Слушание пьес из «Детского альбома» композитора П. И. Чайковского


Урок по
музыке и пению
2 класс
Слушанье пьес из «Детского альбома»
композитора П. И. Чайковского
Подготовила и провела
учитель: Нещенко И. А.
Тема урока: Слушанье пьес из «Детского альбома»
композитора П. И. Чайковского
Цели урока:
КОРРЕКЦИОННЫЕ: Развивать речь учащихся при анализе музыкальных пьес, чувство ритма при слушании марша и выполнении действий марша (как физкультминутки), развивать вокально-хоровые навыки, продолжить развивать сенсорный опыт при рассматривании картинок из «детского альбома». Развивать творческие способности, активность учащихся, культуру мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского при знакомстве с пьесами из «Детского альбома», продолжить развивать навыки умения анализировать, высказываться о прослушанной музыке, сознательно подбирая подходящие слова к характеру музыкальных пьес.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе музыкальных пьес, интерес и любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей, усидчивость на уроке.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет композитора П,И,Чайковского, ноутбук, иллюстрированные страницы музыкального альбома П.И.Чайковского, карточки для каждого учащегося с изображением птицы жаворонка, магнитофон, диски с записью музыкальных пьес из «Детского альбома», три цвета фломастеров (синий зелёный, красный) для каждого учащегося, магнитофон, ТСО.
Ход урока
Вход в класс. Организационный момент.
«Здравствуйте»

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в мир музыки, добра и красоты.
Мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского и перелистаем страницы его детского музыкального альбома.
Тема нашего урока: Слушанье пьес из «Детского альбома»
композитора П. И. Чайковского
Цель урока: продолжать знакомить детей с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Но сначала, я предлагаю вам посмотреть внимательно на свои парты. Перед вами лежат три цветка, которые помогут нам определить ваше настроение (где белый цветок – плохое настроение, жёлтый цветок – хорошее настроение, а красный цветок – отличное настроение). Подумайте и поднимите тот цветок, который больше подходит вашему настроению в начале урока. Теперь опустите их и отложите на край парты, они нам ещё пригодятся в конце урока.
А помогут нам оценить вашу работу карточки, которые тоже лежат у вас на партах. В них вы будите отмечать «+» свои ответы, а в конце урока мы посчитаем с вами сколько «+» вы получили и какую оценку я вам поставлю. Где 6-7 «+» - это оценка 5, 4-5 «+» - это оценка 4, 3 и менее «+» - это оценка 3.
- Ребята, у нас на столе лежит листок и три фломастера (красный, синий, зелёный). Вы послушайте музыкальное произведение и на листике изобразите такую линию, какую бы вам захотелось нарисовать при прослушивании данной музыки одним из этих фломастеров.
- Примите все правильную позу слушателя.
Слушание пьесы П.И.Чайковского «Вальс» (анализ выполненной работы)
Учитель: Судя по большинству выбранного зелёного цвета, которым вы изобразили линию, можно сказать, что у вас, а также у прослушанной музыкальной пьесы хорошее настроение. Линия у многих плавная, волнистая. Почему?
Ученик: Музыка прозвучала плавно, равномерно. Учитель: А какое музыкальное произведение так звучит? Ученик: Вальс. Учитель. Верно, это вальс, который написал великий русский композитор П.И.Чайковский. (указать на портрет композитора П.И.Чайковского) Давайте все вместе назовём фамилию композитора (хором говорят).
Учитель: я давала вам задание найти информацию о написании пьесы из детского альбома П.И.Чайковского «Вальс». Отвечая, вы скажите где вы нашли эту информацию. ДЕТИ: Вальс Чайковский сочинил специально для музыкального альбома. Он очень любил детей. Находясь в гостях у своей сестры, он без устали возился со своими племянниками. Придумывал для них различные праздники с танцами, кострами и феерверками . Сам аккомпанировал им на рояле. Слышал, как дети разбирают на фортепиано трудные для них пьесы. Тогда-то он решил написать целый сборник пьес о детях и для детей, пьес лёгких с интересными названиями. Назвал этот сборник «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Учитель: Давайте все вместе повторим «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» (повторяют).
Ребята, давайте откроем первую страницу « Детского альбома», которая называется «ЗИМНЕЕ УТРО» (повторяют). Учитель предлагает посмотреть на картину с изображением «зимнего утра»
Учитель. (вопрос) Какие цвета и оттенки преобладают на картине? У Лёши и Вани лежат специальные карточки, которые помогут им ответить, а остальные ребята смотрите внимательно сами и отвечайте полным ответом.
Ученики. Нежно-зелёный, ярко жёлтые, белые.
Учитель. Давайте все вместе прочитаем строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце;
День чудесный
Ещё ты дремлешь, Друг прелестный.
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
На встречу северной авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- А вот как П.И.Чайковский сумел эту красоту запечатлеть в музыке.
- При прослушивании пьесы «Зимнее утро» представьте себе такую картину: будто проснулись рано утром, подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло и в эту маленькую проталинку вы смотрите, что делается за окном. Интересно, что каждый из вас увидит благодаря музыке?
Прослушивание…..
- Как прозвучала музыка, какие чувства она у вас вызвала? При анализе пьесы, вы можете пользоваться музыкальными терминами, которые находятся на ваших столах, а у Лёши и Вани лежат специальные карточки, которые помогут им ответить.
Ответы детей. Пьеса прозвучала сонливо, загадочно, весело, игриво, легко, искрясь, искристо, и т.д.
Вызвала светлые чувства.
Учитель. Ребята, мы с нетерпением ждём настоящего прихода весны, тепла, когда всё оживает, воздух зазвенит от птичьих голосов. Об этом говорится в стихотворении Василия Жуковского «Жаворонок». Я давала задание прочитать с выражением это стихотворение Таню. Вызванный ученица:
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая:
Весна идёт к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Ребята, Таня нам помогла подойти к следующей странице музыкального альбома
«ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА»
Вместе повторяют название «Песня жаворонка»
Учитель. Звуки мелодии передают щебет этой весенней птички. Послушайте, ребята, как мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок, то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле.
Ребята, приготовьтесь к слушанию, возьмите листочки с картинкой птицы жаворонка, которые перед вами на столе. При высоком звучании будем поднимать вверх листик, при низком опускать вниз.
Учитель. (производится анализ действий учащихся) Молодцы, правильно услышали, как менялось звучание.
Следующая страница «Детского альбома» - «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» (хором повторяют название пьесы)
Ребята, Сейчас мы послушаем его и определим из скольких частей оно состоит. Для определения границы частей будем поднимать и опускать руку. (идёт первичное прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков».
- Вопрос. Сколько частей услышали?
- Ответ. Три части.
- Вопрос. Как определили?
- Ответ. Была смена музыки.
- Вопрос. Все части разные или есть одинаковые?
- Ответ. 1 и 3 части одинаковые.
- Вопрос. Как прозвучал марш?
- Ответ. Бодро, торжественно.
Сейчас мы ещё раз внимательно прослушаем пьесу. Попробуем отбивать ритм. Первую и третью часть будем хлопать руками, а вторую отбивать фломастером. А Ваня и Лёша будут все три части прохлопывать.
Вопрос. Ребята, а где мы можем увидеть военных, проходящих строем, с песней, музыкой духового оркестра?
Ответы. В день празднования Дня Победы 9 Мая, а также солдаты в армии учатся красиво ходить строем под маршевую музыку.
Ребята сейчас мы с вами отдохнем встанем из за парт и немного подвигаемся.
Физминутка.
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идём.
В нашу армия, ребята,
Просто так не попадёшь.
Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Нюхаем цветочек».) гимнастика для мимики лица( краткая распевка).
Вопрос. Ребята, какую песню мы с вами учили на прошлом уроке?
Ответ. «Идёт солдат по городу».
Давайте вспомним первый куплет песни и споём.
Дети исполняют первый куплет песни «Идёт солдат по городу»
Разучивание.
Разучивание 2 куплета песни, работа с текстом.
Итог урока:
- Ребята, наше путешествие по «Детскому альбому» подошло к концу. А кто мне скажет тему нашего урока?
Тема нашего урока: Слушанье пьес из «Детского альбома»
композитора П. И. Чайковского.
А какая цель урока?
Цель урока: продолжать знакомить детей с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Скажите, с пьесами какого композитора мы знакомились на уроке?
Как называется сборник, куда вошли эти пьесы?
Почему альбом называется детским?
Кроме слушания на уроке, чем ещё занимались? (Пели, маршировали, подбирали характерные слова к прослушиваемым пьесам, с помощью карточек показывали высоту звучания пьес, смотрели иллюстрации к прослушанным произведения. Читали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» и стихотворение Василия Жуковского «Жаворонок». Простукивали и прохлопывали ритм частей в пьесе «Марш деревянных солдатиков».)
Ребята, пришло время вернуться к нашим цветам, они помогут узнать ваше настроение в конце урока. Поднимите цветок, который соответствует вашему настроению.
А сейчас подчитайте сколько «+» вы получили за урок (выставление оценок).
Комментирование оценок учащихся за работу на уроке.
Вот и подошёл к концу наш урок. На следующем уроке мы будем продолжать знакомиться с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.