Конспект родительского собрания на тему: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Тема родительского собрания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Цель:
помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
Задачи:
- определить влияние семьи на формирование личности ребёнка;
- рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок;
- осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.
Ход собрания.
1. Вступительное слово учителя. Уважаемые, родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому мы сегодня попробуем обсудить эту проблему вместе.В наше время родителями быть дорого и трудно. Это объясняется материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.Главный вопрос, стоящий перед родителями: (слайд)
как прожить;
во что одеть и обуть детей;
как их выучить и вылечить.
Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой, напрямую сказывается на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.Более того, ученые считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает на преступления.Действительно, семья- это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры.Родительская любовь, с одной стороны, доверие ребенка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.
3. Тест для родителей
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?Итак, какие мы, родители воспитатели? Проверьте себя, ответив на вопросы.
«Какие мы воспитатели?»
1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите? а) сгоряча накажете ребенка; б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания; в) прежде всего, переговорите с классным руководителем.
2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
а) самая первая -подзатыльник;
б) раздраженная фраза: "Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!";
в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.
3. Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку,
объясните, что и взрослые могут
ошибиться.
4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали... а) обрываете его: "Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!" б) отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить; в) объясните, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
Результаты :
а) если вы 4 раза выбрали ответ под буквой «в», значит, вы неплохой воспитатель и психолог.
б) если вы 2 раза выбрали ответ под буквой «в» - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения.
в) если же меньше - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами
4. Как быть ближе к своим детям? Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: (слайды)
Любовь умиления,
Любовь деспотичная,
Любовь откупа.
Рассказывают члены родительского комитетаЛюбовь умиления – это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести. Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, он не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо».
Любовь откупа – это когда родители считают, что можно измерить свою любовь материальными затратами. Детей в таких семьях окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, ласка, сострадание, милосердие. Дети могут вырасти эмоционально невежественными людьми.Любовь деспотичная – это постоянные упреки, у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков, маленький человек ожесточается.Родительская власть должна одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью- надо подойти к ребенку так, чтобы не сломать этого ещё нетвердого, хрупкого душевного порыва. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его самое тонкое движение человеческой души.
Видео
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? (Слайд)Учить ребенка видеть и понимать людей – это пожалуй, самое сложное в деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
5. Рефлексия собрания. А в заключении я предлагаю вам построить из этих кирпичиков дом, в котором нашим детям будет комфортно!
Родители будут положительным примером для подражания (креплю крышу дома - Личный пример)
В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!Пусть стороной вас обойдут несчастья.И солнечным пусть будет каждый час!Всем нам счастья, мира и добра!Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Литература:
Родительские собрания в начальной школе: Часть I, II /сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
Кавашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребёнка. /Начальная школа.
Миллер В.С. Как по-настоящему любить ребёнка. /Классный руководитель.