Статья Сетевое взаимодействие образовательных организаций
Сетевое взаимодействие образовательных организаций .
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: ( целевые ориентиры ФГОС ДО ) гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания.
Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры города ,которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.
В ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155 пункт 6
указаны требования, направленные на создание социальной ситуации развития ребенка, один из принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства .
Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования направлен на реализацию целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладел основными культурными способами деятельности: проявляет инициативу и самостоятельность в игре, в общении, в познавательной - исследовательской деятельности и т.д.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным людям к самому себе, разным видам труда, активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми, готов участвовать в совместных играх.
Ребенок владеет различными видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчинятся правилам и социальным нормам.
Ребенок владеет устной речью, мелкой моторикой, подвижен, активен. Управляет и контролирует свои движения.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, самостоятельно придумывает. Обладает начальными знаниями о себе, о природных явлениях, математических знаниях, истории, знаком с литературными жанрами. Способен принимать собственное решение в разных ситуациях.
Данные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования невозможны без партнерства ДОУ и семьи, и другими социальными и культурными учреждениями города.
Актуальность данной темы обусловлена рядами причин:
Во-первых, изменение приоритетов социально-экономического развития Российского общества, вызывает потребность в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка, самореализации личности ребенка.
Во-вторых, необходимость более тесного взаимодействия учреждений образования и культуры обусловлена возможностью сохранения и развития образовательного пространства социума.
В-третьих, в силу недостаточности материальной базы и детский сад и учреждение культуры по отдельности не в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современных дошкольников (а также запрос родителей), что обусловливает необходимость координации их взаимодействия друг с другом.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости, целесообразности организации взаимодействия учреждений: дошкольного образовательного и учреждений культуры и совместное использование их ресурсов в решении образовательных задач
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», пункт 5, говорится:
Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.
Итак, закон «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность образовательным организациям организовывать сетевое взаимодействие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ [Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, [Глава 2] [Статья 15] представлена на слайде.
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
[Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, [Глава 2] [Статья 15]
Слайд
1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Организация работы с социальными партнерами строится на добровольной договорной основе.
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
В договоре указываются:
вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы
1.
статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы
2.
условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы
3.
выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы
4.
5.
срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Внешние связи (социальное партнерство) – это дополнительные средства становления, обогащения личности дошкольника, его социализации.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, зависит его качество. Развиитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Исходя из этого, необходимо находить новые формы педагогической работы с использованием возможностей учреждений культуры. В образовательной программе учреждения необходимо включать следующее содержание: дополнительными средствами социализации, становления и обогащения личности дошкольника, совершенствования взаимоотношений с родителями (законными представителями), роста профессионального мастерства педагогов и детей являются внешние связи ДОУ. Система организации совместной деятельности детского сада и различными учреждениями города:
-дошкольное учреждение как заказчик, а учреждения культуры, спорта и т.п. как исполнители, заключают договоры о совместной работе;
-составляется план совместной работы;
-информация о данном направлении работы доводится до родителей (законных представителей) воспитанников, а те, в свою очередь, активно участвуют в занятиях, экскурсиях, праздниках и т. д.;
-в течение учебного года проводятся встречи, направленные на выявление проблем в совместной деятельности ДОУ и учреждений-партнеров;
-по окончании учебного года подводятся итоги совместной работы с разными социально- культурными институтами, определяются пути взаимодействия на будущий учебный год.
1. Цель и направление сотрудничества
1.1. Целью сотрудничества является развитие творческого потенциала обучающихся.
1.2. Направления сотрудничества:
- проведение совместных мероприятий в учебное время, таких как концерты, выставки, мастер-классы;
- просветительская деятельность;
- оказание методической помощи преподавателям;
- информационное сотрудничество.
1.3. Перечень указанных выше направлений взаимодействия не является исчерпывающим и может дополняться по согласованию Сторон.
2. Механизмы сотрудничества
2.1. Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план совместной деятельности по вышеперечисленным направлениям сотрудничества.
2.2. Каждая из сторон готовит предложения по реализации взаимодействия по указанным выше направлениям и доводит их до сведения другой Стороны.
2.3. После совместного рассмотрения предложений по каждому из указанных выше направлений Стороны заключают соответствующие договоры.
Вывод:
Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.
Данная система совместных действий ОУ с учреждениями культуры способствует творческому развитию личности ребенка.
Обеспечивает доступность и повышает качество предшкольного образования. Обеспечивает удовлетворенность родителей достигнутыми результатами. Готовит «успешного учащегося» для следующего этапа жизни ребенка.
Давлетбакова Гульназ Миннедакиевна
Музыкальный руководитель
1 категория