Выступление на педагогическом совете школы по теме: Разработка технологической карты
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 14 » Вахитовского района г. Казани
Выступление на педсовете (28.12.15)
Разработка технологической карты урока
Учитель математики
Абдуллина Файруза Габдулловна
Казань-2015
.Постановка проблемы.
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта общего образования сегодня заключается не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Этой задаче соответствует деятельностный метод обучения, который учителя применяют в своей работе и результатом которого является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. А любая деятельность всегда нацелена на результат. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Учитель – профессия необыкновенная. Преподавая свой предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами. Однако, как сказал немецкий педагог Адольф Дистервег (1790 – 1866) «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».Практические наблюдения и комментарии из опыта работы учителей нашей кафедры математиков, надеюсь, будут полезны тем учителям, кто за годы своего педагогического труда не утратил интереса к профессии и желания работать творчески. Речь пойдёт об использовании инновационного методического инструментария (технологии и технологической карты) в реальной практике. Это особенно актуально после введения ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в котором требования к результатам образования предполагают осознанную деятельность школьников по достижению умения учиться. За годы работы каждый учитель знакомится с разными методиками или технологиями, осваивает множество методических приёмов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Казалось бы, зачем узнавать, пробовать что-то ещё, когда имеешь немалый педагогический опыт? Тут возникает проблема. Когда мы начинали знакомиться с новым методическим инструментом под названием- «технологическая карта» , то нашу мотивацию определяли: любознательность – что это за «фрукт и с чем его едят?»; профессиональный интерес – что в ТК есть такого, что я могу использовать в своей работе и что это даст ученикам; потребность объективно убедиться в том, что ТК, возможно, совершенно ненужное в нашей работе. Наш проект будет полезен для педагогов-коллег, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы.
Теоретическая часть
В связи с введением в образование ФГОС нового поколения изменилась система требований к учебному процессу:
к условиям;
к структуре, содержанию,
к результатам.
В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическую карту урока .
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Ступени действий для разработки ТК:
Шаг 1.
- Четко определить и сформировать для себя тему урока;
-Определить место темы в учебном курсе;
-определить ведущие понятия на которые опирается данный урок, репроспективно;
-и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
ШАГ 2.
-определить и четко сформировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3.
Спланировать учебный материал. Подобрать учебные задания , целью которых являются:
-узнавания нового материла,
-воспроизведение,
-применение знаний в новой ситуации,
--применение знаний в незнакомой ситуации,
-творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному « Составить три набора заданий :
-задания ,подводящие ученика к воспроизведению материала,
-задания, способствующие осмыслению материала учеником,
--задания, способствующие закрепления материала учеником.
ШАГ 4.
Продумать ”изюминку” урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом , то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт , неожиданное открытие, красивый опыт ,нестандартный подход к уже известному.
ШАГ 5.
Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
-что контролировать,
-как контролировать,
-как использовать результат контроля.
ШАГ 7.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно – наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного констекта.
ШАГ 8.
Продумать задания на дом: его содержательную часть ,а так же рекомендации для его выполнения .Рефлексия деятельности(итог урока.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
-блок целеполагания (что необходимо сделать и воплотить);
- инструментальный (какими средствами это достижимо);
- организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответстви
Структура технологической карты:
предмет,
класс,
форма урока,
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
основные понятия темы,
цели усвоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
деятельность учителя, деятельность учащихся,
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
планируемые результаты,
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
дизайн, единую навигацию, чёткое функциональное назначение, возможность построения индивидуальной образовательной траектории. Имеются флеш демонстрации.
Достоинства технологической карты урока
Технологическая карта позволяет:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Параметры урока.
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа
4) Деятельность учителя
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Возможности технологической карты:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.
Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).
В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме
Выводы.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (Ушинский К.Д).
Использование технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечит реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократит время на подготовку учителя к уроку.
Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.
Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.
Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.
Также мы пришли к выводу, что нужно учится создавать технологическую карту урока. Это будет ежедневный мини-проект учителя.
Литература
Е.Б.Чернобай «Технология подготовки урока в современной ИОС.
Методические рекомендации к выполнению проектной работы. ВЕНТАНА-ГРАФ.
Учебное проектирование: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методические рекомендации к выполнению проектной работы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФГОС ОО как совокупность трех требований.
Закон РФ «Об образовании» ФЦПРО на 2011-2015гг.
Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС
А.Г.Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. М.Просвещение, 2011.
Л.В.Байбородова. «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах»
Н.И, Мороз «Конструирование ТК урока» научно-методическое пособие .,2006,
Технологическая карта урока по ______________________________________ ______
Дата _____________________ класс_________
Целевой блок
Тема
Цель
Формировать УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Планируемые результаты
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Инструментальный блок
Задачи урока
Образовательные:
Способствовать развитию:
Воспитывать:
Тип урока
Учебно-методический комплекс
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Организация пространства
Межпредметные связи
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока (итог урока)
Домашнее задание
Технологическая карта (по Чернобай Е.В.).
Общая часть.
Предмет
Класс
Тема урока
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Познавательные
Решаемые учебные
проблемы
Основные понятия, изучаемые на уроке.
Вид используемых
на уроке средств ИКТ
Учебник, рабочая тетрадь
Методическое
назначение средств ИКТ
Учебник для работы с информацией, тетрадь для проведения опыта и закрепления полученных знаний
Аппаратное и программное обеспечение
Образовательные интернет-ресурсы
Организационная структура урока
Этап 1.Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.
Определение проблемы и составление плана действий.
Длительность этапа
5 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата.
Регулятивный
Методы обучения:
демонстрационный
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности.
Учебник
Форма организации деятельности учащихся
фронтальная
Функции/роль учителя на данном этапе.
Учитель-координатор
Основные виды деятельности учителя
Ставит проблему, помогает составить план действий.
Этап 2.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.
Выполнение определённых действий по решению проблемы.
Длительность этапа
5 -7 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата.
Познавательный
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный
Средства ИКТ для реализации данного видаУД.
учебник
Форма организации деятельности учащихся
фронтальная
Функции/роль учителя на данном этапе.
Учитель-навигатор
Основные виды деятельности учителя
Управляет процессом.
Этап 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
В рабочей тетради выполняют практическую работу, ставится цель этой работы
Длительность этапа
12-15 минут
Основной вид УД, направленный на формирование образовательного результата.
Регулятивный, коммуникативный
Методы обучения
практический
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности.
Рабочая тетрадь
Форма организации деятельности учащихся
Работа в паре
Функции/роль учителя на данном этапе.
координатор
Основные виды деятельности учителя
Помогает осуществить план действий.
Этап 4. Поверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа.
5 минут
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов.
Личностный, регулятивный, коммуникативный.
Средства ИКТ для реализации данного вида УД
Методы контроля
самоконтроль
Способы коррекции.
корректирует формулировку выводов,
Форма организации деятельности учащихся
групповая
Функции/роль учителя на данном этапе.
эксперт
Основные виды деятельности учителя
Организовывает соотнесение работы с эталоном для самопроверки
Этап 5.Подведение итогов.
Рефлексия по результатам.
Вернуться к проблемным вопросам и определить найдены ли ответы на них.
Выяснить какие были затруднения. Учитель фиксирует неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.
Заголовок 1
ђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 715