема, раздел
Кол-во часов
в программе
по предмету
Кол-во часов
в рабочей программе по предмету
Контрольные работы
(в том числе)
Практическая часть предмета
(внеклассное чтение, развитие речи и др.)
(в том числе)
1.
Раздел I. Произведения современной детской литературы разных жанров
8
8
1 п/р
1 вн/ч
1 с
2
Раздел II. У истоков русской детской литературы
20
20
2 п/р
1 вн/ч 2 т/чт
1 с
3
Раздел III. Детская литература XIXвек
38
38
2 п/р
3 вн/ч 1 т/чт
2 с
4
Раздел IV. Детская литература XXвека.
35
35
1 п/р
1 вн/ч
5
Раздел V. Детская литература 30-50-х гг.
10
10
1 вн/ч 1 т/чт
6
Раздел VI. Детская литература 60 – 90-х гг.
21
21
1 п/р
2 вн/ч 1 т/чт
ИТОГО:
136
136
6
Результаты изучения учебного предмета
Содержание учебного предмета направлено на освоение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует образовательной программе школы.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе обучаются дети
9–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках литературного чтения они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Содержание программы
Тематика чтения.
Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова., статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.
Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20-30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы
С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».
Детская литература 30-50-х гг.
Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 60-90-х гг.
«Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой,
Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры
Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Чтение. Работа с текстом.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно - популярному и художественному тексту;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в
практической деятельности;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героя);
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героя);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели
чтения;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой. Без использования терминологии.
Раздел «Творческая деятельность»
Выпускник научится:
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
художественной выразительности (в том числе из текста).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Список литературы, рекомендованный учащимся:
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Часть 1. – М.: Баласс, 2012;
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Часть 2. – М.: Баласс, 2012;
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света 4 класс. – М.: Баласс, 2012
2. Список литературы для учителя
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, перераб. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО,2012. (Серия «Свободный ум»)
Авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2012).
3. Дополнительная литература.
1. В мире природы, истории и литературы: сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Круглова, Т. А. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания / Т. А. Круглова. – М.: Экзамен, 2011.
3. Кузнецова, М. И. Литературное чтение. 4 класс: зачетные работы / М. И. Кузнецова. – М.: Экзамен, 2011.
4. Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой
/ авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Литературное чтение. 4 класс: тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2011
6. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М.: Ювента, 2008.
7. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011.
8. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М.: Энас, 2006.
9. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
10. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3–4 классы / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М.: Баласс, 2010.
4. Интернет-ресурсы.
1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.skool2100.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа www.uroki.ru
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
6. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
7. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Информационно-коммуникативные средства.
1. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия. – М. : Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
3. Звуки Природы. – М. : RMG, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Литературное чтение. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа 2100» / Н. В. Лободина, Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литературное чтение, 4 б класс
2014 – 2015 учебный год
№ урока
Сроки изучения учебного материала
Разделы, темы и тип уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Контроль
(форма, дата)
Практическая часть предмета (внеаудиторные часы)
Наглядность
ТСО
I четверть (36ч)
Раздел I. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 час)
1
1.09
Введение. Пролог. Понятие о прологе. (Урок открытия нового знания)
1
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Презентация
2
3.09
Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. (Урок рефлексии)
1
3
4.09
Фантастическая повесть Е. Велтистов «Приключения Электроника».
Вн.чт. «По следам прочитанных книг» (урок открытия нового знания)
1
сочинение
Презентация
4
5.09
Е. Велтистов «Приключения Электроника». (Урок рефлексии)
1
5
8.09
Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести. (урок открытия нового знания)
1
6
10.09
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». (Урок открытия нового знания)
1
7
11.09
Обобщение по разделу.
Проверочная работа №1.(Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
8
12.09
Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках. (Урок рефлексии)
1
Презентация
9
15.09
Р/р Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. (Урок открытия нового знания)
1
Раздел II. У истоков русской детской литературы (20 часов)
10
17.09
Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов», Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой» (урок открытия нового знания)
1
Чтение
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план тек- ста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
11
18.09
«Повесть временных лет». «Расселение славян» (урок открытия нового знания)
1
Презентация
12
19.09
Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки» (Урок открытия нового знания)
1
13
22.09
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. (Урок открытия нового знания)
1
14
24.09
«Поучение Владимира Мономаха» Что читали наши предки в 15-16 веках. Поучение и светский рассказ «О поселянине и медведице» (Урок рефлексии)
1
15
25.09
Путешествие 1. Справщик Савватий - первый детский поэт. Стихи Савватия. (Урок открытия нового знания)
1
16
26.09
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина (Урок открытия нового знания)
1
17
29.09
Путешествие 2. Конец 18 века. Сон незнакомого мальчика. (Урок открытия нового знания)
1
18
1.10
Конец 18 века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. (Урок рефлексии)
1
Презентация
19
2.10
Обобщение по разделу. «У истоков русской детской литературы»
Проверочная работа №2. (Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
20
3.10
Вн.чт. Книги о книгах. (Урок рефлексии)
1
21
610
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». (Урок открытия нового знания)
1
22
8.10
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». (Урок открытия нового знания)
1
23
9.10
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
24
10.10
Статья Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» (Урок открытия нового знания)
1
25
13.10
Статья Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» (Урок рефлексии)
1
26
15.10
Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» (Урок открытия нового знания)
1
27
16.10
Обобщение по разделу. Зарождение, становление и развитие детской литературы 11-18 веков.
Проверочная работа №3. (Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
28
17.10
Вн.чт. Писатели о себе (автобиографические книги) (Урок рефлексии)
1
29
20.10
Р/р. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (Урок рефлексии)
1
Раздел III. Детская литература XIXвек. (38 часов)
30
22.10
Путешествие 3. Москва начало 19 века. И. А..Крылов «Слон и Моська» (Урок открытия нового знания)
1
Презентация «И.Крылов»
31
23.10
И.Крылов «Квартет» Характерные особенности жанра басни. (Урок открытия нового знания)
1
32
24.10
Обобщение. Басни И.А. Крылова. (Урок рефлексии)
1
33
27.10
Путешествие 4. 1828 год.
А. Погорельский Первая русская литературная сказка «Черная курица» (Урок открытия нового знания)
1
34
29.10
А. Погорельский «Черная курица». (Урок рефлексии)
1
Выставка книг
Презентация
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
35
30.10
А. Погорельский «Черная курица». (Урок рефлексии)
1
36
31.10
А. Погорельский «Черная курица». (Урок рефлексии)
1
II четверть (28ч)
37
10.11
Путешествие 5. Лето 1831года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой. (Урок открытия нового знания)
1
Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.
38
12.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». (Урок открытия нового знания), (Уроки рефлексии)
1
39
13.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». (Урок рефлексии)
1
40
14.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». (Урок рефлексии)
1
41
17.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». (Урок рефлексии)
1
42
19.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». (Урок рефлексии)
1
43
20.11
Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (Урок рефлексии)
1
44
21.11
В. Жуковский «Спящая царевна». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация В. Жуковский «Спящая царевна»
45
24.11
Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А Жуковского (обобщение) (Урок рефлексии)
1
46
26.11
В. Даль «Война грибов с ягодами», «Кузовок» (Урок открытия нового знания)
1
47
27.11
Р/р Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю) (Урок рефлексии)
1
48
28.11
А. Ишимова «Славяне». (Урок рефлексии)
1
49
1.12
Обобщение по разделу. Проверочная работа №4. (Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
50
3.12
Вн.чт. «Литературные сказки писателей 19 века». (Урок рефлексии)
1
51
4.12
Путешествие 6. Мир и природа на страницах книг. (Урок открытия нового знания)
1
52
5.12
Библиотечный урок. Справочная литература. (Урок открытия нового знания)
1
53
8.12
Стихи о природе А. Толстого, А. Плещеева. (Урок открытия нового знания)
1
54
10.12
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе. (Урок открытия нового знания)
1
55
11.12
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
56
12.12
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1
57
15.12
Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги. (Урок открытия нового знания)
1
58
17.12
Л. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», (Урок открытия нового знания)
1
Выставка книг
59
18.12
Л. Толстой «Как ходят деревья». (Урок открытия нового знания)
1
60
19.12
Проверка техники чтения.
1
Проверка техники чтения
61
22.12
К. Ушинский «Столица и губернский город (Урок открытия нового знания)
1
62
24.12
К. Ушинский «Деревья и уездный город», «Проселочная дорога» (Урок открытия нового знания)
1
63
25.12
К. Ушинский «Деревья и уездный город», «Проселочная дорога» (Урок открытия нового знания)
1
64
26.12
К. Ушинский «Наше Отечество» (Урок открытия нового знания)
1
III четверть (42ч)
65
8.01
К.Д.Ушинский «Жалобы зайки» Сочинение-подражание Ушинскому (Урок развивающего контроля)
1
66
9.01
А. Куприн «Слон».
(Урок открытия нового знания)
1
Презентация
67
12.01
А. Куприн «Слон».
(Урок открытия нового знания)
1
68
14.01
А. Куприн «Слон».
(Урок открытия нового знания)
1
69
15.01
Обобщение по разделу. Проверочная работа №5. (Урок развивающего контроля)
1
проверочная работа
70
16.01
Вн.чт. Произведения А.П.Чехова для детей «Писатели 19 – 20 веков». (Урок открытия нового знания)
1
Раздел IV. Детская литература XXвек. (28часов)
71
19.01
Путешествие 8. (В библиотеку) Загадки Л. Чарской (Урок открытия нового знания)
1
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; характеризовать героев; участвовать в обобщающей беседе по вопросам.
Понимать содержание литературного произведения, выразительно читать. Уметь формулировать вопросы по содержанию прочитанного, оценивать события и героев произведения.
Читать осознанно художественный текст «про себя»; определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы
http://school-collection.edu.ru/
портрет писателя
72
21.01
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
1
73
22.01
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
1
74
23.01
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».
1
75
26.01
Вн.чт. Мир детства на страницах русской класики19-20 веков. (Урок открытия нового знания)
1
76
28.01
Путешествие 9. Петроград, 1923год Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». (Урок открытия нового знания)
1
Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»
77
29.01
Петроград, 1923год Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».
1
78
30.01
К. Чуковский «Телефон», «От двух до пяти». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
Выставка книг
79
2.02
«Обэриуты». Стихи Д. Хармса (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
80
4.02
Стихи Ю. Владимирова «Чудаки» (Урок открытия нового знания)
1
81
5.02
Стихи А. Введенского «О рыбаке и судаке» (Урок открытия нового знания)
1
82
6.02
Вн.чт. Современные чудаки.(Урок рефлексии)
1
83
9.02
Путешествие 10. «Вокруг Маршака». (Урок открытия нового знания)
1
84
11.02
С. Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем». (Урок открытия нового знания)
1
85
12.02
Вн.чт. Современные детские журналы. .(Урок рефлексии)
1
86
13.02
Е. Шварц «Два брата». Б. Галанов «Книжка про книжки». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
87
16.02
Е. Шварц «Два брата». Б. Галанов «Книжка про книжки».
1
88
18.02
Е. Шварц «Два брата». Б. Галанов «Книжка про книжки».
1
89
19.02
Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок) «Пишу на ту же тему по-своему» (Урок открытия нового знания)
1
90
20.02
А. Толстой «Фофка (Урок открытия нового знания)
1
Выставка книг
портрет писателя
91
25.02
А. Толстой «Кот сметанный рот». (Урок открытия нового знания)
1
92
26.02
М. Пришвин «Изобретатель». (Урок открытия нового знания)
1
93
27.02
С. Маршак «Сила жизни». Обобщение по разделу. (Урок развивающего контроля)
1
94
2.03
Р.Киплинг «На далёкой Амазонке» (Урок открытия нового знания)
1
95
4.03
Р.Бёрнс «В горах моё сердце» (Урок открытия нового знания)
1
96
5.03
А Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. (Урок открытия нового знания)
1
97
6.03
Обобщение Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература XX века» (Урок развивающего контроля)
1
проверочная
работа
98
9.03
Вн.чт. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) (Урок открытия нового знания)
1
99
11.03
Путешествие 11. 1928год.
В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
100
12.03
В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». (Урок открытия нового знания)
1
101
14.03
А.Барто «Снегирь» (Урок открытия нового знания)
1
102
16.03
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом», «Три Толстяка» (Урок открытия нового знания)
1
103
18.03
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом», «Три Толстяка» (Урок открытия нового знания)
1
104
19.03
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом», «Три Толстяка» (Урок открытия нового знания)
1
105
20.03
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом». Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» Практикум «Учусь работать с научно- популярным текстом. (Урок открытия нового знания)
1
Раздел V. Детская литература 30-50-х гг. (10часов)
106
30.03
Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
107
1.04
А. Гайдар «Тимур и его команда».
(Урок рефлексии)
1
Презентация
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков)
Выставка книг
108
2.04
А. Гайдар «Тимур и его команда».
(Урок рефлексии)
1
109
3.04
А. Гайдар «Тимур и его команда».
(Урок рефлексии)
1
110
6.04
Путешествие 13. Н. Носов «Федина задача». (Урок открытия нового знания)
1
Презентация «Николай Николаевич Носов»
111
8.04
В. Драгунский «Что любит Мишка». (Урок открытия нового знания)
1
112
9.04
Вн.чт. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотникова. (Урок рефлексии)
1
Вн. чтение
113
10.04
Вн.чт. Юмористические рассказы Н.Носова (Урок рефлексии)
1
114
13.05
Стихи А. Барто. Юмор или сатира? (Урок открытия нового знания)
1
Презентация «Агния Львовна Барто»
115
15.05
Вн.чт. «Не про меня ли это?» (Весёлые произведения В. Голявкина, И Пивоваровой) (Урок рефлексии)
1
Вн. чтение
Раздел VI. Детская литература 60 – 90-х гг. (21час)
116
16.04
Путешествие 14. Стихи Б. Заходера, Е. Благининой, Ю.Коринца. (Урок открытия нового знания)
1
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; определять авторские особенности;
выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; импровизировать произведения; размышлять о творчестве поэтов; рассказывать об авторах произведений; создавать собственные миниатюры
Различать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки).
Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; рисовать волшебный цветок; участвовать в обобщающей беседе
Презентация «Жизнь и творчество Заходера»
117
17.04
Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира (Урок открытия нового знания)
1
Выставка книг
118
20.04
Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского. (Урок открытия нового знания)
1
119
22.04
Стихи С. Черного, В. Долиной. (Урок открытия нового знания)
1
120
23.04
Миниатюры Г. Цыферова. (Урок открытия нового знания)
1
121
24.04
Стихи Н. Матвеевой. (Урок открытия нового знания)
1
122
27.04
Любимые стихи.
Вн.чт. «Любимые стихи» (Урок рефлексии)
1
Вн. чтение
123
29.04
Практикум «Учусь читать лирический текст». (Урок открытия нового знания)
1
124
30.04
Обобщение по разделу. Проверочная работа №7. (Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
125
11.05
С. Козлов «Снежный цветок» - пьеса-сказка. (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
126
13.05
С. Козлов «Снежный цветок» - пьеса-сказка. (Урок открытия нового знания)
1
127
14.05
С. Козлов «Снежный цветок» - пьеса-сказка. (Урок открытия нового знания)
1
128
15.05
С. Козлов «Снежный цветок» - пьеса-сказка. (Урок открытия нового знания)
1
129
18.05
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». « Ерунда на постном масле!» (Урок открытия нового знания)
1
130
20.05
К. Драгунская «Крайний случай». « Ерунда на постном масле!» (Урок открытия нового знания)
1
Презентация
131
21.05
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета». (Урок открытия нового знания)
1
132
22.05
Проверка техники чтения за 2 полугодие
1
Проверка техники чтения
133
25.05
Обобщение по всему курсу. Проверочная работа №8 (итоговая)по теме «Интервью у детского писателя» (Урок развивающего контроля)
1
Проверочная работа
134
27.05
Эпилог. Письмо к читателям. (Урок рефлексии)
1
135
28.05
Вн.чт. О чем можно, о чем хочется читать (Урок рефлексии)
1
Вн. чтение
136
30.05
Путешествие по «океану света» (Урок рефлексии)
1
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 515