Статья: Конструирование технологической карты урока истории.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Научно-методический центр»
Отдел образовательных услуг
«Конструирование технологической карты
по предмету «история»»
Итоговая работа
срок обучения: с октября 2015 г. по апрель 2016 г.
Исполнитель:
Ковалева Оксана Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «ООШ №90»
Консультант:
Герасимова С.А.,
методист МБОУ ДПО «НМЦ»
Кемерово 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..3
Глава 1. Теоретические основы конструирования технологической карты.4
Глава 2. Технологическая карта по предмету история 8
Заключение...12
Литература..13
Введение
В период модернизации школы и введением стандартизации междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию
технологических карт обусловлены возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным.
Цель: разработка конструктора технологической карты по предмету «история»
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты конструирования технологической карты
2. Обосновать возможности конструирования технологической карты по предмету «история»
Глава 1. Теоретические основы конструирования технологической карты урока в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Шаблон технологической карты
Предмет:
Класс:
Автор учебника:
Тема урока:
Дидактическая цель:
Тип урока:
Задачи урока:
- предметный результат
-метапредметный результат
- личностный результат
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
Средства обучения:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ресурсы
Целеполагание:
Обучающая цель урока - создание условий для формирования (закрепления, обобщения, систематизацияя, расширения) знаний, умений, навыков обучающихся.
Развивающая цель урока – создание условий для развития психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).
Воспитательная цель урока –создание условий для формирования навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
Типы уроков:
1.Урок «открытия новых знаний»
2.Урок комплексного применения знаний и умений
3.Урок актуализации знаний и умений
4.Урок систематизации и обобщения знаний и умений
5.Урок контроля знаний и умений
6.Урок коррекции знаний и умений
Методы обучения:
1.По источнику знаний
2.По организации познавательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности:
1.Индивидуальная
2.Парная
3.Групповая
4.Фронтальная
Средства обучения:
1.Учебно-наглядные
2.Дидактические
3.Учебно-лабораторное оборудование
4.ТСО
УУД:
1.Личностные
2.Познавательные
3.Регулятивные
4.Коммуникативные
Примеры шаблонов технологической карты урока:
Шаблон №1.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ресурсы
№2.Технологическая карта урока по технологии критического мышления
Этап урока: I вызов.
Цель этапа. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным петровским реформам и вызов интереса к изучению новых реформ, но уже в экономической сфере. Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Педагогические
приемы
Система ожидаемых результатов
Учитель предлагает:
1) ученикам заполнить в карточках преобразования, проведенные Петром I в военной, государственной, социальной и духовной сфере;
2) сделать вывод о значении данных реформ для России;
3) ответить на проблемный вопрос, который подведет учащихся к пониманию важности данной темы. Одновременная демонстрация презентации по теме.
1. Заполняют пустующие рамки в карточке «Реформы Петра».
2. Говорят о значении данных реформ, делают вывод об их прогрессивности.
3. Отвечают на проблемный вопрос: «Что же все-таки является определяющим в благосостоянии и развитии общества любого государства?»
Работа с карточкой.
1.Знание фактического материала.
2.Устанавливление причинно-следственных связей.
3. Умение давать оценку результатам деятельности Петра I.
Шаблон № 3.
№
3
Этапы урока.
Основное содержание.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Результаты совместной деятельности.
Шаблон №4.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников
Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу
Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)
Вступительное слово учителя о Греции, греческих богах, в честь которых устраивались Олимпийские игры - тема урока.
Что знаете об Олимпийских играх?
На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю»
Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать»
Вспоминают все, что знают об Олимпийских играх из СМИ
Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях)
Глава 2. Технологическая карта по предмету «история»
Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
ТДЦ: 1. Учащиеся должны: А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая. Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы. 2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности. 3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.
Тип урока: изучения и первичного закрепления.
Методы обучения: словесные, наглядные.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
- Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы, создание доброжелательной атмосферы.
Психолого - эмоциональный настрой на урок
2. Актуализация знаний
Учитель сообщает тему урока.
- Ребята, прочитайте тему урока и сформулируйте, что мы сегодня будем изучать.
- Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Мы сегодня познакомимся с учением китайского философа Конфуция, жившего, за пять веков до нашей эры. (Фото на слайде)
В ходе урока мы должны решить проблему: можно ли в современном мире жить по учению Конфуция?
Учащиеся включаются в процесс целеполагания.
3.Изучение нового материала А) Самостоятельная работа с учебником
А) Учитель дает инструктаж по работе с учебником. Раздает задания для групп. Задание для первой группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до шестого!
1. Прочитайте пункт 1. «Страна, где жили китайцы» на с. 100.
2. Вставьте слова вместо пропусков. Китай расположен в Восточной ____ . Главные реки Китая __ и __ . В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой ___ ___. Знаменитым китайским мудрецом был __ .
3. Найдите на карте в учебнике с. 101 Великую Китайскую равнину и реки Янцзы и Хуанхэ.
4. Составьте рассказ о Китае – родине Конфуция. Будьте готовы во время рассказа показывать объекты по карте на доске.
5. Прочитайте в энциклопедии о жизни Конфуция и подготовьте рассказ
6. Подготовьте отвечающего (их может быть несколько). Задание для второй группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого!
1. Прочитайте пункт 2 «Высшая добродетель – уважение к старшим» на с. 100 – 102.
2. Вставьте вместо пропусков. В семье дети должны оказывать знаки уважения .. . Младшие братья должны оказывать знаки .. старшим. Старшим следует относиться к младшим с вниманием и. . Лучшей похвалой было сравнение человека с .. . Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к .. .
3. Используя толковый словарь, объясните, что означает слово добродетель и кратко запишите ответ: Добродетель - это .
4. Составьте рассказ об отношениях в семье.
5. Подготовьте отвечающего. Задание для третьей группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до четвертого!
1. Прочитайте пункт 3 «Мудрость в знании старинных книг» на с. 102.
2. Заполните таблицу. Письмо и обучение в Китае
Признаки
Китай
1.Способ изучения книг
2. Знаки письма
3.Материал для письма
4.Форма книги
5.Степень трудности овладения грамотой
3. Составьте рассказ об обучении в Китае во времена Конфуция. Используйте данные таблицы.
4. Подготовьте отвечающего.
Задание для четвертой группы.
Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого!
1. Прочитайте пункт 4 «Как должны вести себя учтивые китайцы» на с. 102 – 103, до слов «Конфуций учил, что не только в семье)
2. Обсудите в группе, как должен вести себя воспитанный житель Китая.
3. Продолжите перечень. Правила поведения воспитанного китайца.
Воспитанный китаец
а) входя в дом, снимает туфли;
б) ;
в) ;
г) .. .
4. Придумайте маленькую сценку о правилах поведения учтивого китайца. Используйте реквизит из белого пакета.
5. Покажите сценку одноклассникам. Прокомментируйте проинсценированное правило поведения воспитанного китайца.
А) учащиеся в группах самостоятельно по алгоритму выполняют задания на рабочем листе. Взаимоотношения «ученик – ученик».
Б) Выступления групп
Учитель комментирует выступления учащихся, задает вопросы, делает акцент на главном.
От каждой группы по очереди выступают подготовленные учащиеся
В) Рассказ учителя
Учитель рассказывает об отношениях в государстве, согласно учению Конфуция
Учащиеся внимательно слушают учителя, вступают в диалог.
4.Первичное закрепление изученного
А) Составление кластера
Учитель предлагает учащимся по группам выбрать основные положения учения Конфуция и составить кластер.
- Из предложенного списка выберите те, высказывания Конфуция, которые характеризуют:
1 группа - отношения в семье,
2 группа - отношения в государстве,
3 группа - поведение воспитанного китайца,
4 группа - обучение в Китае.
Учащиеся в группах выбирают положения учения Конфуция, затем по очереди прикрепляют выбранные положения к схеме на доске, делают вывод.
5.Контроль полученных знаний
А) Тестовые задания
Учитель показывает задания на слайде.
1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция
1) бамбук 2) папирус 3) глина 4) береста
2. Великие китайские реки
1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Волга и Ока 4) Инд и Ганг
3. Положение учения Конфуция
1) высшая добродетель – уважение к старшим
2) Правитель может жестоко наказывать подданных
3) Благородный человек стремится к выгоде
4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим
4. Знаки китайского письма
1) буквы
2) клинописные знаки
3) иероглифы
4) звуки
5. Вставьте вместо пропусков. Конфуций сравнивал государство с большой
А) Учащиеся выполняют тестовые задания
Б) контроль знаний
Б) Учитель показывает правильные ответы и критерии оценок на слайде
Б) Самоконтроль, коррекция полученных знаний
6.Домашнее задание
Учитель комментирует домашнее задание:
параграф 15, знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на с. 103 и ответить на вопросы к нему.
Учитель комментирует домашнее задание:
параграф 15, знать положения учения Конфуция. Прочитать документ на с. 103 и ответить на вопросы к нему.
7. Подведение итогов
- Чему же учил китайский философ Конфуций?
- Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры.
Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
8. Рефлексия
Почему в Китае было трудно обучиться грамоте? У вас на столах лежат китайские иероглифы. Попробуем заполнить китайскую книгу. Если вы сегодня на уроке узнали что-то новое, если вам понравилось работать в группе – прикрепите иероглифы к светлым «страницам» книги.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляют иероглифы к книге.
Заключение
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предлагаемая технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием.
Интерес и внимание педагогов к конструированию
технологических карт обусловлены возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Предлагалось несколько шаблонов конструктора технологической карты урока.
Литература
1. Бахтина И. Активные методы обучения [Текст]://И. Бахтина.- Наука и школа. 2011, №4, с.20-21.
2. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. - Витебск,2006
3. Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования [Текст]: //Е.С. Полат - М., 2010.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
13PAGE 15
Заголовок 115