Педагогический совет на тему Роль моего предмета в будущей жизни ученика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ
"Роль моего предмета в будущей жизни ученика"
Цель: выработка единых представлений участников педагогического процесса о генеральных целях предметного обучения в школе, влияние предметного обучения на самоопределение ученика в будущей жизни.
Задачи:
осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
определение уровня осознания участниками педагогического процесса целей и задач предметного обучения
выявление первоочередных задач предметного обучения в средней школе
включение всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.
Эпиграф.
“Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать их ногами.” (А.П.Чехов)
Уважаемые коллеги, согласитесь, что в наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе. И, конечно, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами. С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. К 11 классу их уже 14. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика или история, ИЗО или физика, поэтому неслучайно наш сегодняшний педагогический совет мы посвятим роли предмета в будущей жизни наших учеников.
Цель нашего педагогического совета - выработать единые представления о целях предметного обучения в школе, определить способы достижения этих целей.
Задачи педагогического совета:
Осмысление педагогами собственной управленческой, обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
Определение уровня осознания педагогами целей и задач предметного обучения.
Выявление первоочередных задач предметного обучения в школе.
Включение в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации
- разработка алгоритма формирования личностных УУД.
Эпиграфом нашего педсовета являются слова А. П. Чехова: " Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии, нельзя делать их игрушкой своего настроения: то лобызать, то бешено топтать их ногами."
Ведь учителю нужно не просто заложить в маленькие, суетливые детские головки элементарные знания, без которых в жизни не обойтись; но и воспитать в малыше личность, или заложить основы для ее развития в будущем; научить правильно себя вести, привить такие качества как совесть, порядочность, доброта, щедрость, искренность.. В современных условиях, когда родители, как правило, основную часть своего времени проводят на работе, именно на школьных учителей возлагается обязанность воспитать ребенка, подготовить его к взрослой жизни, вовремя уследить негативные тенденции в его поведении и принять меры по их коррекции. В таких условиях неправильный педагогический подход или же полное безразличие к жизни учеников за стенами школы и перекладывание, как следствие, ответственности за все на родителей (а с их стороны, в свою очередь, на школу) приводит к серьезным упущениям в воспитании и нарушениям в процессе развития личности. Это только поначалу профессия преподавателя может показаться простой. На самом же деле, она имеет множество незаметных на первый взгляд нюансов.
Во-первых, это большая ответственность. Ведь именно от нас во многом зависит, кто вырастет из наших учеников и как впоследствии сложится их судьба... Именно мы закладываем основы для их дальнейшего развития.
Во-вторых, помимо любви к детям, мы должны на высоком уровне владеть своим предметом, чтобы, с одной стороны, дать ученикам основные, необходимые им знания, минуя лишнее, второстепенное и необязательное; а с другой, снабдить более полной, глубокой информацией заинтересованную именно нашим предметом часть класса.
В-третъих, мы просто обязаны любить свой предмет! Иначе мы никогда не заинтересуем им детей, и мотивация для его изучения будет слишком слабой.
Но как можно научить учиться? Решение этой проблемы может быть найдено в системе универсальных учебных действий, которые составляют фундаментальное ядро образования. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком ( собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Педагоги так или иначе формируют у детей универсальные учебные действия: мыслительные операции сравнения и обобщения, систематизации, работы с разными видами текста, общеучебные, организационные умения, общие принципы работы с различными источниками и т.д.- но делают это не всегда осознанно, ибо раньше перед нами таких задач не ставилось.
Проблема действительно серьезная. И возникают не менее серьезные вопросы, каким способом это делать, где взять знания о нормах выполнения УУД, каким образом в условиях частичного сокращения учебного времени, отсутствия часов в учебном плане, учебников, ориентирующих школьников на самостоятельную учебную деятельность, найти эффективные средства освоить с детьми «универсальную программу» компетенций, чтобы обеспечить достижение нового образовательного результата на достаточном уровне.
Но а вообще-то учителем нужно родиться! И, если каких-то качеств у нас недостает, а желание работать по данной специальности достаточно сильное, можно путем самовоспитания и неуклонной работы над собой добиться необходимого результата.
Великий художник Николай Константинович Рерих большое значение придавал учителю. В его широком психологическом диапазоне творчества особое место занимает серия «Его страна», посвящённая личности. Картина «Жемчуг исканий» как раз повествует нам о предназначении учителя.
( Показ картины)
На фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами, изображены Учитель и ученик. Они склонились над «ожерельем» в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной, и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда закончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем Гуру, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Связь истинного учителя и чуткого ученика священна, она настолько плотна на энергетическом уровне, что побуждает гениев возвышать цели и итоги этого познания.
Так кто он - современный учитель? Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе. Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой. Такую возможность мы предоставили нашим ученикам, и они дали ответ на вопрос: какой он- современный учитель? (Высказывания Мячиной Татьяны, Шачнева Александра)
Это мнение наших учеников.
Продолжая дальше, возникает вопрос: А какой он - современный ученик? О чём думает? Чего хочет добиться в жизни? Послушаем, что они думают о себе сами. (Выступление Николаевой Алены)
Из выступлений школьников можно сделать следующие выводы: подростки-люди трудные, но инициативные; проявляют интерес к Интернет- ресурсам, занятиям
·спортом; уже определившиеся в выборе дальнейшего обучения; у них проблемы в нехватке времени, так как школьный день насыщен до предела изучением предметов, обязательных при получении полного среднего образования, но не нужных в дальнейшей жизни.
А что думаете Вы, уважаемые коллеги, какой он, современный ученик? Давайте вспомним модель современного выпускника, которую мы с Вами уже создавали.
Модель выпускника:
- способный находить и применять нужную информацию
- способный видеть и решать проблемы
- толерантный- коммуникабельный- самостоятельный- ответственный - предприимчивый
То есть мы делаем вывод, что наши ученики - это многогранно развивающиеся личности с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями. Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Считается, школьные предметы и помогают решить эти проблемы. Как, каким образом влияет тот или иной предмет на будущее того или иного ученика?
(ВЫСТУПЛЕНИЕ Николаевой Алены))
Мы передаём свои знания ребёнку, помогаем ему стать высоконравственной, культурной, творчески активной, социально зрелой личностью, конкурентно способной на рынке труда. Это включает в себя набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и её интеллектуальную и эмоциональную гибкость. Указанные качества необходимо формировать задолго до момента их выпуска из стен школы. Поставленные задачи учителя-предметники и пытаются решать на своих уроках.
При подготовке к педагогическому совету мы задали учителям следующие вопросы:
1. Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное.
2. Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
3. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
А сейчас слово предоставляется представителям МО.
( Самопрезентация педагогов).
Итак, мы делаем вывод, что каждый предмет имеет определённое значение в будущей жизни учащихся. Изучая тот или иной предмет, ребёнок приобретает определённые знания, умения, навыки, компетентность. Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, дать возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов, содержание школьных предметов должно быть направлено на ознакомление с миром профессий, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности.
Давайте снова вернемся к модели выпускника. Какие предметы, на ваш взгляд, воспитывают каждое из этих качеств?
( 3 минуты на подготовку ответов:
( коммуникабельность- литература, иностранные языки, обществознание;
предприимчивость- математика, технология;
толерантность- история, литература, русский язык)
Посмотрите, как много значимости мы придаем себе: мы воспитываем, учим, даем советы, готовим к жизни. А как считают ученики? Послушайте, какой ответ они дали на вопрос: «Считаете ли вы себя готовыми к жизни вне школы»?
(Выступления Шеламова, Киньшина, Николаевой, Гергель, Реснянского)
Следующий вопрос звучал следующим образом: «Все ли предметы, которые вы изучаете в школе, работают на ваше становление как личности? А может быть вам нужны еще какие- то предметы в школе или что- то необходимо исключить из учебного плана?»
( Выступления Подтележникова С., Реснянского А.)
Таким образом мы делаем вывод, что перечень предметов, входящий в учебный план, детей удовлетворяет, учителя, на их взгляд, люди творческие и понимающие, но нет возможности изучать на оптимальном уровне все предметы в силу личностных качеств и способностей ученика, также хотелось бы добавить новые предметы, помогающее подготовиться к жизни. ( Выступление Толмачевой Н.Н.)
Говоря о стратегии достижения обозначенной выше цели- формирование всесторонне развитой компетентной личности, необходимо подчеркнуть главную её особенность - отказ от обезличенности традиционных ЗУН и формирование субъективной позиции школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции "соавтора", "соучастника", "сопроектировщика", что придаёт значительный импульс учебной мотивации и, в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения "простого программного материала" за счёт стимулирования произвольного внимания, автоматического, попутного запоминания, деятельностного освоения знаний.
Сегодня на педсовете мы вновь возвращаемся к вопросу мотивации. На протяжении нескольких лет мы проводим ДРК «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее развития», обсуждаем результативность деятельности учителя в данном направлении, и статистика нам показывает, что по- прежнему западающими являются познавательные и социальные методы мотивации деятельности обучающихся.
Уровень владения педагогами школы методами мотивации равен 67% от максимального количества- достаточный уровень. Ведущими методами мотивации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по- прежнему являются волевые-1,4б, что ниже результатов прошлого года на 0,1б (70% от максимального количества- достаточный уровень) и эмоциональные-1,5 б, что на 0,2б. выше результатов прошлого года. Владение учителями познавательными методами мотивации в отрицательной динамике на 0,1 б. и находится на недостаточном уровне. Также владение социальными методами мотивации по- прежнему остается на недостаточном уровне ( 1,2 б- 60% от максимального). Т.е. данные статистики свидетельствуют о том, что все еще медленно и неуверенно мы отказываемся от волевых методов мотивации, отдавая предпочтение эмоциональным методам воздействия и стимулированию интереса к познавательной деятельности через формирование УУД,
Итак, подведем итог. Задачи школы состоят в том, чтобы сформировать у своих учеников качества, традиционно присущее российским интеллигентам: порядочность и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье. Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуацию положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других. В этой связи, обучения знаниям, умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личности, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса, притом, что следует признать отдельность и самоценность и воспитательной, и учебной, и развивающей деятельности. Поэтому каждый учитель-предметник призван обучать, воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, обладать профориентационной направленностью, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.
Решение педагогического совета:
1. Разработать комплекс заданий по различным темам, способствующим формированию познавательной и социальной мотивации к изучению предмета.
Срок: ноябрь- февраль, отв. Руководители МО
2. Продолжить работу по разработке алгоритмов формирования УУД
Срок: ноябрь- январь отв. Руководители МО
3. Каждому МО разработать памятки работы с текстом в соответствии со спецификацией предмета.
Срок: в течение года, отв. Руководители МО
15