Роль краеведческой литературы в патриотическом воспитании школьников
Роль краеведческой литературы в патриотическом воспитании школьниковЖумагужина Лидия Григорьевна
КГУ «Денисовская средняя школа №1»
Библиотекарь
Статья о работе библиотеки по расширению знаний школьников о своем крае, героях, литературе. В основе данной работы - патриотическое воспитание учащихся на основе краеведческой литературы, имеющейся в библиотеке. Информация будет полезна учителям и руководителям детского чтения.
Краеведение, патриотизм, литература, память, библиотека.
«Родина — это город, в котором родился, аул, где ты вырос, школа, где ты учился, одним словом, это среда, которая способствовала твоему формированию как человека. Если это так, ты должен знать их, они нужны тебе, как воздух и вода».
Мухтар АуэзовКардинальные изменения в общественно – политической жизни заставили каждого не только осмыслить настоящее, но и заглянуть в будущее. Однако объективные законы человеческого бытия говорят: чтобы понять куда идешь, оглянись назад, вдумайся от какой точки отсчета начинается твоя биография, какова судьба твоих предков, куда уходят корни, питающие наше становление, нашу общую судьбу. [1, с.4]
Краеведение – любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города, села не возникают само по себе, а воспитываются. Воспитание к родному городу, понимание ценности культурного наследия, созданные народом за века, гордости за своих соотечественников. Желание познать славное прошлое родных мест дает импульс для развития патриотизма.Краеведение - одно из направлений библиотечной деятельности. Собрать, сохранить, систематизировать краеведческие документы, обеспечить оперативный доступ к краеведческой информации - одна из главных задач библиотеки.
Последние годы стали временем возрождения и развития краеведения в казахстанских библиотеках. При этом мемориальная функция, связанная с накоплением знаний, призвана сегодня не только сохранять память для последующих поколений, но и воспроизводить местные традиции. Это придает краеведческой работе библиотек особое социальное звучание: она воспринимается как средство воссоздания социальной памяти «малой родины». Мемориальную деятельность библиотек следует рассматривать в трех аспектах:
деятельность по сохранению памяти о самой библиотеке как объекте культуры;
просветительская деятельность по сбору, сохранению и передаче мемуарных источников (реализуется путем организации и проведения выставок, обзоров, презентаций мемуарных источников);
историко-культурная краеведческая деятельность (собирание, накапливание, хранение и передача информации о мемориальных источниках по краеведению).
Библиотека, осуществляющая функцию сохранения социальной памяти, призвана накапливать информационные источники и передавать их последующим поколениям, способствуя стабильному функционированию и развитию общества.
Краеведческой литературой является все произведение печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка.
Литература по краеведению, в отличии от художественной, становится бестселлером по прошествии лет. Так, например, к 100-летию села Денисовка в 2003 году была издана книга «Не оборвется связь времен». В 2003 году ее воспринимали как юбилейную книгу, сейчас она очень нужна читателям. Из нее черпают сведения о первых целинных совхозах, об известных людях целины, о творческих людях села, о спортсменах и о педагогах, о работниках культуры. Многих людей, о которых написана эта книга, уже нет. Тем более приятно родственникам этих людей, которые читают эту книгу, а те, кто приехал из дальнего зарубежья, ксерокопируют целые главы, увозя с собой память о близких людях.
Давно известно, что только человек любящий свою Родину, может созидать, творить, совершать подвиги. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут; желание сделать жизнь на этой земле лучше; любовь к родной природе, близким, к своей Родине.
Между работой по краеведению и патриотическому воспитанию смело можно ставить знак равенства. Нельзя воспитать патриота без чувства любви к своей малой родине. Здесь хотелось бы сказать о долгой и многолетней дружбе нашей школы с денисовским поэтом Калимовым Батырбеком Каппазовичем. Батырбек Каппазович – образованный, общительный, тонко чувствующий природу и настроение людей человек. Стихи начал писать в зрелом возрасте, может поэтому они такие прочувствованные, пропущенные через свою душу. Стихи замечательные и по форме, и по содержанию. Многие из них вызывают чувство восторга, любви, радости и обновления. Стихи о Казахстане, о малой Родине – Денисовке, о просторах степи, о величии скал и особенном запахе лугов и цветов покоряют нас. А как воспета река Тобол! Память детских воспоминаний, интерес к прошлому наших предков, их мудрости будят ассоциацию личных воспоминаний у читателя. До слез трогают слова из стихотворения «Сердцем память храня!
Мы живем в этом крае, так звезды сошлись.
Здесь учились, любили, желанья сбылись…
И отдельная повесть, отдельная песня –
Красота того края, где мы родились. [2, с.4]
«Поэт и время» , «Здесь родился и рос, мир пытаясь объять», так назывались вечера встречи с поэтом, которые проводили биьлиотекарь школы и учитель русского языка и литературы Заболотнева Т.А. Каждый раз это был праздник творчества, прикосновение к истории родного края , природе. У Батырбека Каппазовича издано пять книг, все они с дарственной надписью автора есть в библиотеке. Все его книги посвящены родному краю, истории села, известным людям района. Творчество Калимова Б.К. заинтересовало учащихся школы, поэтому Аяпова Галия, ученица нашей школы, темой исследовательской работы взяла творчество нашего земляка. Со своей работой «Прекрасное чудо – поэзия» она выступила на районном конкурсе научных работ учащихся. Её работа была отмечена грамотой районного отдела образования. Мы оценили творчество нашего поэта - земляка. Надеюсь последующие поколения тоже будут гордиться, что в нашем селе жил такой поэт.
В нашей школе загорается новая поэтическая звездочка Кручок Виолетта, учащаяся 8 класса. К 80-летнему юбилею нашей области она написала прекрасное стихотворение, в котором есть такие слова:
Всегда я буду помнить это небо
И этот шум, когда промчатся поезда,
И этот аромат волшебный хлеба,
И запах от прошедшего дождя.
Уже я никогда не позабуду
И эти, мной воспетые края,
Всегда любить и вспоминать я буду,
Ведь это Родина любимая моя!
Стихотворение отправлено на конкурс. Ждем результата.
В преддверии празднования 25-летия независимости Республики Казахстан в нашей школе запущена акция «Я читаю о своей стране» для учащихся 3-5 классов. Учащимся предлагаются книги из серии «Сен білесің бе?». Читая эти книжки, ребята узнают, что о нашем крае, Костанайщине, пишут. и они гордятся этим. К дню Независимости будет подведен итог акции и проведена заключительная викторина по прочитанным книгам. Кто бы ни стал победителем, свою цель библиотека достигнет: прочитаны десятки книг о республике, области, районе.
Особо хочется отметить краеведческую литературу о Великой Отечественной войне. С территории нашего района было призвано 2431 денисовца, из них 1164человека погибли в боях за нашу свободу, за нашу жизнь.[3, с.20] О каждом из них мы хотим помнить. Они не вернулись, но остались их благодарные потомки. Неоценима помощь краеведческой литературы о войне в проведении различных мероприятий. За сухими цифрами всегда стоят люди. По крупицам собирались сведения о ветеранах Великой Отечественной войны нашего села. И о живых, и о погибших, и уже ушедших ветеранах данные собирали родственники. Была проведена поистине громадная работа. Особенно приятно, что молодое поколение наравне со взрослыми занимались поисковой работой, поднимали семейные архивы, опрашивали еще живых ветеранов, выискивали публикации.
Большим событием в культурной и общественной жизни денисовцев явилось издание к 65-летнему юбилею Победы книги «Они вернулись с победой», куда вошли сведения о наших героях-земляках, участниках Великой Отечественной войны. Можно с уверенностью сказать, что издание вызывает определенный интерес не только у ныне живущих ветеранов, их детей, внуков и родственников, но и у всей широкой общественности, и, в первую очередь, у молодежи, оно помогает всем нам еще глубже разобраться в далеких событиях Великой Отечественной войны.
Создание книги «Они вернулись с победой» – это наш благодарный поклон. И нужен он не столько ветеранам, сколько нам самим. Это поклон совести!
После издания книги, по инициативе районного совета ветеранов в районном доме культуры прошла презентация книги «Они вернулись с победой». Живые проникновенные слова об этой книге, встреча с ветеранами потрясли школьников. Сценарий презентации был построен так, что иногда просто хотелось заплакать, сопереживая вместе с ветеранами прожитые военные годы.
Уникальная книга «Они вернулись с победой» пополнила фонды всех школьных библиотек района. Это издание широко используется в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Когда книга только появилась в библиотеке, от нее не отходили ученики на перемене. Каждый искал своего дедушку или прадедушку, и искренне радовался, если находил.
Поисковая работа очень важна в краеведческой работе, в военно – патриотическом воспитании подрастающего поколения. К празднованию 65 - годовщины великой Победы учащиеся с первого по одиннадцатый класс приняли участие в акции – поиске «И пусть поколения знают». Каждый ученик должен был поднять семейные фотоархивы, найти фотографии бабушек и дедушек участников Великой Отечественной войны. В акции приняли участие свыше 40 детей. По итогам акции был оформлен альбом «И пусть поколения знают». В фотоальбоме нашли отражение материалы о ветеранах войны, о защитниках блокадного Ленинграда, о воине – интернационалисте. Каждая страница альбома посвящена отдельной семье. В школе все давно знают семью ветеранов Кузнецовых. Геннадий Степанович был старшиной контрразведки, эвакуировал людей через Ладожское озеро в Ленинграде, Елизавета Николаевна была снайпером на войне. Трогает за душу высказывание ученика Абдрахманова Евгения о своем отце, воине – афганце, Абдрахманове Куаныше: «Горжусь своим отцом, хочу быть похожим на него». Фотоальбом предназначен для молодого читателя, и во вступительной статье обращение именно к молодым: «Дорогой друг! Вглядись в лица ветеранов, вглядись в лица своих ровесников. Задумайся, какой дорогой ценой был завоеван мир на нашей многострадальной, доброй, всепрощающей, прекрасной земле. Будь достоин памяти славных ветеранов». Эти ученики уже закончили школу, а альбом «И пусть поколения знают» пополнил фонд краеведческой литературы.
Работа по сохранению памяти о своих ветеранах, продолжается. К 70-летнему юбилею Победы по инициативе школьной библиотеки в школе был оформлен стенд «Спасибо деду за победу!». И уже другие школьники занимались поисковой работой. Когда стенд был оформлен, родители фотографировались на фоне стенда, чтобы запечатлеть себя на фоне своего любимого ветерана. Такая работа не проходит даром, и, наверное, эти маленькие школьники передадут любовь и гордость за своих дедов своим детям. Все фотоматериалы сохранены в библиотеке.
Можно сколько угодно говорить и спорить о том, должен ли быть у современной молодежи идеал в жизни. Но очевидно одно: нравственное становление личности не бывает без духовного багажа, в котором книге отводится не последняя роль. Поэтому воспитание у молодежи, культуры общения с книгой, потребности обращения к ней, развитие у подрастающего поколения интереса к истории своей страны, к чтению героико-патриотической литературы о своем крае сегодня должно стать одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки.
В сентябре 2016 года школьная библиотека получила новую книгу «Книга военной славы Костанайской области 1941-1945». И эта книга уже востребована. Молодой педагог нашей школы Бурамбаев Е.Р. для участия в конкурсе буктрейлеров взял эту книгу. Буктрейлер готов. Планируем показать его учащимся.
В «Книгу военной славы Костанайской области» вошли сведения о единственном живом ветеране с.Некрасовка Мазуре И.М. Уже много лет над ветераном шефствуют ученики нашей школы с классным руководителем Тлеубаевой Г.А. Совместно с учениками они выпустили альбом «Лицом к победе» о боевом пути И.М.Мазура. Этот альбом отдан на хранение в нашу школьную библиотеку.
История казахского народа, как и всего многонационального населения республики, интереснейшая составная часть общечеловеческой судьбы. Об этом убедительно говорят и факты из прошлого Костанайской области, нашего села. В биографии нашего района еще немало «белых пятен», многое еще требует дальнейшего кропотливого исследования историков и краеведов. Вся литература о крае, которую мы можем собрать, накопить должна дойти до наших читателей.
Нам сегодня трудно представить, насколько изменится мир через столетие, но историческая память, надеемся, будет сохранена. [4, с.2]
Балки и скалы, заливы реки –
Названия их, знакомые с детства,
Стучат в моей памяти, как родники,
Дедами оставленные в наследство. [ 5, с.68 ]
Список литературы:
1.Черныш П.М. Очерки истории Кустанайской области.- Кустанай, 1995-276 с.
2.Калимов Б. Родники моей памяти –Костанай: Костанайский печатный двор, 2011-68 с.
3.Олар Жеңіспен оралды!= Они вернулись с победой! Ескерткіш кітабы. Т.10 – Костанай, 2009 – 310 с.
4.Буданова Ю.П. Родная моя сторона: сборник краеведческих исследований. –Лисаковск, 2014-161 с.
5. Калимов Б.К. Тепло ладоней: стихотворения. – Костанай: Костанайский печатный двор,2012 -116 с.