Права и обязанности гражданина 7 класс (2 час), обществознание
Тема урока: Права и обязанности граждан. 2 час.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательные: учащихся к пониманию не отчуждаемости естественных прав человека.
- Развивающие: продолжить развития умения работать с дополнительной информацией, делать выводы, работать по тексту учебника.
- Воспитывающие: воспитание толерантности, уважения к правам человека.
План изучения нового материала:
Уроки прошлого
«Холокост»
Всеобщая декларация прав человека
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний прошлого урока (тест).
Соотнеси права человека и виды прав:
А. Участие в выборах президента.
Б. Выход на пенсию по возрасту.
В. Устройство на работу.
Г. Выступление на митинге.
Д. Участие в выставке фотографий.
Е. Ученический отпуск.
Ж. Переезд на постоянное место жительства.
З. Продажа автомобиля.
И. Чтение газетных статей в Интернете.
К. Получение заработной платы. 1. Гражданские права.
2. Политические права.
3. Экономические права.
4. Социальные права.
5. Культурные права.4
1 2 3 4 5
Что здесь лишнее и почему?
- Право на жизнь, на свободную, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство.- Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище.
3. Подведение итогов тестирования.
III. Изучение итогов тестирования.
Вступительное слово учителя.
Люди заговорили о свих правах десятки веков назад. Мы с вами уже знаем о реформах Солона в Афинах (VI в. до н.э.), английской Великой хартии вольностей (1215г.) и Билле о правах (1689г.). Нам еще предстоит познакомиться с американской Декларацией независимости (1776г.) и французской Декларацией прав человека и гражданина (1789г.).
Работа учащихся с учебником
Ст. 25 «Уроки прошлого». Прочитайте текст и ответьте на вопрос: почему такие события стали возможны?
Человечество еще не знало такой страшной страницы в своей истории. Это Вторая мировая война, когда систематически массово истреблялись, как считали фашисты, неполноценные народы. Такое явление получило название «Холокост».
Работа учащихся со справочным материалом в рабочих листах (Приложение №1), (Приложение №2) №1-7
Просмотр фрагмента фильма «Пианист»
Слово учителя:
Страшные цифры приведены у вас в учебнике. Взгляните на карту Европы. По всей ее территории разбросаны лагеря смерти. Творческие группы подготовили материал о некоторых из них (На усмотрение учителя).
Для того чтобы не допустить даже саму возможность преступления против человечества, государства начали договариваться о тех правилах и принципах жизни, которые помогут защитить человека. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948г., когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую и провозгласившую круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.
Какие выводы мы можем сделать из этого?
Работа учащихся в рабочих листах №8 , ст.26.
Рефлексия:
Напиши мини-сочинение (возьми интервью) о жертвах холокоста.
IV. Подведение итогов урока.
Приложение №1.
Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг. холокост в мировом масштабе прошел четыре этапа.
Январь 1933 – август 1939гг. – затрагивает территорию непосредственно Германии и присоединённых к ней мирным путем территории до начала второй мировой войны (Австрия, Судетская область, Богемия и Моравия). На первом этапе нацистами ставилась цель вытеснения евреев из всех сфер общественной и государственной жизни страны с целью их принуждения к эмиграции.
Характерно, что при этом использовались как легитимные (т.е. опирающиеся на существовавшее законодательство), так не легитимные методы воздействия. Так с одной стороны, с 1933 по 1939гг. в Германии было издано более 15 законодательных и подзаконных актов, на которых строились вся политика режима (закон «О восстановлении профессионального чиновничества», нюрнбергские законы, восстановление процентной нормы для еврейских студентов и пр.) С другой стороны, широко применялись неправомерные методы устрашения – бесчинства штурмовиков в государственных учреждениях, судах и других учреждениях юстиции, экономический бойкот еврейских товаров (1 апреля 1933 г.), прямые хулиганские нападения на евреев и т.д.
Воспользовавшись покушением на сотрудника германского посольства в Париже евреем Гриншпаном, нацисты организовали в ночь с 9 на 10 ноября массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальная ночь» (улицы германских и австрийских городов после этой ночи были усыпаны осколками стекол от разбитых витрин и окон еврейских домов). Тысячи евреев Германии и Австрии были подвергнуты побоям и унижениям, 96 человек было убито, 267 синагог было разграблено и сожжено, около 30000 евреев было арестовано и брошено в концлагеря.
Сентябрь 1939 – июнь 1941 гг. – период между началом Второй Мировой войны и нападением Германии на Советский Союз.
В июле 1940г. в германском МИДе обсуждался план, предусматривавший переселение 4 млн. евреев Европы на о. Мадагаскар. Этот план был отвергнут в пользу физического уничтожения евреев только по настоянию Гитлера в марте 1941г.
На втором этапе, пока еще не было принято окончательного, решения о физическом уничтожения евреев, такими методами были: концентрация еврейского населения в крупных городских районах (гетто);
отделение их нееврейского населения (сегрегация);
полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни;
конфискация их имущества, вытеснение евреев из всех сфер экономической жизни, доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания еврейского населения в гетто. В гетто были впервые опробованы многие методы, получившие затем широкое распространение по всей оккупированной нацистами Европе – желтые звезды на одежде и пр.
Июнь 1941 – осень 1943гг. К началу войны с СССР нацистами был разработан план массового уничтожения «нежелательных элементов», к которым относили коммунистов и политработников РККА, представителей советской интеллигенции и евреев. Только в 1941 – нач. 1942 гг. перестали существовать все провинциальные еврейские общины республик Прибалтики. Более 2/3 еврейских общин таких крупных городов как Рига, Вильнюс, Таллин, Львов и др. также были уничтожены в этот период, остальные закончили свое существование позже.
В январе 1942г. в германском городке Ванзее прошла конференция высших чинов рейха, на котором был принят план окончательного решения еврейского вопроса в Европе. После этого на территории Польши стали создаваться лагеря уничтожения, в которые в плановом порядке перевозились евреи из гетто. Так появились Освенцим, Треблинка и многие другие.
Осень – зима 1943 – май 1945гг. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей на фоне поражений германской армии на фронтах войны вызвали колебания нацисткой верхушки в 1943-1944гг. в отношении «окончательного решения» еврейского вопроса.
На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже стала очевидной, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего, Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто следы совершенных преступлений.
В приговоре Нюрнбергского международного трибунала отмечается, что всего нацистами было уничтожено всего 6 млн. евреев, из них 4млн. – в специальных пунктах истребления людей. Из них в Польше и СССР погибло 4, 5млн. евреев, в Германии – 125 тыс., Чехословакии 277 тыс., Венгрии – 402 тыс. и пр.
Приложение №2
Рабочий лист.
Дай определение понятия «Холокост»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько этапов выделяют современные ученые в «Холокосте»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дай краткую характеристику каждому из этапов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дай определение :«Гетто» - ____________________________________________________
«Сегрегация»-________________________________________________
Найди в тексте, какими методами фашисты решали «Еврейский вопрос»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжи предложение: Быстрое продвижение советских войск на Западе…____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли, какие естественные права евреев нарушил «Холокост»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер прав человека
НЕ Расшифруй каждую из характеристик