Статья.Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ.
О.К.Челядинова
Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты.Нейгауз
Актуальность:
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
Цель: создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.
Задачи:
Создание системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
Оказание социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества на уроках физики;
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты
- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка методов, форм, технологии и программ
Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Посмотрим в толковый словарь. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Возрастное развитие школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.
Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же - единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одаренности. Нужно помнить, что одаренность ребенка не исчезает при переходе к новому возрасту. Одаренных подростков на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества: самостоятельность, склонность к самообразованию, избирательность в знаниях.
Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога и психолога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований.
Анализ структуры физических и математических способностей дает возможность выделить их основные компонента: гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей, избирательность памяти на физические и математические формулы, высокий уровень и глубина анализа физического материала.
Одаренные дети легко обобщают методы решения, принципы подхода к решению задач, что позволяет им эффективно решать нестандартные физические задачи. Для таких детей характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это своеобразная экономия мысли. При решении трудной задачи одаренными учениками, пробы часто являются не столько непосредственными попытками решить задачу, сколько средством всестороннего исследования, то есть извлечение из каждой новой пробы дополнительной информации. Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать больше других эти дети настойчиво следуют поставленным перед ними целям. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Они хотят учиться и добиться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовлетворение, и они приобретают знания, не воспринимая занятие как насилие над собой. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения. При этом организовывая деятельность на уроках для работы с одарёнными детьми предусматривается: а) реализация личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Диагностика одаренности
Одаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой.
Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности. Не доверяйте тем "специалистам", кто вызывается провести диагностику одаренности одной единственной методикой (чаще всего тестом IQ).
Главная цель диагностики - обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. Ваша задача - сотрудничество с психологом для совместного выявления и помощи развитию одаренных. Ваш важный вклад в выявление одаренных - первичная диагностика на основе разного рода наблюдений.
Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте и интуиции учителей, родителей и самих одаренных учащихся. Она дает важную информацию, которая, вместе с результатами психологической диагностики, является основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы. К методам первичной диагностики относятся: различные шкалы, опросники, самоопросники, информация о продуктах деятельности, наблюдения, проводимые по определенной схеме. В основу методов первичной диагностики положено широкое описание особенностей одаренных детей во всех сферах: эмоциональной, познавательной, поведенческой, мотивационной. Например, ниже приведенные вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.
Задает много вопросов?
Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?
Обладает массой разнообразных сведений?
Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?
Необычно сильно огорчается при несправедливости?
Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?
Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?
Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?
Критикует идеи других?
Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?
Скучает и часто ничем не занимается?
Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?
Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?
Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?
Погружается в мечты?
Схватывает очень легко?
Любит решать загадки и проблемы?
Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?
Много говорит?
Любит метафоры и абстрактные идеи?
Нравится обсуждать проблемы?
Подобный вопросник может помочь учителям упорядочить свои впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных учащихся. Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и, обязательно, с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и Вашей сильной стороной.
Выявление одаренности должно быть многогранно и охватывать всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей. Предлагаем использовать следующие методики: «Интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Методика для родителей: «Карта одаренности». Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.
Первая - диагностическая.
С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».
Вторая - развивающая.
Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.
Методика определения психологического профиля одаренного ребенка.
МЕТОДИКА «САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ. (САН)»
ОбзорМетодика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).
Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Инструкция «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Стимульный материал
Типовая Карта Методики Сан
·Фамилия, инициалы
·Пол
·Возраст
·Дата
·Время
Методика определения психологического профиля одаренного ребенка. МЕТОДИКА «САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ. (САН)»
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6.Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13.Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
например 7 6 5 4 3 2 1 Инструкция «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики )». Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.