Рабочая программа элективного курса Русская словесность 8 класс (авторская программа Р. И. Альбетковой)

Пояснительная записка
Словесность важнейшее проявление духовной жизни человека. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Предмет словесности рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов все, что выработано народом, творцом словесности на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Программа по основам русской словесности для 59 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый начальный этап, первоначальные сведения о словесности 56 классы, второй более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова 7-9 классы. Вслед за этим программа для 1011 классов, составленная А. И. Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности; в 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях; в 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой; в 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении; видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов; наконец, в 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 56 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности в 79 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

Содержание программы элективного курса
8 класс
(34 часа)

Материал словесности

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.



Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.


Произведение словесности

Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика участника или свидетеля событий. Сказ.
/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.


Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение анализ отдельного стихотворения.


Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.


Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.

Календарно-тематическое планирование
№ п.п
Название разделов, тем
Сроки прохождения



Плановые
Фактические


Материал словесности
(17 ч.)

Средства языка художественной словесности (6 ч.)


Многообразие языковых средств и их значение.
3.09



Семантика фонетических средств языка
10.09



Семантика словообразования
17.09



Значение средств лексики.




Значение изобразительных средств синтаксиса




Практическая работа по теме «Средства языка художественной словесности»



Словесные средства выражения комического
(5 ч.)

7.
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления.



8.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.



9.
Языковые средства создания комического эффекта



10.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.



11.
Практическая работа по теме «Словесные средства выражения комического»



Качество текста и художественность произведения
(6 ч.)

12.
Текст и его признаки



13.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.



14.
Художественность произведения



15.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей



16.
Великие художественные произведения.




17.
Практическая работа по теме «Качество текста и художественность произведения»



Произведение словесности
(18 ч.)

Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении
(5 ч.)

18.
Своеобразие языка эпического произведения



19.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой.



20.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.




21.
Автор и рассказчик



22.
Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»



Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в лирическом произведении
(4 ч.)

23.
Своеобразие языка лирического произведения.



24.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.




25.
Рифма в лирическом произведении. Звукопись.




Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим



26.
Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»



Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в драматическом произведении
(5 ч.)

27.
Своеобразие языка драматического произведения



28.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.




29.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции



30.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.



31.
Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении»



Взаимосвязи произведений словесности
(3 ч.)

32.
Взаимовлияние произведений словесности закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу



33.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов



34.
Влияние народной словесности на литературу.




Перечень учебно-методического обеспечения

Львова С. И. Уроки словесности. 59 кл.: Пособие для учителя. М., 1997.
Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М., 1983.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Одинцов В. В. Стилистика текста, М., 1980.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. М., 1983.
Пешковский А. М. Избранные труды. М., 1959.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, М., 1990.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15