Конспект урока по окружающему миру на тему Про кошек и собак (2 класс)

Конспект урока окружающего мира
УМК «Школа России» руководитель Плешаков А.А. Раздел: Природа
Тема: Про кошек и собак.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: обобщение представление детей о домашних животных.
Задачи:
систематизировать знания о домашних животных;
познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека;
выяснить, как ухаживать за кошками и собаками;
Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы ( логические познавательные УУД);
развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы (коммуникативные УУД)
умение работать с атласом – определителем (знаково -символические познавательные УУД);
способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса, совершенствовать общеучебные умения;
Умение оценивать свою деятельность и других ( регулятивныеУУД)
воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним (личностные УУД).
Планируемый результат:
Должны узнать, отличительные особенности некоторых кошек и собак;
Особенности ухода за кошками и собаками и их роль в жизни людей;
Должны научиться различать несколько видов кошек и собак и пользоваться атласами-определителями, ухаживать за домашними питомцами;
работать в парах, осуществлять самооценку и взаимооценку.
Средства обучения: А.А. Плешаков «Окружающий мир» , 2 класс, первая часть, страницы84-87. Презентация, атлас - определитель « От земли до неба» А. А. Плешаков.








Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
На столе в порядке
Книжки и тетрадки.
А ещё необходимо нам внимание:
Без него не получить новые знания.
II. Повторение изученного материала.
Ребята напомните мне, о чем вы говорили на прошлом уроке? Животные живого уголка
Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)
Что их объединяет? (Животные живого уголка)
Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)
Я выдала вам карточки, будете работать самостоятельно.
Сдали.
Введение в тему урока
Чтобы узнать тему нашего урока откройте рабочую тетрадь на стр.58. Выполним задание 1.
Что же у вас получилось?
Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ПРО КОШЕК И СОБАК.
Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?
IV. Работа по теме урока
Общаясь каждый день со своими питомцами, вы, наверно, много знаете о них. Подумайте и обсудите то, что вам известно.
Стадия Осмысление содержания
3) Поговорим о кошках.
5 слайд (Фотографии кошек различных пород)
Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?
(По клику появляются названия пород: сиамская, персидская, домашняя)
5) Откройте учебники. Найдите второй абзац, прочитает вслухостальные следят по своим учебникам.
6) Рассказ учителя.
На свете около 60 пород кошек.
В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.
А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.
К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.
Рассказ учителя
У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.
Кошке важно как можно больше двигаться и играть.
Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.
А знаете ли вы, чем кормят кошек.
Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.
V.Физкультминутка
А теперь давайте полаем на разных языках:
Английский: уау-уау
Греческий: гав-гав
Испанский: гуау-гуау
Немецкий: аву-аву
Польский: хау-хау
Русский: гав-гав
Французский: ау-ау
Шведский: вув-вув
Японский: ван-ван.
Гимнастика для глаз.
Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.
(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)
Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.
Наш Барбос встаёт на зорьке
И к реке сбегает с горки.
Он весёлую зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала: бег на месте,
Лапы врозь и лапы вместе.
Тренировка для хвоста,
А потом бегом с моста.
VIП. Продолжение темы
7) Поговорим о собаках
Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь.
- С течением времени человек вывел различные породы собак. В настоящее время их насчитывается около тысячи.
Все породы собак можно разделить на 3 группы.
(Служебные, охотничьи, декоративные)
Внимание задание
На экране фото собаки, у некоторых из вас карточка со стихотворением о какой - то породе. Ваша задача выйти к доске, если ваш стих совпал с фото, в помощь вам атлас – определитель.
Вам нужно каждому прочитать стихотворение на карточке про себя. По атласу – определителю найти эту породу и выйти к доске. Далее необходимо обобщить результаты и подготовить выступление.

Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.
Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.
Декоративные собаки для дома.

VII. Закрепление.
Правила ухода за кошками и собаками.
Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании. Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными. Вспомним их. (Парная работа). [Приложение III]
А для этого возьмите карточки на ваших столах и выберите верные утверждения.
Необходимо помнить всегда
- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». - Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что домашние животные произошли от диких зверей, и могут быть опасны. Поэтому надо знать правила общения с домашними животными. Нельзя трогать кошек и собак, когда они едят. А так же если с ними находятся их детеныши. Нельзя гладить незнакомых собак, подходить к собаке, сидящей на привязи. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью. Собаки и кошки могут быть опасны для человека. Они могут вас сильно поцарапать и искусать. Известны даже случаи, когда кошка лишала человека глаза. От кошек и собак людям предаются болезни – лишай, чесотка, бешенство. Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть от укуса животного. От нее можно даже умереть. Поэтому, после того, как вы погладили кошку или собаку. Обязательно надо помыть руки с мылом. Если же вас укусила кошка или собака, надо обязательно сказать взрослым. - А что делать, если собака все-таки собирается напасть, может помочь твердо сказанное «Фу!», «Стоять!» или «Сидеть!» Самое чувствительное место у собаки – нос. Иногда достаточно попасть в него, чтобы собака убежала.

VIII. Итог урока
- Что узнали интересного о кошках и собаках? - Что нужно сделать, если вам хочется погладить чужую собаку? - Можно ли убегать от собаки? - Какие вы помните правила общения с животными? - Что нужно сделать, если собака напала на вас? - Что вы узнали о кошках? Опасны ли они?
IX. Домашнее задание.
1.Подготовить красивые рисунки кошек и собак.
2. Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. Написать сочинение-повествование.
План
Порода.
Кличка
Внешний вид.
Особенности характера.
Твоё отношение к животным.

Викторина «Угадайте, о каких котах идет речь» Эти шалунишки играют в кошки-мышки. (Том и Джерри) Он кот – звезда экрана. Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами На всю Россию знаменит. (Матроскин) Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить дружно!» (Леопольд) Как-то однажды кот стал главным в лесу. Как это вышло? Взял в жёны лису. Отчество этого кота? (Котофеевич)


1 группа. Охотничьи

2 группа. Служебные

3 группа. Декоративные



Лайка лает на зверей,
На охоте всех сильней
И поэтому она
На охоте так важна.


Золотая нянька – колли.
Нянчит все
По доброй воле.
От опасности любой
Заслонит детей собой.

От хвоста и до макушки
Элегантные игрушки.
Как его увидят люди,
Говорят с улыбкой:
- Пудель!




Такса длинная умна,
Такса умная длинна.
Для того, чтоб лазать в норы,
Приспособлена она.



Это – дог с телёнка ростом
И держать его непросто.
Но у тех, кто держит дога,
Смелость вырастет намного!


Вот кудрявые болонки,
Голос тоненький и звонкий.
Вечно просятся на ручки –
Избалованные штучки!



Этот пёс зовётся сеттер
И летает он, как ветер.
Сеттер ходит на охоту,
Как хозяин на работу.



Овчарок любят все на свете.
Их знают взрослые и дети
Они покой наш охраняют,
Людей в беде не оставляют.


Интересная порода
Под названьем – пекинес.
В мире их не так уж много,
Как растёт к ним интерес.


Вот – прыгучий фокстерьер,
Он легко берёт барьер,
Будто где-то в серединке
У него сидят пружинки!


Доберман умён, силён
И хорош в учении,
И в хозяина влюблён
До умопомрачения!


Вот чау-чау – рыжий ком,
Собака с тёмным языком,
Как будто проглотила
За завтраком чернила!