Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий для 1-ков направленных на развитие саморегуляции и коммуникативных умений


Панина Е.В.
Россия, Самарская область, г.о. Самара, Региональный социопсихологический центр, МБОУ Школа №81
Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий для 1-ков направленных на развитие саморегуляции и коммуникативных умений

Актуальность:
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. От этого периода зависит многое: то, как будут складываться отношения с окружающими (одноклассниками, взрослыми, учителями), успехи или неуспехи учебной деятельности. Именно поэтому, мы постарались разработать такой комплекс мероприятий, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствовал бы собственную ценность и важность. Специально разработанные занятия будут способствовать ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе. Очень важное место в данном проекте занимают наши волонтеры, учащиеся 5-8 классов. Волонтеры помогают создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса. Делятся своим опытом, проводят утреннюю зарядку перед началом занятий, игры и конкурсы во время динамических перемен, классные часы и беседы, другие мероприятия.
Объект проектирования: первоклассники.
Предмет проектирования: комплекс мероприятий направленных на развитие саморегуляции и коммуникативных навыков у уч-ся 1-ых классов.
Понятийный аппарат:
1) слово ВОЛОНТЕР в переводе с французского языка означает - доброволец, желающий. Волонтеры всего мира бесплатно и добровольно помогают в реставрации археологических памятников, помогают людям с ограниченными возможностями, обучают детей, осуществляют экологические программы и мн.др. Молодые люди, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше.
2) АДАПТАЦИЯ (в переводе с латинского) - приглаживание, приспособление– характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.
3) РЕФЛЕКСИЯ - термин, означающий следующее: 1. Обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности собственных психических состояний и процессов человека. 2. Размышления человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков.
Анализ ресурсов:
Необходимые ресурсы для эффективной реализации программы Требования
Кадровый 1 ведущий (психолог):
- наличие высшего психологического образования;
- наличие опыта использования предлагаемых техник.
Педагоги (учителя нач.классов):
- наличие педагогического образования;
- наличие опыта использования предлагаемых техник.
Волонтеры:
- наличие желания участвовать в данных мероприятиях;
- наличие опыта работы с данной целевой аудиторией
Родители 1-ов:
- принимать активное участие в жизни и воспитании своих детей, в мероприятиях которые проводит школа.
В целях успешной реализации проекта выделяются следующие принципы работы психолога, педагогов и волонтеров с первоклассниками: уважительное отношение к личности каждого ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.Материально-технический - Помещение, обстановка способствующая эффективному общению и проведению запланированных мероприятий;
- парты, стулья;
- магнитофон или музыкальный центр;
- бумага (формат А4) для записей;
- ватман;
- компьютер с выходом в интернет;
- простые и цветные карандаши;
- настольные игры: «Шашки», «Хоккей», «Пазлы»;
- игра «Дарц»;
- маленькие зеркала (3 шт.);
- бейджи (по кол-ву участников).
3. Нормативно-правовой Согласие родителей (законных представителей) на участие школьников в проекте. И согласие самих детей.
Цель: развитие саморегуляции и коммуникативных умений у 1-ков в период адаптации к новой социальной ситуации.
Задачи:
- развитие социальных и коммуникативных умений у 1-ков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и детьми более старшего возраста и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- формирование устойчивой учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- создание ситуации эмоционального принятия каждого школьника;
- создание условий для эффективного взаимодействия школьников;
- активизирование процессов самопознания и самораскрытия детей, развитие познавательной активности.
Целевая аудитория: обучающиеся первого класса и их родители (МБОУ СОШ №81Ленинского района г.о. Самара) в адаптационном периоде с выраженным уровнем тревожности и низкой социально-психологической зрелостью, признаками дезадаптации (важно отметить, что при желании в проекте могут участвовать все первоклассники)
Сроки и этапы реализации проекта: октябрь 2015г. (однако, сроки реализации проекта могут продлиться по желанию родителей уч-ся или по запросу учителей и администрации школы).
1-ый этап – подготовительный (начало октября 2015г.)
- формирование группы участников (из числа волонтеров, обуч-ся 5-8 классов);
- организация круглого стола, ознакомление ребят с предстоящей работой, обсуждение комплекса мероприятий, распределение обязанностей каждого волонтера;
- предварительная диагностика первоклассников, которая соответствует целям и содержанию проекта, возрастным характеристикам участников; наблюдение в процессе занятий и в реальной жизни; экспертные опросы родителей и классных руководителей; консультирование родителей и педагогов по проблемам развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы первоклассников.
2-ой этап – основной (середина октября 2015г):
- проведение комплекса мероприятий.
3-ий этап – заключительный (последняя неделя октября 2015г.):
- итоговая диагностики первоклассников (с использованием тех же тестов и методик), обобщение полученных результатов;
- подведение итогов, рефлексия;
- консультирование родителей, педагогов по проблемам развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы первоклассников.
- обсуждение результатов проведения проекта на методическом объединении учителей нач.классов или на педагогическом совете.
- награждение волонтеров.
Основное направление реализации проекта: коррекционно-развивающее. Направлено на работу с обучающимися 1-ых классов, испытывающими трудности в обучении и развитии; на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде.
Механизмы, средства и способы реализации проекта
На подготовительном этапе:
1 предполагается изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательном процессе. Основными критериями при подборке методик были: высокая информативность, экономичность по времени (скорость проведения и обработки), простота проведения. По нашему мнению, данными требованиями соответствует набор из следующих методик, которые можно начинать проводить в начале сентября:
Методика «Лесенка» (Дембо-Рубинштейн)
Рисуночный метод «Я в школе»
Методика «Два домика»
Методика «Рисунок самого красивого-самого некрасивого» (В.С.Мухина, Т.Д.Марцинковская)
Методика «Раскрась картинки» (Е.В. Никифорова, Т.Д.Марцинковская)
Анкета для родителей первоклассников (М.Битянова, Т.Азарова, Е.Афанасьева, Н.Васильева).
Наблюдение в процессе занятий, на переменах, в школьной столовой.
Экспертные опросы родителей и классных руководителей.
Консультирование родителей и педагогов по проблемам развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы первоклассников.
Sic! Следует отметить, что это примерный из возможных диагностических инструментариев, который педагог-психолог может использовать и в более сокращенном варианте.
2 Формирование группы участников (из числа волонтеров, обуч-ся 5-8 классов).
3 Организация круглого стола, ознакомление ребят с предстоящей работой, обсуждение комплекса мероприятий, распределение обязанностей каждого волонтера.
Основной (практический) этап состоит из 3-ех блоков.
1-ый блок: содействие осознанию позиции школьника; способствование формированию дружеских отношений; развитие уверенности в себе и своих возможностях.
2-ой блок: формирование у детей знаний об эмоциональном мире и способах управления ими; обучение распознаванию, описанию и выражению своих чувств и чувств других людей; создание условий для снижения уровня страхов и тревожности.
3-ий блок: создание комфортных психолого-педагогических условий, способствующих гармоничному развитию каждого школьника.
Длительность данного этапа - 5 дней, занятия проводятся ежедневно по 1-му академическому часу (40мин.) + 15 минут – проведение утренней зарядки перед началом учебного процесса + игры на 20-ти минутных динамических переменах.
занятия: 5 часов;
перемены: 2,5 часа;
утренняя зарядка: 1,5 часа
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ЗАНЯТИЕ 1
«Мы пришли учиться в школу»
Задачи: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений; развитие положительной рефлексии!!!! образа «Я».
Оборудование: мяч, небольшие зеркала и листы бумаги (формат А-4) по количеству детей в классе, простой и цветные карандаши, ластик, бейджики (по кол-ву 1-ков).
Ход занятия
Введение: психолог знакомится с ребятами, называет свое имя, специальность, объясняет, кто такой психолог, проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку.
Затем рассказывает об истории возникновения Волонтерского движения в мире и о том, как такое движение появилось в нашей школе. О делах, которыми занимаются волонтеры – учащиеся нашей школы.
После этого объясняет первоклассникам, что первая неделя в школе будет проходить со специально разработанными занятиями, для чего будут проводиться эти занятия, сколько они будут проходить, и кто в них будет участвовать.
Основное содержание занятия
1. «Знакомство участников программы»
1.1. Представление волонтеров: каждый волонтер называет свое имя, немного рассказывает о себе, своих увлечениях и о том, почему решил стать волонтером. Чтобы первоклассники быстрее запомнили, как их зовут, ребята специально сделали бейджики со своими именами.
1.2. Представление родителей: называют свое имя; рассказывают, чьи они родители.
1.3. Упр. для первоклассников «Давайте знакомиться!»
Волонтер кидает детям мячик. Первоклассники по очереди перекидывают друг другу мяч, называя свое имя. После этого возвращают мяч волонтеру.
Волонтер снова кидает детям мячик. Тот, кому он попадает в руки, должен назвать имена своих соседей слева и справа (если ребенок затрудняется, то ребята еще раз называют свои имена).
2. Упр. «Имя начинается с буквы…»
1). Волонтеры называют те буквы алфавита, с которых начинаются имена первоклассников. Когда звучит «их буква», дети встают и хлопают в ладоши.
2). Волонтеры выбирают имя 1-ого первоклассника и пишут его вертикально на доске, ребята к каждой букве должны придумать качества, которыми может обладать их одноклассник (если в имени буквы повторяются, то качества должны быть разными), например:
Д – добрый;
Е – единственный;
Н – напористый;
И – искренний;
С – смышленый;
К – красивый;
А – аккуратный. (Если у детей возникают затруднения, им помогают взрослые).
4. «Что означает твое имя»
Волонтеры рассказывают о значении некоторых имен первоклассников, например:
Александр (греч.) – «защитник людей» (ит. Алессандро, венгр. Шандор)Александр, ты парень чудный.
Откровенный, честный мудрый,
Добрый и общительный,
Смелый и решительный.
Елена (греч) – «светлая» (фр. Андре, венгр. Андор, нем. Андреас)Радость наша, свет Елена,
Гордость и краса вселенной.
Пусть чуток ты холодна,
Да фигуркою ладна.
Не девица, а царица,
На которую дивится
Весь честной народ,
Ну, а дело с нашей ленной весело идет.
Иван (евр.) – «Бог даровал»
Он смекалист, даровит,
Твердо на земле стоит.
И работы не боится,
Мир объять, понять стремиться.
Мудр, умен, красив с лица.
Все доводит до конца.
Он настойчив, добродушен.
Все кипит в руках послушно.
Маргарита (греч.) – «жемчужина» (фр. Маргэрит, нем. Маргарета)
Для Маргариты нет преград.
Она жемчужина вселенной.
И ей к лицу любой наряд.
Экстравагантна, вкус отменный.
и т.д.
5. «Портрет»
1-ый волонтер: читает стихотворение Р. Сефа «Еще одно ухо»:
Взглянул я в квадратную дырку колодца
И неба клочок увидал в глубине.
Но кто там, в колодце так громко смеется?
Но кто там, на дне улыбается мне?
Я крикнул:
- Не хочешь ли прыгнуть сюда?
И тут же в ответ мне послышалось:
«Да-а!»
Вот потеха!
Послушай-ка, ЭХО, ты знаешь,
Тебе написал я стихи?
А ЭХО в ответ покатилось от смеха,
Послышалось снизу:
«ХА-ХА! и ХИ-ХИ!»
И вскоре овальное, словно яйцо,
Увидел в колодце я чье-то лицо.
На лице курносый нос,
Над лицом - копна волос.
Кто-то спрятался в колодце
И пыхтит как паровоз?
В общем, я открыл секрет:
Невидимок в мире – нет.
Это - попросту мальчишка
Девяти, примерно, лет.
2-ой волонтер: ребята, как вы думаете, о каком лице говорится в стихотворении? (Дети обсуждают).
Волонтер: вода, когда она спокойна, имеет свойство отражать на своей поверхности все предметы с полной точностью. То же самое делает зеркало. Поэтому мы всегда смотримся в зеркало, если хотим узнать, как мы выглядим.
Волонтеры: раздают первоклассникам маленькие зеркала и предлагают рассмотреть себя, затем раздают первоклассникам заранее приготовленные листы бумаги (формат А-4), с нарисованными на них красивыми рамочками, на которых ребята должны нарисовать свой портрет. После того, как ребята закончат рисовать, им надо красиво подписать свой рисунок (если первоклассник еще не умеет писать, ему помогают родители или волонтеры).
В конце урока организуем выставку рисунков «Знакомьтесь, это Я». Волонтеры помогают первоклассникам прикрепить рисунки на специально подготовленные стенды. Рассматривают, обсуждают.
6. Упр. «Мое настроение»
Волонтеры просят первоклассников прикрепить к одежде кружок того цвета, который дети хотят выбирать для своего настроения (цветодиагностика эмоционального состояния).
(Примечание: настроение детей можно дополнительно фиксировать в журнале проведения занятий или на стенде настроения. Настроение каждого ребенка можно фиксировать в начале и в конце занятия. Или в начале и конце учебного дня. Это поможет учителю и психологу проследить с каким настроением ребенок приходит в школу и как оно меняется на протяжении занятия, или всего дня.).7. Подведение итогов занятия: волонтеры спрашивают ребят, что нового они узнали на этом занятии, что им понравилось?
Предупреждают первоклассников о том, что они обязательно встретятся с ними сегодня еще, во время динамической перемены, на которой их ждет сюрприз. Затем рассказывают о том, что в школе существует замечательная традиция – начинать учебный день с утренней зарядки, поэтому завтра ребятам надо придти в школу пораньше, чтобы к ней подготовиться (зарядка начнется за 15 мин. до начала занятий).
Задают задание на дом: рассказать своим домашним о первом дне в школе, принести каждому первокласснику на следующее занятие бейджик со своим именем, постараться оформить его оригинально (раздают заранее приготовленные бейджики).
После этого волонтеры приглашают детей и родителей первоклассников принять участие в играх, которые будут проводиться: в кабинете, в школьной рекреации и спортивном зале. Класс делится на 5 групп (делить класс можно по интересам детей и по их психологическим и пр. особенностям. В любом случае, необходимо помнить, что участие в играх должно быть только ДОБРОВОЛЬНЫМ!) Динамическая перемена
Цель: активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.
Примечание 1. До начала всех игр с детьми следует обговорить «Правила игры», например такие:
- всегда соблюдай правила, старайся выигрывать честно;
- не радуйся проигрышу другого, не смейся над ним;
- обидно, когда ты проигрываешь, но не падай духом, в следующий раз ты обязательно выйдешь победителем;
- в случае проигрыша не злись ни на того, кого выиграл, ни на того, по чьей вине, возможно, произошло поражение.
Игры: 1) настольные: «Шашки», «Хоккей», «Пазлы»;
2) игры малой и средней подвижности: «Колечко», «Дартц», «Съедобное-несъедобное».
А так же «Слушай хлопки!» - эту игру можно видоизменять. Цель игры: развитие активного внимания. Процедура игры: дети двигаются свободно (или ходят по кругу). Когда волонтер-ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)
Количество хлопков Поза детей
1 Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую).
2 Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев).
3 Дети возобновляют движение.
Примечание 2. На следующий день первоклассники должны принять участие в других играх.
_____________________________________________________________
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утренняя зарядка (проводят волонтеры).
Цель: общее укрепление организма; улучшение работоспособности;
Задачи: воспитать потребность в адекватных физических нагрузках; привить ребенку умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применяя их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
Вводная часть: Приветствие! Перед началом зарядки волонтеры должны проверить и зафиксировать правильную осанку первоклассников у стены: ноги вместе, пятки, икроножные и ягодичные мышцы, плечи, затылок – прижаты к стене, руки внизу, ладонями вперед, живот подтянут, подбородок на 2-3 см, выше горизонтали. Не поднимаясь на носки тянуться головой вверх, руками вниз.
Основная часть. 1-ый волонтер: во время сна организм человека отдыхает, его мышцы расслабляются, дыхание становится замедленным. В момент пробуждения хочется потянуться, глубоко вздохнуть. Это потому, что все органы начинают просыпаться. Зарядка будит и заряжает организм на весь день.
Когда я был первоклассником, иногда рано утром, мне хотелось еще поваляться в кровати и тогда, мама мне читала такое стихотворение:
Чтоб совсем проснуться,
Надо потянуться.
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой встать.
Восемь – можно день начать.
2-ой волонтер: продолжаем зарядку!
1). Исходное положение (далее - И.п.) - стоя. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по (против) часовой стрелки.2).И.п.- стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперед и назад.
3).И.п.- стоя. Вращение кистей рук по кругу, по 10 раз по и против часовой стрелки.4).И.п.- стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперед и назад по 5 раз.
5).И.п.- стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелке по 5 раз.
6).И.п.- стоя. Прыжки на месте в течение минуты.
7).И.п.- стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз.
ЗАНЯТИЕ 2
«Я – индивидуальность»
Задачи: содействовать осознанию позиции школьника; познакомить с правилами поведения на уроках; способствовать формированию дружеских отношений; развитие положительной рефлексии образа «Я».
Оборудование: «волшебная палочка», знак - «Я» и знак - «Говорим хором» (по кол-ву 1-ков), сказка «Кто самый лучший» (авт.: Е. Жарова).Ход занятия
Перед началом занятия волонтеры просят первоклассников надеть свои бейджи. И просят первоклассников прикрепить к одежде кружок того цвета, который дети хотят выбирать для своего настроения (цветодиагностика эмоционального состояния).
1. Разминка «Веселая мушка»
Волонтеры подходят к каждому первокласснику, дотрагиваются до них «волшебной палочкой» и «замораживают» их. Каждый должен представить, что ему на нос села мушка, прогнать которую можно только движением носа. (Мушка перелетает с места на место: вот она села на лоб, щеку, правый глаз, подбородок и т.д.)
Основное содержание занятия
2. Упр. «Введение знаков»
(Волонтеры заранее изготовили знаки, которые учитель сможет использовать первое время в работе с детьми на обычных уроках, пока первоклассники осваивают школьные правила).
1). Знак «Я» - поднятая рука. Волонтеры объясняет, как ученики отвечают в школе, почему и когда необходима именно такая форма ответа.
Волонтеры задают вопросы, первоклассники с помощью знака отвечают на них:
- кто пришел сегодня в школу?;
- у кого голубые глаза?;
- у кого темные волосы?;
- у кого есть дома животное?;
- кто ходил купаться на Волгу этим летом?;
- кто любит кататься на машине?;
- кто умеет кататься на роликах?;
- кто умеет кататься на велосипеде?;
- кто любит манную кашу?;
- кто любит играть на компьютере?;
- кто любит читать книги?;
- кто помнит, как нас зовут?
2). Знак «Говорим хором» - нужен, когда необходимо отвечать на уроке хором.
Тренировочное упражнение: дети отвечают на вопросы то индивидуально, то хором в зависимости от указания волонтеров:
- у какого животного длинный хвост? (индивидуально);
- как называются животные, которые жили давно, а потом вымерли? (индивидуально);
- правда ли, что у слона полосатая шкура? (хором);
- правда ли, что у слона есть рога? (хором).
В конце упражнения волонтеры спрашивают учеников: Как вы узнали, что надо отвечать хором?
В заключение упражнения делается вывод о необходимости внимательно слушать учителя. О том, что нельзя выкрикивать с места. Не обижаться, если учитель не спросил в этот раз, ведь в классе много ребят, волонтеры объясняют первоклассникам, что учитель в следующий раз обязательно спросит, тех, кого не успел спросить на уроке.
3. Работа со сказкой (дети слушают и обсуждают сказку): «Кто самый лучший».
Заспорили малыши – кто лучше всех?
Совенок говорил:
- Я лучше всех!
Бобер:
- Я!
- Нет, Я! – проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.
- А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! – сказал воробей.
Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, вороненок, волчонок, лисенок. И даже мышонок набрался смелости, подтянул свои серые штанишки и выбежал на середину поляны, крича изо всех сил:
- Я! Я! Я!
И большая лесная поляна заполнилась маленькими, но пронзительно орущими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил лесной гном с бубенцом на шляпе. Звали его Гном Гномыч. Он собирал орехи на зиму. Ведь она была уже не за горами!
Подойдя ближе, он все понял и решил остановиться отдохнуть (мешок с орехами был уже почти полон) и посмотреть на столь бурный спор зверят. Но не успел он перевести дух, как его увидел зайчонок и побежал е нему, крича во всю глотку:
- Дядя Гном, дядя Гном! Ну, скажи, кто самый лучший?!
- Да, да! Дядя Гном, скажи! – загалдели остальные.
- для начала давайте сядем в круг, - сказал Гном Гномыч, - посмотрим друг на друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка – длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Вот бобер – он лучший пловец. И в воде никто его не догонит. А вот вороненок. Он хоть и малыш, но уже летал и видел макушки деревьев. И если случится пожар в другой стороне леса, он быстро об этом расскажет всем зверям. Бельчонок – самый лучший прыгун. Он прыгает с ветки на ветку, словно летает.
Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и каждый является в этом лучшим, и каждый таким образом помогает другому в лесной жизни!
Все малыши посмотрели друг на друга, улыбнулись, засмеялись. Они взялись за лапки и начали прыгать и танцевать. И все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу и теми, кто они есть!
Потом малыши выросли, стали взрослыми и умными зверями и рассказывали эту историю как удивительную сказку своим детям перед сном.
Обсуждение.
Волонтеры задают вопросы первоклассникам: О чем спорили зверята? Кто им помог в споре? Что объяснил зверятам Гном Гномыч? Что означает фраза «Каждого можно назвать лучшим»? Для чего зверята, когда стали взрослыми рассказывали эту историю как сказку своим детям?
4. «Я-индивидуальность». Волонтеры приглашают выйти к доске 3-ех добровольцев. Первоклассникам надо перечислить, чем эти трое ребят похожи и чем они отличаются друг от друга. В заключении волонтеры еще раз подчеркивают индивидуальность, неповторимость, ценность каждого ребенка и тех, кто остался сидеть на своих местах.
5. Подведение итогов занятия: волонтеры спрашивают ребят, что нового они сегодня узнали, что им понравилось, какие выводы они сделали, какие правила запомнили?
Домашнее задание: рассказать дома о проведенном дне в школе, принести на следующее занятие фотографии своей семьи.
Волонтеры просят первоклассников прикрепить к одежде кружок того цвета, который дети хотят выбирать для своего настроения (цветодиагностика эмоционального состояния).
После этого волонтеры приглашают детей и родителей первоклассников принять участие в играх на динамической перемене.
Динамическая перемена (цель: активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности).
Так же, как и в предыдущие дни, класс делится на 5 групп. Необходимо, чтобы дети поучаствовали на этой перемене в других играх и мероприятиях, которые проводят волонтеры (при этом все игры остаются прежними, меняются только участники игры, см. предыдущее занятие).
Примечание. До начала проведения игр с детьми следует повторить «Правила игры».
________________________________________________________________________
И ТАК ДАЛЕЕ …(до конца недели)
В рамках заключительного этапа предполагается итоговая диагностика с использованием тех же методик, что и на первом этапе, сравнение, обобщение и анализ полученных результатов. Составление аналитической справки;
- подведение итогов с участниками проекта (педагогами и волонтерами) рефлексия;
- консультирование родителей и учителей по проблемам развития эмоционально-личностной и коммуникативной сферы первоклассников.
- обсуждение результатов проведения проекта на методическом объединении учителей нач.классов или на педагогическом совете (с показом презентации).
- подготовка грамот для награждения волонтеров на общешкольной линейке.
Кратко изложенная здесь логика открывает обширное поле деятельности, позволяя создавать новые проекты с 1-ого по 11-ый класс, при этом его можно видоизменять в соответствии с возрастными особенностями и задачами, которые ставит педагог работая с учащимися, что делает ее не только актуальной, но и перспективной.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа волонтеров среди обучающихся 5-8 классов;
- увеличение числа родителей принимающих активное участие не только в жизни своего ребенка, но и в жизни школы;
- мы уверены, что разработанный нами комплекс мероприятий поможет ребятам снять эмоциональное напряжение, увлекательные игры дадут возможность хорошо отдохнуть. После утренней зарядки дети быстрее будут включаться в работу на уроке. Игры в парах, повысят у детей коммуникабельность, научат их общению. Наш проект поможет детям найти новых друзей, разовьет их поисковую активность, креативность; позволит увидеть в других и обнаружить в себе творческий и др. скрытый потенциал; повысит самооценку и мотивацию к учению.
Критерии оценки результатов: обобщенные результаты повторной диагностики.
Ресурсное обеспечение: важно отметить, что для реализации проекта не требуется дополнительных учебных часов, т.к. все занятия могут органично войти в образовательный процесс – ведь некоторые предметы содержат их элементы, например: ОЖС, Рисование и пр.
Список литературы:
Газета «Школьный психолог» июнь 1999г., №23. (Анна Санько, кандидат психологических наук, Юлия Кафеева, психолог МОУ №26, г.Челябинск).
Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Развитие общительности. Преодоление застенчивос-ти. Снятие агрессии.– СПб.: Корона-принт, 2006.-48с.
«Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)» Хухлаева О.В. 2-изд., испр.и доп.-М.: Генезис, 2008.-344с.
Игры, конкурсы и мн.другое на динамических переменах и в ГПД. Степанова О.А. Игра и оздоровленная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - М.: ТЦ Сфера, 2003.-144с.