Урок русской литературы в 8 классе по теме: «Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»


Кударбекова Зульфия Туземовнаучитель русского языка и литературы
Ставропольской средней школы
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Урок русской литературы в 8 классе по теме:
«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций
Задачи:
Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.
Увидеть и понять нравственные уроки комедии.
Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Этап целеполагания:
Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:
“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”
Я надеюсь, что проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.
Этап Вызов
Самостоятельная работа со статьей учебника по вопросам (показать слайды) - работа в тетрадях письменно - 5мин.
Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?
Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?
Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.
Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?
Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Проверка работ - 2-3 мин.
Ответы на вопросы по слайдам:
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Этап Осмысление
Актуализация знаний.
Самостоятельная работа с текстом произведения:
Образ Простаковой - примеры речи и обращения: (заполнение таблицы)
С крепостными и учителями с Софьей с Митрофаномс Стародумом
С крепостными:
Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил…
А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.
Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши... Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.
К Софье:
Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.
Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!
К Митрофану:
Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?
Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.
К Стародуму:
Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.
Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.
Обсуждение иллюстраций.
Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация? (демонстрируется несколько слайдов с иллюстрациями)

Поисковая деятельность: (работа по тексту)
Отрицательные герои комедии:
Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
Госпожа Простакова, владелица имения.
Простаков, ее муж.
Митрофан, матушкин сынок.
Скотинин, брат Простаковой .Вральман, учитель французского языка.
Действие 3. Явление VII.
Действие 4. явление VII.
Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?
Каково значение отрицательных персонажей?
Нравственный портрет семьи Простаковых:
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Образ Митрофана (значение имени – в переводе с греческого «подобный матери»)Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.
Почему он стал таким?
Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?
Правила Стародума (комментарии по слайдам)
Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
И добродетель также своих завистников имеет.
Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.
По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Вопрос: Актуальны ли сегодня слова Стародума? Почему?
Этап Рефлексия: (слайд)
Спрогнозируйте будущее Митрофана;
При каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?
Домашнее задание:
Написать сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».