Доклад на Дне государственности Удмуртской Республики в МОКуреговское
Доклад
на праздновании Дня государственности Удмуртской Республики в МО «Куреговское»
Составитель: Шудегова Светлана Алексеевна
Как возьму я гусли звонкие да яровчатые,
Да спою я песнь-былинушку.
Как в столетии во 16-ом, а в году-то 58-ом
Пришел меньший брат да ко старшему
И промолвил он слова сердечные:
- Ты прими нас, брат, под свое крыло,
Защити ты нас от злых ворогов,
Сохрани ты нам землю родную,
Речь удмуртскую, песни славные.
Старший брат-то был широка душа.
Принял младшего с чистой совестью
Да с объятьями распростертыми
Утекли с тех пор реки быстрые,
И живут братья те семьёй дружною.
То Удмуртия со Россиею.
Зечбуресь, гажано гуртоосы! Добрый вечер, уважаемые жители муниципального образования «Куреговское»! Возможно, так бы исполнил свою былину древнерусский гусляр, воспевая историю былых времен. Мы сегодня отмечаем годовщину присоединения Удмуртии к Российскому Государству в День государственности Удмуртской Республики.
«Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор Кыз- Мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала небо, чтобы оно не упало на землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор Кыз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Мудор Кыз. Ель умерла. Но пришел человек и оживил её: он сделал из неё Гусли - «Крезь» и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились «Быдзым Крезь»- Великие гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан гур»- «Мелодию Небесной Росы», Небо плакало дождем»
Эта легенда родилась на Удмуртской земле. В ней поэтично отразились и вековой образ жизни, и вера, и открытый характер небольшого народа, вышедшего из бескрайних прикамских лесов.
Лесистое Западное Приуралье, край тысяч серебряных родников,- историческая родина удмуртов. Удмурты - кто они такие? Что из себя представляют?
В условиях лесистого Прикамья привычными занятиями, которые кормили коренное население, были охота, рыболовство, бортничество. Довольно рано, в эпоху бронзы, удмурты освоили земледелие и животноводство.
Еще при Иване Грозном здешние земли были переписаны и все отнесены в разряд «худших» и «середних». «Добрых» почти вовсе не оказалось. Вот и приходилось крестьянину здороваться и прощаться с зарёю у себя на поле и смотреть за ним больше, чем за домом, чтобы скудная земля хорошо родила, людей прокормила.
Один путешественник 18 века при виде заботливо ухоженных удмуртских полей сказал: «Нет в Российском государстве никого, могущего с ними в трудолюбии сравниться». Может быть, так оно и было. Огромным прилежанием удмуртский крестьянин восполнял свою слабость перед великой природой и капризной погодой, приводил в хрупкое равновесие землю, небо и солнце, чтобы получить какой-никакой урожай. И все-таки очень частыми гостями в доме были недород, голод. «О, Великий Инмар, чтоб хлеб мой уродился с камышовой соломой, серебряным колосом, золотым зерном. Чтоб поле моё не обскакать белке, не проскочит кунице, не обежать лисице»- обращался удмурт к богам, высказывая вслух свою затаённую красивую мечту. Но всегда полагался больше на себя, на свои крепкие руки. «Живи и трудись так, чтобы солнце будить, чтобы оно радовалось, глядя на твою работу»- говорят удмурты. Что тут еще скажешь. Верно. Жаль, что порой мы стали забывать эти заповеди.
Говорят, редко-редко, но всё же, можно встретить золотой самородок. Однако еще никто, никогда и нигде не находил самородка хлебного. Хлеб, он всегда трудно родится и собирается везде одинаково: зернышко к зернышку, колос к колосу. И называется эта хлебная работа- страда. Страда, она всегда оставалась и остается на селе. Кому как не мне, дочери механизатора и доярки, это известно не понаслышке. В пору страды наш отец уходил на работу до солнышка и приходил далеко после захода солнца. И мы, дети, очень скучали по отцу, потому что его совсем не видели. А впоследствии, будучи подростками, сами помогали нашему колхозу и на сенокосе, и на уборке урожая.
Много лет прошло с тех пор, когда далекие предки осваивали азы всех занятий. Но главным стержнем на селе остаются и поныне земледелие и животноводство. Вокруг него различные бюджетные сферы деятельности восполняют и украшают жизнь. Издалека слышен гул тракторов и комбайнов на полях, серебряно чисто поют косы на заре, громко перестукиваются молотки в мастерских, топор соперничает с пилою, ведет свою песню мотор на ферме, заливисто звенит звонок, собирая детей на урок, а вечером то вздыхает, то веселится баян- это извечная музыка труда. Здесь живут и трудятся замечательные люди: передовики сельского хозяйства, наши орденоносцы и медалисты, учителя - Отличники народного образования и Заслуженные учителя РФ, медицинские работники, работники связи, работники культуры - люди, которыми мы гордимся. Они вкладывают свой труд в развитие маленькой Удмуртии, частички нашего огромного государства. И мы сегодня не представляем жизни вне России.
Закончить свое выступление хочется словами нашего земляка Флора Васильева.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей! С праздником!
15