Окружающий мир Почему мы любим кошек и собак? (1 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
Конспект урока
по окружающему миру в 1-ом классе
по теме:
"Почему мы любим кошек и собак?"
Учитель начальных классов
Усоева Наталья Викторовна
Кашира, 2012
Урок окружающего мира
Автор: Усоева Наталья Викторовна, учитель квалификационной категории МБОУ СОШ №1 г. Кашира МО
Класс: 1
Тема урока: "Почему мы любим кошек и собак?"
Цели урока:
Образовательные:
формировать начальные представления о взаимоотношениях человека и его домашних питомцев (кошка, собака), с условиями жизни и особенностями ухода за ними;
развивать навыки устной речи, умения вести диалог, способности чётко формулировать свои мысли;
воспитывать бережное отношение к животным.
Формировать УУД (универсальные учебные действия):
личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности);
регулятивные (умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение);
коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Задачи урока:
познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними;
развивать осмысленное понимание необходимости ответственности за домашнее животное, ухода, содержания и заботы о нём;
учить выдвигать предположения и доказывать их.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)
Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой, плакат с правилами безопасности при общении с собаками (кошками); презентация к уроку по теме, мультимедийное оборудование.
Конспект урока:
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Цель:
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ход этапа:
(Со звонком на урок дети подходят к своим местам, показывая готовность к уроку. На партах лежат учебники, рабочие тетради и прочие материалы, необходимые для урока.)
Учитель начинает урок чтением стихотворения:
Долгожданный дан звонок, начинается урок…
Садитесь.
Что обычно происходит на уроке, зачем мы собрались? Сейчас мы будем учиться, будем узнавать что-то новое!
А может быть, лучше поиграть, поговорить с друзьями?
(Звучат ответы детей: нет! Мы пришли учиться!)
Тогда… (учитель продолжает чтение стихотворения)
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
(на последних строчках все: и дети, и учитель показывают друг другу ладошки на вытянутых руках, желая тем самым удачи друг другу).
Вот в такой дружественной обстановке мы проведём наш урок, который называется…(на экране высвечивается 1слайд – название урока).
II. Самоопределение к деятельности (подготовка учащихся к усвоению новых знаний):
введение в тему;
постановка цели и формулирование темы урока.
Цель:
организовать формулирование темы урока учащимися;
организовать постановку цели урок учащимися.
Ход этапа:
(На доске крепится слайд "I шаг учебной деятельности") С чего начинается работа на уроке? (С определения: чего я не знаю?)
Так чего же мы не знаем?
А помогут ответить на этот вопрос наши друзья – Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель обращает внимание детей на экран. На нём появляются изображения названных героев учебной книги, 2 слайд.) Они приготовили для нас загадки. Вот первая… (На экране высвечивается текст загадки, 3 слайд:
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днём, всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка))
Послушайте её и подумайте, о ком или о чём идёт речь? (Хорошо читающий ученик читает загадку с экрана.)
Кто понял, о чём идёт речь? (Звучат ответы детей.)
Учитель показывает отгадку – мягкую игрушку – кошку или на экране высвечивается 4 слайд с изображением кошки.
Вот вторая загадка. (На экране высвечивается текст второй загадки, 5 слайд:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.))
Послушайте её и подумайте, о ком или о чём идёт речь в этой загадке? (Хорошо читающий ученик читает загадку с экрана.)
Кто понял, о чём идёт речь? (Звучат ответы детей.)
Учитель показывает отгадку – мягкую игрушку – собаку или на экране высвечивается 6 слайд с изображением собаки.
Предположите, о чём мы сегодня поведём разговор на уроке. (Звучат ответы детей.)
Правильно, сегодня на уроке мы поговорим окошках и о собаках.
Прочитайте тему урока на стр. 42 учебника. (Дети читают тему урока: Почему мы любим кошек и собак?) Это ответ на вопрос "I-го шага учебной деятельности": Что я не знаю?)
Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
(Учащиеся читают вопросы Муравьишки Вопросика в учебнике, на стр.42, вверху.)
На доске крепится слайд "II шаг учебной деятельности".
Как же мы будем отвечать на вопросы?
Будем сами находить ответы на вопросы с помощью учебника, иллюстраций, диалога друг с другом, словами-помощниками и т.д.
Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой? Вы будете моими помощниками на уроке.
III. Работа по теме урока
Цель:
организовать работу по формированию умений описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой;
организовать работу по коллективно составленному плану;
развивать умения оформлять свои мысли в устной форме;
развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход этапа:
Беседа:
На какие две большие группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)
Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жильё строит для них человек.)
У кого из вас есть домашние животные? (Звучат ответы детей.)
Расскажите о них по плану, который дан на стр. 42 учебника:
Название животного.
Его порода.
Его кличка.
Окраска.
Характер питомца.
Забавный эпизод из наблюдений за его поведением.
Подумайте, почему же мы любим кошек и собак. (Звучат ответы детей.)
Отгадайте ещё одну загадку:
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - … (кот).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
(Кошка.)
На мультимедийном оборудовании учитель предлагает учащимся презентацию о кошках, которая сопровождается рассказом:
кто такие кошки и как они любят жить. Некоторые из них, как в старые добрые времена, ведут настоящую кошачью жизнь: прогуливаются по конюшням и огородам, исследуют окрестности, защищают свою территорию. Домой забегают только за тем, чтобы поесть и согреть уставшие конечности. Потом снова отправляются по своим делам, следуя потайными, им одним известными тропами.
Охота является основополагающей нуждой каждого «домашнего тигра». Неудовлетворенность в этой сфере жизнедеятельности часто приводит к нервным расстройствам. Как можно сохранить психическое равновесие, если нельзя лазить по крышам, сидеть на заборах и вскарабкиваться на деревья? Как не поддаться грусти, когда ты обречен на монотонную жизнь в четырех стенах, без развлечений, без единой мыши или хотя бы моли для ловли? Как не умирать от скуки, когда нечем заняться, кроме встречи с домашней аппаратурой — непонятными приборами и бытовыми механизмами, которые нельзя царапать, и когда постоянно прогоняют с самого интересного места — кухни? Разве кошке интересно, весело смотреть с хозяйкой мексиканский телесериал или с хозяином — очередной матч «Спартак — чемпион!»? Скука становится источником различных казусов. Из-за отсутствия настоящей ежедневной порции физической и психической нагрузки животному остается только одна интересующая его цель — движущиеся ноги хозяев. «Домашний тигр» неслышно подбирается, затаивается, припадает к полу, а потом неожиданным скачком бросается на «добычу» (хозяйскую голень, икру, лодыжку), причем нередко с диким криком. После чего моментально исчезает.
Если вы хотите, чтобы ваш питомец был здоров «душой и телом», помнить следует одно: не кошка должна вас развлекать, а вы — кошку.
Любовь к комфорту — теплое местечко на подоконнике, под настольной лампой на письменном столе или любимая подушка — важная черта их образа жизни. В целом, кошка спит в сутки шестнадцать часов, порой всего по несколько минут — так называемая «дрема». Почему наша мурка спит дольше остальных млекопитающих — неясно.
Сейчас кошки есть, пожалуй, во всех странах мира, и они занимают первое место среди домашних животных во многих странах. Такое милое существо, как кошка, нельзя не любить! Ведь за ней так легко ухаживать, она терпеливо ждет своего хозяина, пока он на работе, ее не нужно выгуливать, как собаку, и она очень аккуратная! Соседи не страдают от громкого лая, напротив, от нежного мурлыканья на душе становится тепло и уютно.
Гуляет ли кошка сама по себе? Что мы знаем о характере кошки? Ну конечно, то, что это самые загадочные и независимые создания в мире. Так ли это на самом деле? Те, кто повнимательнее присматривался к кошкам, может с уверенностью сказать, что каждая из них это неповторимая индивидуальность и что их характеры необычайно разнообразны.
Фелинолог – специалист, занимающийся разведением и изучением кошек.
(На экране высвечиваются слайды 7 - 12 .)
Все домашние кошки, в общем, похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Все кошки замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котёнок ловит бумажку на верёвочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу – не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти – отбивается мягкими, "бархатными" лапками, но если её разозлить – не обижайтесь, сами виноваты!
Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где-нибудь.
2. Работа по учебнику, стр.42.
Рассмотрите рисунки на стр. 42 учебника и расскажите, как нужно ухаживать за кошкой.
Звучат ответы детей.
3. Беседа (продолжение):
Отгадайте следующую загадку:
Белый хвост, чёрный нос,
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать –
И не хочет отдавать. (Щенок.)
На мультимедийном оборудовании учитель предлагает учащимся презентацию о собаках, которая сопровождается рассказом:
Собака - это первое прирученное человеком животное. С незапамятных времен она служит человеку: охраняет его дом, сообщает о приходе гостя, помогает охотиться, возит сани и телеги, пасет стада, спасает людей и т.д.
Кинология (гр. Кион (род.кинос) - собака + логос - наука) - это наука о собаках. Она изучает происхождение и породы домашних собак, их анатомию и физиологию, содержание и назначение.
Выделяют три направления собаководства: охотничье - выращивание, использование охотничьих собак; служебное - выращивание, дрессировка, использование различных служебных собак; декоративное - выращивание комнатных собак.
Происхождение собак относится к далекой древности.
Сейчас установлено, что единственным исходным предком собаки был только волк. Некоторые из собак (овчарка, русская лайка, эскимосская и др.) сохранили и в наше время черты, схожие с волком.
Прежде чем собака стала спутником человека, она была диким и в основном лесным существом, жила и охотилась в стаях. Приручение ее происходило постепенно. Впервые человек накормил дикого хищника примерно 50 тысяч лет назад, а поселил рядом с собой - около 20 тысяч лет.
Насильственное приручение сводилось к тому, что диких животных ловили с помощью капканов или брали щенков из гнезда и приучали к своему жилищу. Пойманные звери постепенно привыкали к новой обстановке и под воздействием человека одомашнивались.
Под влиянием человека собака прошла сложный путь развития. Нет другого такого животного, которое так кардинально изменило бы весь свой образ жизни, всю сферу своих привычек, чтобы стать настоящим домашним. Этому способствовали ее прекрасный тонкий слух, развитое чутье, злобность и смелость в защите хозяина, выносливость, обоняние, неприхотливость в еде и быстрая приспособляемость к условиям жизни. Собака - первое одомашненное животное, которое стало верным другом человека.
(На экране высвечиваются слайды 13 - 18 .)
4. Работа по учебнику, стр.43.
Рассмотрите рисунки на стр.43 учебника и расскажите, как нужно ухаживать за собакой.
Звучат ответы детей.
К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (Звучат ответы детей.)
Как вы думаете, бродячие собаки опасны? (Звучат ответы детей.)
Обобщение учителя: по данным статистики, укусы домашних собак – более частое явление, нежели укусы бродячих, но это не значит, что можно спокойно играть с ними. Лучше держаться от бродячих собак подальше.
Чтобы бродячая собака не напала на вас, надо запомнить, что она почти никогда не нападает первой и, значит, виноват в нападении бывает сам человек, потому что не знает, как правильно себя вести: нарушает правила вежливости или охраняемую собакой границу. Например, входит во двор, который собака считает своим.
Если собака считает, что ей некуда деться (например, когда человек идёт ей навстречу в подъезде, в узком проходе), она может напасть, так сказать, "на всякий случай".
Обычно в ответ на лай бродячей собаки достаточно нагнуться к земле (якобы за камнем) или взять в руки палку, чтобы собака отскочила. Правда, собака, скорее всего, будет идти на расстоянии и лаять. Если вы побежите, то она расценит это как слабость и захочет за вами поохотиться. Но это – на улице. Если собака защищает двор, она, скорее всего, будет нападать. Так что лучше выйти со двора или позвать тех, кого собака считает хозяевами.
Если вам очень хочется погладить чужую собаку, нужно спросить разрешение у хозяина. А гладить надо осторожно и ласково, чтобы собака не подумала, что вы хотите её ударить.
Учитель вывешивает на доску плакат с правилами безопасности при общении с собаками и знакомит с ними детей:
Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.
Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.
Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать своё превосходство.
Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать её щенков.
Не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.
Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определённое расстояние.
При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего навстречу человека с собакой, особенно если происходит это где-нибудь в узком месте.
Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.
Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Звучат ответы детей.) (На экране высвечивается слайд 19).
Собаки требуют много внимания и заботы, и если у вас нет времени на содержание четвероного домашнего друга, лучше отказаться от этого.
IV. Физминутка
(В качестве физминутки используется песенка-игра из передачи "Мы идём играть".)
V. Работа по теме урока (продолжение)
Цель:
развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход этапа:
Практическая работа в парах:
Рассмотрите карточки, данные вам в файлах. Разложите их перед собой. Перед вами рисунок кошки и собаки. Возьмите себе какой-нибудь рисунок и положите к себе поближе (договоритесь друг с другом, кто какой рисунок возьмёт). Остальные карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за кошкой и собакой. Выберете себе те, которые, по-вашему мнению, необходимы именно вам.
Объясните, какие предметы вы взяли и для чего они предназначены. (Коллективная проверка: один ученик рассказывает о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой – за собакой. В это время учитель крепит иллюстрации на доске для проверки по эталону.)
Беседа:
Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
Послушайте стихотворение и подумайте, грустное оно или весёлое:
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист –
Показалось котёнку, что позвали "кис-кис".
Замирая от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
Г.Мельникова.
Грустное или весёлое я прочитала стихотворение? (Звучат ответы детей.)
Это стихотворение грустное. Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
Работа в рабочей тетради:
Раскройте тетрадь на стр.27.
Найдите задание.
Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?
Выполните задание.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (закрепление знаний)
Цель:
зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Ход этапа:
Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепашка подготовили для вас несколько вопросов. (На экране высвечиваются слайд 20.)
Найдите их в рамочке, в низу страницы 43. (Учащиеся читают вопросы по порядку и отвечают на них.)
Какой же вывод мы сделаем на уроке по изучаемой теме? (Звучат ответы детей.)
А вот, что говорит Мудрая Черепашка. (Зачитывается вывод урока в учебнике, на стр.43, перед итоговыми вопросами.) (На экране высвечиваются слайд 21.)
Оцените свои достижения на уроке. (Звучат ответы детей.)
VII. Подведение итогов урока
Цель:
зафиксировать новое содержание урока; оценить свои достижения на уроке.
Ход этапа:
Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к учебной задаче:
Чего мы не знали в начале урока? (Темы, целей нашей работы.)
О чём мы говорили сегодня на уроке? (Звучат ответы детей: мы обсуждали наше отношение к домашним питомцам. Познакомились с правилами ухода за кошкой и собакой.)
Как мы находили ответы на вопросы? (Сами находили ответы на вопросы с помощью учебника, иллюстраций, диалога друг с другом, словами-помощниками и т.д.)
Мы справились с поставленными задачами урока? (Да.) Мы молодцы? (Да.)
Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.
VIII.Рекомендации для занятий дома
Цель:
развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного без помощи учителя;
развивать умения извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о домашних питомцах и обсуждать полученные сведения.
Ход этапа:
Читайте литературу о кошках и собаках, найдите о них стихи. По желанию можно выучить наизусть.
Наблюдайте за домашними любимцами, фотографируйте их в наиболее интересных ситуациях. Можно своего домашнего любимца и нарисовать.
Спасибо за работу! (На экране высвечиваются слайд 22.)