Рабочая программа по русской словесности на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 7 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по предмету «Русская словесность»
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2015 года.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель
- заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Задача
- формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Общая характеристика учебного предмета
Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 7классе изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Русская словесность» рассчитана на 1 год (35 часов: 1 час в неделю) и ориентирована на учащихся 7В, 7Г классов.
Планируемые результаты изучения данного предмета
Умение различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
умение учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания;
самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
определять тему и основную мысль произведения;
различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
рассказывать о событии с использованием диалога;
создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
создавать стилизацию и пародии;
различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения.
Программа по предмету «Русская словесность» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русская словесность» для 7 «В», 7 «Г» классов
№ п/п
Тема
Деятельность обучающихся
Форма организации учебного занятия Сроки
1 Значение языка в жизни общества Узнают, что такое словесность;
учатся работать со словарями различных типов. Работа со
словарями
различного типа Слово и словесность
2 Слово и словесность. Язык и слово. Словесность как словесное творчество. Сравнивают произведения искусства слова и изобразительного искусства.
Беседа Разновидности употребления языка
3 Разновидности употребления языка. Учатся отличать разговорный
язык от книжного, узнают черты каждой из разновидностей
разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. Беседа,
Групповые и
индивидуальные задания,
Практикум 4 Разговорный язык. 5 Литературный язык и его разновидности. Официально-деловой стиль. Язык
художественной литературы Дают характеристику стилям речи, различают их. 6 Научный и публицистический стили речи. Дают характеристику научному и публицистическому стилям речи. Формы словесного выражения
7 Формы словесного выражения в нехудожественной литературе (словесности) Учатся видеть содержание, выраженное в определенной
словесной форме. Работа в парах. 8 Формы словесного выражения в художественной
словесности. Знакомятся с разными формами словесного выражения в художественной словесности,
как-то:
повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. Беседа 9 Стихи и проза, их
различие. 10 Формы словесного выражения в художественной
словесности.
Слово и ритм в стихах и прозе Получают теоретические сведения по разделу программы,
выполняют практические задания. Групповые и
индивидуальные задания 11 Значение традиций в стихотворной речи Узнают значение традиций. Беседа Стилистическая окраска слова
12 Стилистические возможности
лексики и фразеологии. Знакомятся со стилистическими
Возможностями лексики и фразеологии, используют их в анализе текста. Наблюдение за
примерами
стилизации и
пародии у
Зощенко и
Гоголя. Практикум «Проверь себя!» Стилистические возможности грамматики
13 Стилистические
возможности
Грамматики. Стилистические возможности синтаксиса. Стилизация и пародия Узнают стилистические
Возможности частей речи и что такое стилизация и пародия. Работа с текстом
Устная народная словесность и ее жанры
14 Эпические виды и жанры народной словесности. Знакомятся с жанровыми
особенностями произведений
устного народного творчества. Терминологичес-
кий диктант.
15 Лирические виды и жанры народной словесности. Применяют на практике знания об
Особенностях лирических
Жанров фольклора. Сочинить
собственные
частушки. 16 Драматические виды и жанры народной словесности. Применяют на практике знания об особенностях драматического
вида устной народной словесности. Задание-
практикум
«Проверьте
себя!» Духовная литература, ее виды и жанры
17 Состав и жанры Библии. Познают уникальность жаров Библии. Беседа 18 Использование библейских тем в русской словесности. Прверяют знания
Произведений русской литературы, в которых используются библейские жанры. Выполнение
заданий в разделе «Проверь себя!».
Эпические произведения, их своеобразие и виды
19 Виды и жанры эпических произведений. Литературные сказки, небылицы, загадки,
скороговорки. Знакомятся с видами эпических произведений. Определяют виды эпических произведений Работа с текстом
20 Басня. Работают с особенностями басен. Чтение наизусть 21 Рассказ, повесть, роман. Характеризуют роман, повесть, рассказ, новеллу и т.д. Практикум
«Подумайте и
ответьте!» Герой эпического произведения
22 Герой эпического произведения. Повествование о поступках героя.
Описание внешности героя. Работают с особенностями словесного выражения героя в эпическом произведении: повествовании, описании. Беседа, практикум 23 Пейзаж, интерьер. Рассуждение
о герое. Указывают роль средств в характеристике героя. Практикум «Проверь
себя!» Сюжет эпического произведения
24 Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула. Назначение
сюжета. Рассказывают, что такое сюжет и
фабула; находят различие в них; знать этапы сюжета и его назначение. Беседа Композиция эпического произведения
25 Композиция эпического произведения Дают определение
композиции, роли внесюжетных элементов и образов, деталей в художественном произведении Практикум
«Проверьте
себя!» Лирические произведения, их своеобразие и виды
26 Виды лирических произведений. Изображение в лирике. Ода. Элегия. Читают лирические
произведения в их родовой специфике; анализируют стихи. Проба анализа
стихотворений.
Композиция и герой лирического произведения
27 Композиция стихотворения. Герой лирического произведения Анализируют стихотворения; лирического героя как личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Анализ
стихотворения.
28 Урок анализа лирического
стихотворения. Применяют знание порядка (схемы) анализа, находят средства изобразительности. Письменный
анализ по
вариантам. Драматические произведения, их своеобразие и виды
29 Виды
драматических произведений Самостоятельная работа с примениением ЗУНов. Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!» 30 Герои драматического произведения и способы их изображения. Выпоняют задания на выявление языковых способов изображении героев драматического произведения:, находят диалог, монолог, слова автора (ремарки). Задания раздела «Проверь себя!»
Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
31 Сюжет как конфликт, композиция драмтичес-кого произведения. Выполняют практические задания, находят особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. Задания раздела «Проверь себя!» Лиро-эпические произведения, их своеобразие
32 Баллада. Поэма. Романы в стихах. Стихотворная проза. Рассказывают о жанра лиро-эпических произведений. Беседа Взаимовлияние произведений словесности
33 Эпиграф. Цитата. Рассказывают о смысле использования чужого слова в произведениях, передают этот смысл. Беседа 34 Важнейшие термины
словесности. Повторение, контроль знаний. Терминологический
диктант 35 Итоговый урок Контроль знаний. Итоговый тест РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.
2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 7 класс». – М., 2010.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.7 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2015.