Рабочая программа элективного курса по русскому языку Лингвистические тренинги
___
от «___»_______2015г.
Руководитель МО
_________А.С.Шималина
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
__________М.Н. Строкова
«___» ________2015г.
«Утверждено»
Приказ №____ от «___»__________2015г.
Директор МКОУ «Александровская СОШ»
________ Д.Ю.Глущенко
Отдел по образованию и делам молодежи Суетского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Суетского района Алтайского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Лингвистические тренинги»
по русскому языку в 9 классе
предмет, класс или ступень
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Зинченко Нина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
.
с. Александровка, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Лингвинистические тренинги» разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Александровская СОШ» на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ОГЭ.
Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9 класса к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического или научного стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
рассмотреть особенности структуры сочинения каждого типа;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
изучить критерии оценивания работы;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Общая характеристика курса
Особенностью данного курса является модульный подход. Элективный курс состоит из трех модулей: «Учимся писать сжатое изложение», «Учимся писать сочинение – рассуждение», «Учимся выполнять тестовые задания». Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МКОУ «Александровская СОШ» на элективный курс отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Результаты освоения учебного курса
В результате обучения у учащихся будет сформировано:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение;
умение понимать глубину и точность понимания содержания текста;
умение, определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.
Содержание курса
Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение (8 часов)
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Построение сжатого изложения.
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование текста изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст разными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
Контроль знаний: построение и написание сжатого изложения.
Модуль 2
Учимся писать сочинение – рассуждение (8 часов)
Третья часть работы ОГЭ содержит творческие задания (15.1, 15.2, 15.3). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников.
Для успешного выполнения задания необходимо:
(С15.1.) Объяснить смысл приведенного высказывания; (С15.2) объяснить свое понимание смысла приведенного предложения или фрагмента текста; (С15.3) дать толкование значения приведенного слова и прокомментировать свое определение;
подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста;
логично выстроить всю работу и грамотно ее написать;
проверить сочинение с точки зрения соблюдения всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.
Модуль3
Учимся выполнять тестовые задания (19 часов)
Понимание текста (1ч).
Спецификация второй части экзаменационной работы. Целостность текста. Извлечение информации.
Лексика (2ч).
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое
значение слова.
Изобразительно-выразительные средства речи (1ч).
Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы и стилистические
фигуры.
Орфография (3ч).
Правописание корней. Правописание согласных в корне.
Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные Безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание корней с чере
дующимися гласными: 1) –кос-//-кас-,-лаг-//-лож-,-бер-//-бир-, -пер-//-пир-, дер-
//-дир- и др.(зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//-рос-, -скак-
//скоч-(зависимость от последующего согласного);3) –гор-//-гар-, -твор-//-твар-,
-клон-//-клан-,-зор-//-зар-(зависимость от ударения). Правописание приставок.
Приставки пре-, при-, на –з, -с. Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи. Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др.Различение суффиксов –чик- и –щик-, -ек- и –ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -чив-, -лив-,-ист-, -оньк-(-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-).Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова.
Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Синтаксис и пунктуация (12ч).
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные члены, соединённые неповторяющимися и повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений. Распространённые и нераспространённые обособленные определения. Обособление причастного оборота. Обособление обстоятельств. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Обособление дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Отличие сложноподчинённых предложений с указательными словами от сложноподчинённых предложений двойными союзами. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными.
Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое и сложное предложения.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Одни задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Другие проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Календарно – тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год
1 модуль
№
Тема занятия
Количество часов
Форма занятий
Виды деятельности
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с критериями оценки изложения и сочинения.
1
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
1
Мини-лекция, практикум
Работа в группах.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
1
Презентация, практикум
Работа с текстом, границы микротем исходного текста.
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.
1
Презентация, практикум
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
1
Презентация, практикум
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.
1
Презентация, практикум
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.
1
Презентация, практикум
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
1
Практикум, изложение
Создание текста, оценивание
2 модуль
№
Тема занятия
Количество часов
Форма занятий
Виды деятельности
Структура сочинений.
С15.1.) Объяснить смысл приведенного высказывания; (С15.2) объяснить свое понимание смысла приведенного предложения или фрагмента текста; (С15.3) дать толкование значения приведенного слова и прокомментировать свое определение;
1
Презентация,
практикум
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на одну из тем. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Учимся формулировать тезис.
1
Практикум
Написание элементов сочинения, анализ текстов
Учимся аргументировать.
1
Презентация, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов, подбор аргументов в сочинении.
Учимся писать вывод сочинения на темы 15.1,15.2,15.3.
1
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
Фактические и речевые ошибки
1
Презентация,
практикум
Работа с тестом
Грамматические ошибки
1
Презентация,
Практикум
Работа с тестом
Практическое занятие по написанию сочинения – рассуждения на тему по выбору.
2
Практикум
Написание сочинения – рассуждения.
3 модуль
№
Тема занятия
Количество часов
Форма занятий
Виды деятельности
Понимание текста.
1
Презентация,
Практикум
Работа с тестом.
Лексическое значение слова.
1
Презентация,
Практикум
Работа с тестом.
Выразительные средства.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Правописание корней, приставок.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Правописание суффиксов.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Синонимы.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Словосочетание.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Грамматическая основа предложения.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Предложения с обособленными членами.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Сложносочиненные предложения.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Сложноподчиненное предложение.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Сложные предложения с различными видами связи.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Сложные бессоюзные предложения.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом.
Диагностическая работа в форме ОГЭ
3
Выполнение работы
Учебно-методическое обеспечение.
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.2015.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2015.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион, 2015.
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2015.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2015.
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
13PAGE 15
13PAGE 14115
15