РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ГИМНАЗИИ (из опыта работы)


Фомина Светлана Евгеньевна
воспитатель ГПД гимназии №8
г. Мурманск
РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ГИМНАЗИИ
(из опыта работы)
Детство всегда с надеждой обращено в будущее,
как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
 показали им путь, который определит им жизнь.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов, воспитателей ГПД в данном направлении.
Основные направления работы:
Краеведение, правовое воспитание, патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, здоровый образ жизни и экология, работа с родителями.
Хотим поделиться опытом
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Здесь программы обучения дают нам большой простор для нравственного воспитания школьников, в особенности Окружающий мир, региональный компонент, а также изучение истории в начальных классах.
Одна из форм воспитания духовно-нравственной личностикраеведение.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “Окружающий мир”.
Анализируя работу преподавания основных предметов первоклассникам, приходим к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город, который является его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах и других исторических местах своего города.
Ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего населенного пункта, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.
В гимназии традиционными являются посещение краеведческого и художественного музеев, Центра художественных ремёсел, поездки в усадьбу Деда Мороза и т. д. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающей микросреды; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать и т.д. Такая организация краеведческой работы содействует формированию гражданственности.
Нравственно - правовое воспитание.
Ежегодные участия в акции по безопасности дорожного движения, в митинге памяти жертв ДТП, во встречах с инспекторами ГИБДД.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.
В этом направлении в гимназии проводится немало различных мероприятий. Например, свои праздники: День знаний, Посвящение в первоклассники, Неделя патриотической песни, День славянской письменности, смотр строя и песни, классные часы, праздники, посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитника Отечества стали традиционными. Они предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами, поездки в музей.
Нельзя не сказать и об уроках литературного чтения, где учитель в работе с литературным произведением, опираясь на специфику определенного жанра, целенаправленно формирует у учащихся умение определять эмоциональный характер героев, создает предпосылки для развития у детей способности к сопереживанию, высказыванию личных суждений.
Темы внеклассных занятий данного направления “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса.
Эстетическое воспитание
Частые посещения Драмтеатра, Художественного музея, Детско-юношеской библиотеки, выступления на различных праздниках в гимназии и т.д.
Здоровый образ жизни и экология
Проводятся традиционные походы в лес, поездки в саамскую деревню, спортивные соревнования, эстафеты, поездки в ТРЦ «Огни Мурманска», посещение бассейна.
Работа с родителями
И здесь наша работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. Во всех мероприятиях активное участие принимают родители, они организуют различные экскурсии.
Не менее важным этапом работы является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Цель воспитательной работы – создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
На реализацию этой цели направлена работа групп продлённого дня
нашей гимназии.
Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.
Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и
внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их
здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее
физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

В условиях современной школы основной целью организации групп
продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка:
воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и
думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Такая работа включает беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

В заключение выступления предлагаем вашему вниманию подготовленные презентации по краеведению. Они помогают лучше узнать свой край, свой город, его историю, достопримечательности. (Презентации по щелчку)
Спасибо за внимание!