Творческий проектПутешествие в мир детской музыки П. И. Чайковского.По страницам Детского альбома


Муниципальное образовательное учреждение
Львовская СОШ № 4
Подольского района

Творческий образовательный проект
«Путешествие в мир детской музыки П.И. Чайковского»
(«Детский альбом» П.И. Чайковского)
Автор проекта: Ишмеева Виктория Анатольевна, учитель музыки 1 квалификационной категории
Участники проекта: учащиеся 5хклассов Львовской школы № 4, учащиеся ДШИ № 1 п. Львовский,
ДК «Металлург»
2015
Паспорт проекта
Название проекта ««Путешествие в мир детской музыки П.И. Чайковского»
(«Детский альбом» П.И. Чайковского)
ФИО автора проекта, место работы, должность Ишмеева Виктория Анатольевна, Львовская СОШ№ 4, учитель музыки
Команда проекта Учитель музыки, учитель русского языка и литературы, хореограф и руководитель танцевального коллектива «Симфония полета», учащиеся 5х классов, их родители
Партнёрские организации (при их наличии) Прогимназия п. Романцево, Дом культуры «Металлург»
Обоснование актуальности проекта Актуальность проекта связана с ростом интереса детей к творчеству русского композитора П.И. Чайковского. Приобщение детей к классической музыке способствует развитию их творческих способностей.
Цель и задачи проекта Цель: Создать у детей радостное настроение от встречи с прекрасной музыкой
великого русского композитора – классика П. И. Чайковского.
Задачи:
1.Познакомить с историей создания и музыкой из «Детского альбома».
2.Учить вслушиваться в музыкальный материал, понимать содержание.
3.Расширять музыкальный кругозор, вызывать желание участвовать в концертной программе в роли исполнителя
4. Создать условия для взаимодействия детей и их родителей в ходе музыкальной деятельности.
Целевая аудитория проекта Учитель музыки, учителя ИЗО, учитель русского языка и литературы, учащиеся 5х классов, их родители
Кадровое обеспечение Учитель музыки, зам. директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-организаторы
Ресурсное обеспечение Интернет-ресурс, обеспечивающий
сетевое взаимодействие участников проекта и их родителей; раздаточный материал проекта.
География проекта Проект может быть полезен учителям музыки, учителям музыкального искусства образовательных учреждений любого вида и профиля.
Сроки реализации проекта Краткосрочный рассчитан на 3 месяца
Аналитическое обоснование
В Львовской средней образовательной школе № 4  традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят классическую музыку, в частности произведения П.И. Чайковского. В процессе ее слушания дети развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы вокально-певческих навыков, сценического и актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к познанию, реализовал свои музыкальные способности и разработан образовательный проект «Путешествие в мир детской музыки П.И. Чайковского» («Детский альбом» П.И. Чайковского), направленный на приобщение учащихся к классической музыке, в частности к детской музыке П.И. Чайковского.
Актуальность проекта связана с ростом интереса детей к творчеству русского композитора П.И. Чайковского. Приобщение детей к классической музыке способствует развитию их творческих способностей.
Цель проекта – создать условия для  приобщения детей к музыке П.И. Чайковского, укреплению знаний о жизни и творчестве русского композитора, через знакомство с циклом «Детский альбом».
Задачи проекта:
воспитывать устойчивый интерес к истории создания цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского
поддерживать и развивать таланты детей в разных видах творческой деятельности;
овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
формировать позитивную самооценку своих музыкальных способностей;
воспитывать потребность в активном участии в музыкальной жизни класса, школы и Подольского муниципального района;
формировать способность к музыкально-творческой деятельности при организации собственного досуга.
Таблица № 1. Команда проекта
ФИО участника проекта,
должность Функции в проекте
Ишмеева Виктория Анатольевна, учитель музыки Организация процесса совместной деятельности;
разработка основных направлений деятельности участников проекта.
Организация работы групп «Музыканты», «Певцы»
Сложеникина Татьяна Сергеевна, хореограф, руководитель танцевального коллектива «Симфония полета» Организация работы группы «Танцоры» - подготовка и разучивание танцев к празднику
Астанина Татьяна Семеновна, учитель ИЗООрганизация работы групп «Художники» - подготовка рисунков (помощь родителей)
Ишмеева Виктория Анатольевна Организация работы группы «Артисты» - подготовка театрализованного представления, работа над сценическим образом, культуре поведения на сцене.
Карасева Светлана Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, Организация работы группы «Литераторы»- подготовка и разучивание стихов к пьесам «Детского альбома»
География проекта. Проект может быть полезен учителям музыки, учителям начальных классов, учителям музыкального искусства образовательных учреждений любого вида и профиля.
Целевой аудиторией являются сами обучающиеся 5х классов, их классные руководители и их родители. Ведь именно они являются главными участниками запланированных внеклассных мероприятий в рамках реализации данного проекта.
Концептуально-прогностическая часть
Создание проекта «Путешествие в мир детской музыки П.И. Чайковского» приведет к следующим изменениям:
укреплению знаний о детской музыке П.И. Чайковского;
приобщению детей к классической музыке;
развитию навыков исследовательской работы и творческих инициатив детей;
более тесному знакомству с творчеством П.И. Чайковского;
развитию концертно- исполнительской деятельности;
формированию основ сценической культуры;
развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
развитию творческой активности детей;
актуализации опыта внеурочной деятельности;
системности, доступности содержания занятий для всех желающих;
предоставлению возможности самовыражения, самореализации;
преодолению психологических комплексов – эмоциональной зажатости, боязни сцены, воспитание воли и опыта самопрезентации;
сохранению и тиражированию педагогического опыта;
повышению профессиональной компетентности учителей музыки, учителей ИЗО и др.
Планируемые новшества.
Одной из последних современных образовательных инноваций, используемых мной в работе, является так называемая технология «Портфолио», которая помогает и мне, и моим ученикам учитывать индивидуальные достижения. В папку учащиеся вкладывают свои творческие достижения: фотографии праздников, грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует учащихся  повышать учебную мотивацию и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности,  мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей.
Стратегия и тактика реализации проекта
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в таинство детской музыки П.И. Чайковского.
Проект предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
Образовательные:
пробудить интерес младших школьников к изучению детской музыки П.И. Чайковского;
создать условия для расширения знаний о цикле «Детский альбом»;
сформировать основы сценической культуры.
  Развивающие:
 способствовать развитию навыков исследовательской работы и творческих инициатив детей.
развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
развивать творческую активность детей;
развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Воспитательные:
создать условия для воспитания любви к русской музыке и его историческому наследию;
воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство.
Работа над проектом предполагает наличие пяти этапов:
Первый этап - Подготовительный
-создание проблемы «Что нам известно о творчестве П.И. Чайковского?»
- укрепления знаний о русском композиторе П.И. Чайковском – первом композиторе, обратившегося к детской музыке;
- формирование интереса к циклу «Детский альбом»;
- создание условий для развития творческих инициатив учащихся;
-разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.
Второй этап - Основной
Определение источников информации.
Планирование способов сбора и источников информации.
Планирование формы представления результатов работы групп:
«Историки» - сообщение об истории создания цикла «Детский альбом»;
«Певцы» - исполнение пьес «Детского альбома»;
«Артисты» - театрализованное представление;
«Музыканты»- исполнение пьес «Детского альбома» на фортепиано;
«Художники» - организация выставки рисунков на тему: «Детский альбом» П.И. Чайковского»;
«Танцоры»- подготовка танцев к пьесам «Детского альбома»
Выработка критериев оценки результатов работы. Распределение обязанностей среди членов команды.
Деятельность учащихся
Учащиеся обсуждают план действий:
- разбиться на группы;
- выбрать название групп
( «Историки», «Певцы», «Артисты», «Танцоры», «Музыканты», «Художники»)
/входят в состав группы родители и дети/,
-  распределить обязанности в группе;
2. Формулируют задачи:
«Историки»- сбор сведений о истории праздника Рождество Христово;
«Певцы» - подбор и разучивание рождественских песен и колядок;
«Артисты» - инсценировка библейской истории «Рождество Христово»;
«Умельцы» - изготовление на уроке технологии рождественских подарков;
«Танцоры» - постановка танцев и игр;
«Художники» - подготовка рисунков на тему: «Рождественская звезда»;
«Англичане» - подготовка сценки на английском языке
  3.  Уточняют и отбирают источники информации:
- книги и энциклопедии;
- беседы с родителями и бабушками;
- экскурсия в Концертный зал П.И. Чайковского, в музей П.И. Чайковского в г. Клин
4. Определяют сроки выполнения заданий:
1 месяц – подбор материалов; изготовление рисунков; разучивание песен и пьес к циклу;
2 месяц – разучивание стихов, ролей инсценировки, декораций;
3 месяц- разучивание импровизаций и танцев к пьесам
Деятельность учителя
Учитель помогает разбиться на группы, предлагает включить в группу «Художники» родителей, выдвигает идеи , советует источники информации.
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы:
- опросы;
- посещение библиотеки;
- организация экскурсий;
- прослушивание аудиозаписей.
Третий этап - Принятие решения
Деятельность учащихся –
В каждой группе учащиеся работают с информацией и анализируют её.
На уроке литературного чтения знакомятся с
На уроке музыки разучивают песни к пьесам «Детского альбома».
На уроке технологии изготавливают рисунки.
Во внеурочное время подготавливают декорации и репетируют инсценировку.
Деятельность учителя –
Учитель ведёт наблюдение, даёт советы, организует совместное составление и обсуждение сценария праздника.
Четвертый этап – Результативный
Представление группами результатов работы.
Пятый этап – Защита проекта
Открытая защита проекта с участием учителей, родителей и участников проекта. Во время защиты учащиеся должны продемонстрировать умения и знания, которые они получили, работая в проекте в соответствии со стандартами и требованиями учебной программы, рассказать о ходе работы. Защита проектов завершается вручением дипломов или похвальных листов участникам проекта.
Результаты участия учащихся в проекте:-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям;-реализация творческого потенциала в процессе коллективной и индивидуальной музыкально-творческой деятельности;-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности; -овладение практическими умениями и навыками в вокально-хоровой деятельности;-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;-активное участие в творческой жизни вокального коллектива, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка, Подольского района и др. Реализация проекта способствует решению ключевых задач личностного, коммуникативного, познавательного и социального развития ребенка. Музыкально-творческая деятельность способствует развитию способностей и самореализации ребенка в различных видах музыкальной деятельности.