Урок русского языка в 5 классе Буквы а-о в корне –лаг-лож по ФГОС
Технологическая карта урока
Предмет:
Русский язык
Класс
5
Тема урока:
Буквы а-о в корне –лаг-лож §84
Тип урока:
Урок формирования знаний
Цель:
Научиться применять правила написания чередующихся гласных в корне слова, владеть терминологией.
Задачи:
Образовательные: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
Развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
Воспитательные : формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Планируемые результаты
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формы работы на уроке:
Самостоятельная, парная, фронтальная
Модернизация урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
УМК:
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.
I.
Организация начала урока.
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Здравствуйте, ребята! Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
II.
Актуализация знаний, умений, навыков. (Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.)
1. ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
Удвительный, увлкатеьный, запх, среневый, кбинет, влшебник.
- А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)
2. Распределите слова по видам орфограмм, объясните правописание.
Месность, гтара, извесный, бянист,
лсной, фолетовый, ключий, цвта,
лвить.
- Какие орфограммы встретились в данном задании?
В корнях слов (непроверяемые гласные; непроизносимые согласные; безударные гласные, проверяемые ударением).
Личностные УУД:
сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Познавательные УУД:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД:
передача информации, постановка вопросов
III.
Мотивация учебной деятельности.
1. Исследование
- Итак, мы с вами вспомнили различные орфограммы в корне слова, а сейчас я попрошу выйти к доске 1 ученика, вставить буквы в слова и объяснить орфограммы.
Крмить птицу, сб жать с горы, предл гать дружбу, предлжить конфету.
(ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные в корне слова ударением: кормить птицу (корм)
сбежать с горы (бег), предл(о???)гать дружбу (предлог)? Предложить конфету (предложим)???
-- Какие буквы вы поставили?
- Почему так получилось? Что нам нужно сделать?
- Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая?
- Тема урока? (фоомулируем, записываем)
Познавательные УУД
1. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные УУД
1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе
Регулятивные УУД:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
IV.
Усвоение новых знаний.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, д8°авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
Выделить корень.
Определить значение корня.
Найти признак, определяющий выбор орфограммы.
Выбрать орфограмму: А или О
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
Изл..гает, прил..жу, сл..жить, пол..гается, прил..гать , изл..женье.
- Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
прил..жу изл..гает
сл..жить пол..гается
изл..женье прил..гать
- Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От суффикса – а – за корнем)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.33 Корни - лаг -, -лож- это варианты одного корня. В безударном положении, если за корнем стоит суффикс –а-, пишется буква А, а если суффикса нет, в корне пишется О.
Регулятивные УУД:
1.осознавать самого себя как движущую силу своего научения
Познавательные УУД
1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
Коммуникативные УУД
1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
V.
Физминутка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
VI.
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление.
Контроль.
1. Объяснительный диктант. Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Если сложить все ошибки умного, получится гора. (Пословица).
2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. (Пословица).
3. Прилагай труд к справедливому делу. (Пословица).
4.Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
5. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой труда дорожи.
Вывод:
2. Учимся правильно говорить!
Положить или класть?
Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.
1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и .их в портфель.
2.Я прочитаю книгу и . её на место.
3.Для сохранения здоровья не .. в еду много соли.
Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.
неправильно говорить
«ложу книгу на стол»
«ложим ручки»
Правильно говорить:
«Положу книгу на стол»
«Положим ручки»
А глагол класть всегда используется без приставок. Например: «кладу книгу на стол», «кладем ручки»
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор гласной в корне.
Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки.
Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку.
Изл..жите содержание параграфа учебника.
Регулятивные УУД:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.
Познавательные УУД
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе
VII.
Информация о домашнем задании.
. § 83, выучить правило, обратить внимание на графическое обозначение изученной орфограммы.
2. Дифференцированное задание: упр. 435 или 436.
Личностные УУД:
Формирование навыков организации своей деятельности
VIII.
Рефлексия
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные:
Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915