Урок русской литературы Библейская мифология и литература. К.Г.Паустовский Телеграмма.


Акмолинская область
город Кокшетау
средняя школа № 11
Урок русской литературы в 6 классе.
Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма».
Учитель русского языка и литературы
средней школы № 11 города Кокшетау
Сенчук Ольга Михайловна.
senchuk.olenka@mail.ru020003 г.Кокшетау, м-н Центральный 52 д.184
Домашний телефон: 8(7162)42 07 57.
Мобильный: 8 705 172 09 53.
2012 год
Аннотация
Урок русской литературы в 6 классе на тему «К.Г.Паустовский «Телеграмма» является одним из уроков раздела «Библейская мифология и литература». Ему предшествовало изучение отдельных страниц Библии как древнейшей книги Земли, содержащей свод важнейших нравственных ценностей человечества. Задача раздела – познакомить учащихся с произведениями литературы, в основу которых положены библейские идеи или сюжеты. В череде этих произведений ребята уже изучили повесть Пушкина «Станционный смотритель», рассказ «Ангелочек» Андреева, рассказ «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и теперь готовы познакомиться с современными интерпретациями библейских сюжетов.
Данный урок – первый из двух, отведенных для изучения рассказа «Телеграмма». В нем только намечена тема следующего урока о связи рассказа с Библией. Главное сейчас – услышать голос писателя, понять его отношение к описываемым событиям, уловить особенности стиля и манеру изображения событий, увидеть героев глазами писателя. Важными деталями урока стали сведения о творчестве и жизненном пути автора рассказа. Они помогут объяснить причину его обращения к этой теме.
Выбранный учителем путь подачи материала – от формы рассказа к его содержанию – помогает провести сопутствующее повторение важных литературоведческих понятий и познакомиться с новыми. Руководствуясь в работе педагогической системой Е.Н.Ильина, учитель подробно останавливается на первом из важнейших положений его теории «деталь – вопрос – проблема». «В какой мере работа ума становится трудом души — вот критерий урока литературы», — подчеркивает педагог-новатор. Е.Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. Именно на детали сосредоточен учитель, чтобы подготовить фундамент следующего урока, вопрос-проблема которого назрел к концу урока: «Как же так получилось, что Настя, заботящаяся о художниках, сочувствующая им и понимающая их беды, «забыла» позаботиться о собственной матери?»
Формы работы, использованные в ходе урока, разнообразны: от выразительного чтения до анализа текста через составление денотатного графа, цитатного плана характеристики литературного героя. Большую помощь в ходе урока оказала слайдовая поддержка, раздаточный материал (биографическая справка о писателе, терминологический справочник в виде карточек).
Без сомнения, урок помог ученикам увидеть за строками произведения писателя-человека и его отношение к героям. Впереди следующая ступень – формулирование собственного отношения ребят к ним.
Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг…
К.Г.Паустовский
Урок литературы в 6 классе на тему: «К.Г.Паустовский «Телеграмма».
Цели урока: знакомство с личностью писателя и его творчеством на примере рассказа «Телеграмма»; погружение в творческий мир автора через выявление основной мысли рассказа и способов ее выражения; повторение отдельных теоретических понятий (таких как «пейзаж», «лирика», «художественные средства»); знакомство с понятиями «ирония» и «сарказм»; совершенствование навыков выразительного чтения и пересказа; самостоятельная работа учащихся.
Организационный момент.
Знакомство с писателем.
Эпиграфы к уроку.
Увидеть и познать можно либо своими глазами, либо с помощью книг.
М.В.Ломоносов
Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.… Только тогда перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
К.Г.Паустовский
Составить ДГ (денотатный граф) на основе справки о писателе, используя раздаточный материал (самостоятельно или под руководством учителя).
Денотатный граф – краткая запись статьи или правила в виде схемы, составленной из ключевого понятия или слова (заголовок) и словосочетаний «глагол + существительное» или «существительное + существительное» из статьи или правила, которая помогает выявить и запомнить главное.
Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968)
Родился Паустовский в Москве. Рос он в большой семье, где все увлекались искусством: много пели, играли на рояле, любили театр. В 6 классе гимназии вынужден был начать зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством с детьми богатых родителей. Именно в гимназии написал Паустовский свой первый рассказ. После гимназии учился в университете и работал кондуктором на московском трамвае, затем санитаром в госпитале. В 1915 году начал работать журналистом, много ездил по стране, много писал.
Трудно разгадать тайну воздействия его таланта, но ясно одно: Паустовский захватывает нас сразу, целиком, и читатель подчиняется ему добровольно и радостно, ощущая душой каждую его фразу. Он открывает читателю родную природу, учит понимать и любить родину. Писатель любит природу не только солнечной и нарядной, он любит ее, как настоящий художник, и хмурой осенью, и косматой зимой.
Почти во всех произведениях Паустовский живет вместе со своими героями. Из его книг мы узнаем об авторе гораздо больше, чем, если бы он рассказывал просто о себе. Мы узнаем его как очень доброго, неравнодушного человека. Его книги полны душевного внимания и доброты к человеку, пронизаны любовью к родине. Паустовский был одним из кандидатов на присуждение Нобелевской премии мира по литературе. И хотя он и не получил ее, это его большая заслуга. Писателю всегда была присуща скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. Паустовский обладает глубоким умом и чуткостью, сердечностью и благожелательностью к людям.
Однажды, когда Паустовский прочел Максиму Горькому несколько строк любимого поэта, тот спросил: «Да Вы кто – прозаик или поэт? Пожалуй, поэт». Писатель Паустовский навсегда останется поэтом, художником слова, создателем целого мира образов.
Литература:
А.К.Аксенова. Литературное чтение. 7 класс. М «Просвещение» 2005.
Р.Фраерман. Наш Паустовский. Газета «Известия» от 30.05.1967.
Самопроверка ДГ.
Паустовский
Обладает глубоким умом и чуткостью
Написал первый рассказ в гимназии

Живет вместе со своими героями

Ездил по стране, писал много

Был одним из кандидатов на присуждение Нобелевской премии

Почему Горький назвал Паустовского поэтом, если он писал прозаические произведения? /За чувствительность. За любовь к поэзии. За лирические отступления, которых в его произведениях всегда много. За сердечность повествования./ Разберемся? /Конечно./
Выразительное чтение наизусть отрывка рассказа «Телеграмма» 1946 года (учитель или один из учеников).
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны …
Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья …
Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья …
О чем прослушанный отрывок? /О поздней осени. Это описание пейзажа.
Пейзаж – описание природы в литературе. Как правило, самостоятельной ценности в литературном произведении пейзаж не имеет. Он необходим, чтобы показать внутреннее состояние человека через жизнь природы./
Самостоятельная работа. Какие художественные выразительные средства использует автор для создания картины осени?
/Художественные средства – приемы создания художественных образов в литературе: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и другие./
Художественное средство Пример из отрывка
Эпитет «Рыхлые тучи»
Метафора «Тучи тащились и цеплялись»
Метафора + эпитет «Дождь назойливо сыпался»
Эпитет + сравнение «Ночи тяжелые, как бессонница»
Метафора + эпитет «Рассвет запаздывал и сочился нехотя»
Олицетворение «Ветер свистел, сбивал …»
Олицетворения Природа живая (тучи, дождь, рожок, ветер, ночи, рассвет)
Какой род литературы использует эти приемы наиболее часто? В чем его особенность? / Лирика – род литературы. В лирическом произведении отражаются внутренние переживания лирического героя, его мысли и желания./ Кто же лирический герой рассказа? /Рассказчик, автор, повествователь./ Кто использовал подобный способ повествования до Паустовского? /Пушкин, Гоголь./
Слово учителя.
Вывод: в описании пейзажа Паустовский использует средства, которые обычно применяет лирика. Пейзаж получился лирическим: он не просто описывает фон будущих событий, а и настроение автора и героини – печаль. Главная метафора пейзажа – подсолнечник у забора – скрывает за собой главную героиню, Катерину Петровну.
Образы персонажей рассказа.
Знакомство с героями. Краткий выборочный пересказ текста («Катерина Петровна», «Настя»).
Проверка письменного домашнего задания. Цитатный план характеристики героинь. Слайд № 4.
Катерина Петровна
«Сгорбленная, маленькая»
«Доживала свой век»
«Ослабела и не могла говорить громко»
«Тяжело не то что ходить, а сидеть и лежать…Так тяжело!..»
«Знала, что Насте не до нее, старухи»
«Думала о ней /Насте/ все дни»
Настя
«Работы было много»
«Письма Катерины Петровны вызывали у нее вздох облегчения»
«Разве отсюда вырвешься!»
«Вздрогнула от холода и поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка»
«Никого же у меня в жизни нет»
«Никто, кроме Катерины Петровны не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести»
Как автор относится к ним? /С сочувствием - к Катерине Петровне. С укором и сожалением – к Насте./
Голос автора в рассказе.
Слово учителя.
Героинь автор описывает по-разному: Катерину Петровну – лирично (вспомним отрывок описания осени природы и жизни героини), а Настю – без тени лирики (по-деловому, потому что нет лирике места в официально-деловой обстановке ее забот). Но отношение свое к Насте он тоже проявляет, хотя и по-другому, даже более резко.
Ирония – насмешка-иносказание; отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия, одобрения, когда высказывание обретает смысл, противоположный буквальному.
Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная на разоблачении, обнажении подразумеваемого.
Попробуем их обнаружить?
Все герои рассказа относятся к Насте с иронией. Найдем ее? Слайд № 5.
Гоголь «Усмехаясь»
Секретарша Даша «Ухмыляясь»
Тихон «Криво ухмыляясь», «Настасье Семеновне…Кому как не ей!»
Старухи в Заборье «Дочка, видно, далеко залетела».
Художники «Сольвейг» - героиня драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1866), деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. Сольвейг оттеняет беспокойную природу Пера, этого «перекати-поля». С ней почти ничего не происходит: обещала ждать Пера и прождала его всю жизнь, до глубокой старости. Сольвейг - воплощение извечной мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени.
Автор Даже слова матери заставил звучать иронически: «Ненаглядная моя …»
А что же сарказм? Так ли соответствует Настя своему портрету? Подвох кроется даже в портрете Насти: «нравилась самой себе». Это прямая параллель с Нарциссом – самовлюбленным героем древнегреческого мифа, эгоистом, погубившим нимфу Эхо. «Сольвейг» - идеал женского самопожертвования и вдруг – «холодные глаза». Слайд № 6.
Першин «В наши дни забота о человеке становится… прекрасной реальностью…»
Старый вспыльчивый художник «Благодарю. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза».
Слайд № 7. В прозаической литературе часто встречаются случаи, когда автор вкладывает свои сокровенные думы, основную идею произведения в уста одного из персонажей. Или даже нескольких сразу:
За добро плати добром, не будь пустельгой …
Тихон
Много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза…
Старый вспыльчивый художник
Голос Паустовского звучит от тихого наставления до яркой вспышки чувств, гнева и возмущения. Тихон = тихое народное наставление. Старый вспыльчивый художник = сам автор, который не выдерживает двуличия героини (не случайно автор лишает этого персонажа имени).
Итоги урока.
В чем сходство героинь? /Одиночество. Настя повторит судьбу матери, только без надежды на встречу с родным человеком. Это страшнее. Это и есть наказание./
Какое созвучное по теме и идее произведение мы уже читали? / «Станционный смотритель», Притча о блудном сыне из Библии./
В чем разница причин поступков «блудных детей» из разных произведений?
/В Библии – стремление к материальному благополучию. В «Станционном смотрителе» - личное счастье. В «Телеграмме» - суета, вечный поиск себя, который приводит, к сожалению, к потере себя./
Основную идею рассказа можно сформулировать словами Библии. Слайд № 8.
За добро плати добром…
К.Г.Паустовский
Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него и когда постареет.
Библия. Ветхий Завет
С какими еще заветами из Библии перекликается рассказ?
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле.
Свободный микрофон (желающие ученики высказывают мысли после обсуждения).
Домашнее задание.
Эссе на тему: «Смысл названия рассказа «Телеграмма».
Литература.
«Русская словесность: миф и литература». Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Туниянц. А «Атамура» 2002
«Русская словесность: миф и литература». Хрестоматия для 6 класса общеобразовательной школы. А «Атамура» 2002
Литературоведческий словарь. /Любого года издания./
Детская Библия. /Любое издание./