Технологическая карта урока русского языка по теме: Наклонения глагола
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Наклонения глагола»
Автор УМК: Русский язык 6 класс, Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 5–9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.
Тип урока: урок открытия нового знания, 1-ый урок в теме.
Тема урока: Наклонения глагола.
Цель урока (для учителя): Познакомить учащихся с типа наклонений глагола; научить различать наклонения глагола и правильно использовать их в речи.
Планируемые результаты (для учащихся).
1. Личностные:
1. Воспринимать речь учителя и одноклассников;
2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Метапредметные:
-познавательные:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
2. Выделять главное.
3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.
- регулятивные:
1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- коммуникативные:
1. Формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
3. Предметные:
1. Познакомиться с понятием наклонение глагола, особенностями изъявительного, условного и повелительного наклонений глагола;
2. Отработать умения различать наклонения глагола;
3. Тренироваться в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.
Название технологических этапов урока, их содержание. Ход урока УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)
Цель: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку и тихонько садитесь.
Прежде чем начать урок, посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите, один из смайликов и отложите на край парты.
Начинаем наш урок открытия новых знаний, и в конце урока мы посмотрим, как изменится ваше настроение.
Слушают, настраиваются на учебную деятельность.
Определяют свое настроение, выбирая соответствующий смайлик. (приложение 1)
Личностные УУД:
1. Положительное отношение к уроку, осознание
2. Актуализация знаний
Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе
- Обратимся к эпиграфу урока, но обращаю ваше внимание, что в нем есть пропуски. Подумайте, какое слово пропущено? О чем говорит А.Н.Толстой? Докажите свое мнение
Работа с эпиграфом.
Движение и его выражение – (глагол) –
являются основой языка.
Найти верный ( глагол) для фразы –
это значит дать движение фразе.
А.Н.Толстой
- Мы продолжаем изучение темы «Глагол» и уже убедились, что глаголы- наиболее живая и подвижная часть речи.
Докажем это еще раз: Запишите число, классная работа, но оставьте строчку для темы урока.
Запишите предложения и укажите морфологические признаки гл.
1.Дежурные открывают окна.
2.Дежурный, открой окна.
3.Хорошо, если бы дежурный открыл окно.
1.Что вы заметили, когда анализировали представленные глаголы?
Глагол - т.к. это часть речи, которая обозначает действие, движение, и выражает состояние.
Глагол- это изменяемая часть речи. Глаголы изменяются по временам, лицам, числам.
- гл «Открой» нельзя определить время, гл «Открыл бы « употреблен с частицей бы
Познавательные УУД:
1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.
Коммуникативные УУД:
1.Умение выражать свои мысли
2.Умение понимать позицию другого.
Предметные УУД:
1.Повторить основные сведения о глаголе как части речи.
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и цели урока.
Цель: подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.
2.Чем предложения различаются по содержанию? В помощь вам послушайте лингвистическую сказку об этой форме глагола.
Запишите выводы в кластер (приложение 2)
Мы отметили, что именно при помощи этих удивительных слов- глаголов, мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед ними. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Какой вместе с этим выводом возникает вопрос?
Обратимся к Толковому словарю Д.Н. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=32538Это еще одна грамматическая категория глагола называется – наклонение. Глагол относится к одному из трех наклонений.
Запишем полученную новую информацию в наш кластер и приведем примерами из наших первых предложений:
.Дежурные открывают окна.
2.Дежурный, открой окна.
3.Хорошо, если бы дежурный открыл окно.
Сформулируем тему урока?- запишем в тетрадь
Какова цель нашей работы на уроке?
И сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, поучимся употреблять глаголы в речи.
(Подготовленный ученик рассказывает лингвистическую сказку)
Лингвистическая сказка.
У Глагола Ι было 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: “Было! Есть! Будет!”
У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы, да кабы!”
Обитатели третьего города подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”
Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!» Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! » Вот какие разные и интересные правители городов.
- 1пр- глаголы, обозначают, действие происходит сейчас
- 2пр – глаголы обозначают, побуждение к действию, указывают на приказ, поручение
- 3пр – глаголы обозначают, желаемое действие.
Как называется эта особенность глагола, эта грамматическая категория глагола, ее особенности?
Словарь Д.Н. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=32538
наклонение , наклонения, ср.
1. действие по глаг. Наклонить-наклонять и наклониться-наклоняться.
2. Форма глагола, выражающая, каким представлено действие – реальным, желаемым, требуемым и т. П. (рамм.). Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Условное наклонение.
(запись типов наклонения и примеров в кластер )Тема: Наклонения глагола
И мы познакомимся с новым понятием – наклонение, узнаем типы наклонений глагола, и как правильно использовать глаголы разных наклонений в речи.
Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос.
2.Высказывать цели учебной деятельности
3.Планировать деятельность.
Познавательные УУД:
1.Представлять информацию в разных формах (кластер).
Коммуникативные УУД:
1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.
Предметные УУД:
1. Познакомиться с понятием - наклонение. 2.Выявить отличительные особенности глаголов в форме наклонений.
4.Первичное закрепление с проговариванием.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи (опознавать, изменять, употреблять глаголы в различных наклонениях) Работа по учебнику.
1) Выполним сразу три упр. №218,219,220 (практика)
Из упр 218- возьмем таблицу – запишите в тетрадь
Из упр 219,220 – из предложений выпишите примеры глаголов каждого наклонения.
2) Самостоятельно приведите по 1 примеру на каждое наклонение самостоятельно.
Выполняют упражнение по эталону, заполняют таблицу, объясняют свой выбор.
Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.
Предметные УУД:
1.Развивать умение различать глаголы разных типов наклонения.
5. Применение знаний и формирование умений и навыков. Цель: закрепить полученные знания. 1. Прочитайте выразительно стихотворение А.Галича «Песня про велосипед».
Определите общее настроение и тему стихотворения.
2. На какие условные части можно разделить стихотворение? Благодаря чему мы можем выделить эти части?
1. Выполните задание: заполните таблицу, выписав глаголы определенного наклонения, и сделайте вывод о роли этих глаголов в тексте. Задание выполняется по рядам.
Какие глаголы относятся к изъявительному наклонению (условному, повелительному )?
Какова роль глаголов каждого наклонения ?Выразительного чтение стихотворения
«Песня про велосипед»
Ах, как мне хотелось, мальчишке,
Проехаться на велосипеде.
Не детском, не трехколесном,-
Взрослом велосипеде!
И мчаться навстречу соснам-
Туда, где сосны и ели,-
И чтоб из окна глядели,
Завидуя мне, соседи-
Смотрите, смотрите, смотрите,
Смотрите, мальчишка едет
На взрослом велосипеде!..
..ехал мальчишка по улице
На взрослом велосипеде.
-Наркомовский Петька, умница,-
Шептались вокруг соседи.
Я крикнул – дай прокатиться!-
А он ничего не ответил,
Он ехал медленно, медленно,
А я бы летел, как ветер,
А я бы звоночком цокал,
А я бы крутил педали,
Промчался бы мимо окон –
И только б меня видели!..... Теперь у меня в передней
Пылится велосипед.
Пылится уже, наверно,
С добрый десяток лет
Но только мальчишки
Больше на свете нет,
А взрослому, мне не нуженВзрослый велосипед!
Ох, как мне хочется, взрослому,
Потрогать пальцами книжку
И прочесть бы на обложке фамилию,
Не чью-нибудь, а мою!
Стихотворение – это сожаление о мечте, которая поздно сбылась и предмет мечтаний-велосипед сейчас уже не нужен, а этот поэт уже мечтает о славе, известности, которая пока не пришла к нему.
Благодаря глаголам, употребленных в разных наклонениях , можно выделить 3 части стихотворения.
1ч - воспоминание о детской мечте, о велосипеде
2ч -рассказ о настоящем
3 ч -мечта взрослого поэта о славе
Глаголы изъявительного
наклонения
( 1ряд) Глаголы условного наклонения
(2 ряд) Глаголы повелительного
наклонения
(3 ряд)
Хотелось
Глядели
Пылится
нет Летел бы
Цокал бы
Промчался бы
Хотел бы
Прочесть бы
Видели б Смотрите
Дай
Вывод: Глаголы служат для создания картин прошлого и настоящего
Вывод: Глаголы участвуют в описании мечты мальчишки и взрослого.
Вывод: Глаголы автор использует для создания диалога.
Учащиеся отвечают по таблице.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, классифицировать, сравнивать
2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД:
1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.
2.Умение строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД:
1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.
Предметные УУД:
1. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения и использование их в худ.тексте.
6. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Самостоятельная работа учащихся (разноуровневые задания)
Цель: совершенствование полученных знаний.
И в заключение предлагаю самим выступить в роли авторов и создать тексты, используя разные наклонения глаголов.
Самостоятельно выберите то задание, которое вам кажется более интересным и не вызывает у вас трудности.
1 задание Базовый уровень:
1.Раскройте скобки, употребив глаголы в нужном наклонении.
Текст *первоначальный *
Я (выйти) из леса и (остановиться). Вокруг (есть) тихо. (Вечереть). Если я (мочь), то (остановить) это медленное засыпание солнца. Я долго (наслаждаться) тишиной и закатом. (Давать) мне краски, и я (нарисовать) на холсте красоту засыпающего дня.
2 задание. Повышенный уровень:
2. Есть ли у вас не осуществленное желание? Расскажите о нем, используя разные наклонения глагола.
Давайте, прочитаем получившиеся тексты. Внимательно слушая тексты, постарайтесь заметить неверное употребление глаголов. Учащиеся самостоятельно определяют для себя творческое задание.
1.Раскройте скобки, употребив глаголы в нужном наклонении.
Текст *измененный *
Я вышел из леса и остановился. Вокруг было тихо. Вечерело. Если бы я мог, то остановил бы это медленное засыпание солнца. Я бы долго наслаждался тишиной и закатом. Дайте мне краски, и я нарисую на холсте красоту засыпающего дня.
Учащиеся представляют выполненные задания, исправляя ошибки. Коммуникативные УУД:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, правильно используя речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
1.Формирование логических действий.
Предметные УУД:
1. Использование коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения в построении текста.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности. Подведем итог нашего урока.
Какую задачу мы решали на уроке?
Чему научились?
Назовите основные ключевые слова урока.
С какими трудностями столкнулись?
Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы своей работой? Поставьте себе оценку за урок в тетрадь и ответьте мне смайликом.
Изменилось ли ваше настроение в конце урока? 1.Узнали новую грамматическую категорию глагола – наклонения; Какие типы наклонений бывают; Научились употреблять глаголы в речи.
Глагол, наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное.
Учащиеся оценивают свою работу в тетради и проводят анализ смайликов начала урока и конца урока. Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.Определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
1. Выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов).
Личностные УУД:
Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
8.Домащнее задание. 1. Выпишите из худ.текста 8-10 предложений, в которых употреблены глаголы разных типов наклонения. (Базовый уровень)
2.Подберите отрывок из худ.текста и, изменив наклонение глаголов, запишите получившийся текст. (Повышенный уровень) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Личностные УУД:
1.Умение слушать другого.
Приложение 1 Смайлики
Приложение 2 Кластер
Изъявительное наклонение
Повелительное наклонение Условное наклонение
Глаголы
обозначают, действие происходит сейчас обозначают, побуждение к действию, указывают на приказ, поручение обозначают, желаемое действие.
открывают
открой открыл бы