Научно-исследовательская работа на тему: Ошибки в современных рекламных текстах. Опасны ли они для общества.
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция: Филология.
Ошибки в современных рекламных текстах.
Опасны ли они для общества?
Автор:
Шевченко Анастасия,
ученица 6 класса «В»
МБОУ «Гимназия. г.Алдан»
Руководитель:
Калинчук Татьяна Сергеевна,
преподаватель русского языка
и литературы
г. Алдан 2014
Содержание работы:
Введение.
Актуальность.
Цель работы.
Задачи.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Гипотеза.
Методы.
Основная часть.
Понятие рекламы.
Определения рекламы.
Реклама в государствах Древнего мира (историческая справка).
Виды рекламы.
Преимущества рекламы.
Недостатки рекламы.
Воздействие рекламы.
Результаты анкетирования и интервьюирования.
Классификация и анализ ошибок, допущенных в рекламных текстах.
Предложения и выводы.
Приложение.
Список литературы.
I. Введение.1.1. Актуальность: В текстах современной рекламы мы часто встречаем большое количество ошибок. Распространение пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок в современной рекламе и обуславливает актуальность выбранной темы. Использование материалов исследовательской работы полезно для самообразования как учащихся, так и разработчиков реклам.
1.2. Цель работы: oбосновать необходимость соблюдения правил русского языка в составлении рекламных текстов.
1.3. Задачи:
1. Изучить, что такое реклама.
2. Рассмотреть основные виды реклам.
3. Провести анкетирование и интервьюирование, чтобы выяснить, как относится население к рекламе и влияет ли реклама на речь людей.
4.Проанализировать тексты реклам различного вида с целью выявления ошибок, классифицировать ошибки в рекламных текстах.
5. Разработать рекомендации для создателей рекламы.
1.4. Объект исследования: тексты современной рекламы ( наружной, газетной, интернет – рекламы)
1.5. Предмет исследования: орфографические, грамматические, пунктуационные и речевые ошибки, встречающиеся в рекламных текстах.
1.6. Гипотеза:
если я проанализирую рекламные тексты, то смогу дать рекомендации по устранению допущенных в текстах ошибок
1.7. Методы:
изучение научной и справочной литературы,
анкетирование, интервьюирование,
анализ и синтез,
сравнение,
классификация,
обобщение.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Понятие рекламы.
Термин “реклама” происходит от латинского “reclamо” , что означает откликаться, возражать, выкрикивать, выражать неудовольствие. Реклама - это весьма тонкий рыночный инструмент. В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы.
2.2. Определения рекламы.
Реклама – это искусство делать из полуправды целую ложь (Эдгар Шоафф, деятель рекламного бизнеса США). Реклама — процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами. Рекламой (коммерческой) именуют публичное предоставление информации о товаре и услугах с помощью художественных, технических и психологических приемов с целью возникновения спроса и осуществления продажи.
2.3. Реклама в государствах Древнего мира (историческая справка).
Одним из первых признаков развития цивилизованного общества было появление торговли. Одновременно с ней появились и прототипы современной рекламы, называемой «двигателем прогресса». Как и сегодня, изначально цели этого явления были просты – побудить к покупке.
Изобретение книгопечатания определило наступление нового качественного этапа в развитии рекламы: представить потенциальным покупателям товар или услугу и побудить их к покупке. Современная реклама многофункциональна и существует в различных формах. Самые же ее примитивные виды применялись еще во времена «до нашей эры». Так, древнейшим образцом рекламного обращения, дошедшего до наших дней, считается египетский папирус. В эпоху фараонов это средство применялось для извещения общественности о продаже рабов. Древняя Греция и Рим, достигшие расцвета уже в глубокой древности, также использовали рекламные объявления, написанные на деревянных дощечках, выгравированные на меди или кости, которые обнародовались на площадях и в других местах массового посещения людьми. Как видно, еще во времена зарождения ранних культур отмечено проявление рекламы посредством письменных текстов.
С расцветом античной культуры рекламная деятельность также приобретает все более сложные формы, базируясь на «горячей» информации. Теперь реклама – это уже целый комплекс словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, направленный на создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Разумеется, у такой формы рекламы больше возможности воздействия на потенциальных клиентов: привлекая их внимание и вызывая интерес, она побуждает к ожидаемым рекламодателем действиям - покупке.
2.4. Виды рекламы.
Телереклама.
Телереклама—это система связи для трансляции и приема движущегося изображения и звука. Главное достоинство телевизионной рекламы — высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у потребителя устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Существуют также базовые психологические правила создания телерекламы, непосредственно влияющие на ее эффективность.
Печатная реклама.
Печатная реклама наравне с рекламой на телевидении завоевала свое признание в среде рекламодателей. Она отличается тем, что доступна в любое время суток, при первоначальной заинтересованности к ней всегда можно обратиться еще раз. Печатная реклама - это вид рекламы, которая производится на специальной печатной продукции и направлена, в первую очередь, на зрительное восприятие.
Наружная реклама.
Наружная реклама — графическая, текстовая, либо иная информация рекламного характера, которая размещается на специальных временных или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях (АЗС). Средства наружной рекламы весьма разнообразны. Применительно к городской среде — это различные носители рекламных сообщений, размещаемые на территории города и рассчитанные на визуальное восприятие из городского пространства, а именно: крышные установки, электронные табло, панно, рекламные щиты, мультивизионные установки.
2.5. Преимущества рекламы.
Реклама публична, и это означает, что товар проверен, а его приобретение не встретит осуждения со стороны общественности. Реклама позволяет многократно повторять обращения. Реклама выразительна, так как воздействует на органы чувств человека
2.6. Недостатки рекламы.
Реклама безлична и не требует ответной реакции. Она негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействием рекламы.
2.7. Воздействие рекламы.
Основная цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и стимулировать сбыт товара. Рекламный текст должны отличать доходчивость, яркость, лаконичность, экстравагантность, профессиональное исполнение.
Реклама создана для того, чтобы привлекать покупателей, внушать им, что они нуждаются в каком-либо товаре, даже если это не так. Влиянию подвержены все, в особенности дети.
Допустимо ли искажение языка в рекламных роликах или печатных текстах. С одной стороны (как утверждают авторы текстов), подобные приёмы способствуют повышению уровня продаж. С другой стороны, нельзя забывать, что реклама является частью массовой культуры и, следовательно, влияет на мировоззрение и общий культурный уровень людей.
2.8. Анкетирование.
Чтобы выяснить, как относится население к рекламе и влияет ли реклама на речь людей, было проведено анкетирование 79 человек разного возраста.
Вопросы для анкетирования:
- Нужна ли, по Вашему мнению, реклама?
-Способствует ли реклама успешной реализации какой-либо продукции?
- Следует ли сократить рекламу и какую?
- Ищете ли вы ошибки в рекламе?
- Используете ли вы фразы из реклам в повседневной жизни?
Результаты анкетирования:
76% опрошенных полагают, что реклама нужна;
84% участников анкетирования считают, что реклама способствует успешной реализации какой-либо продукции;
65% опрошенных считают, что рекламу необходимо сократить;
наибольшее количество анкетируемых(43%, 33%) полагают, что необходимо сократить телерекламу и интернет-рекламу;
19% - ищут ошибки в рекламных текстах, грамотных людей возмущают ошибки, допущенные авторами слоганов;
58% опрошенных используют фразы из рекламных текстов в своей повседневной жизни, что позволяет сделать вывод о воздействии рекламы на сознание человека (приложение 2).2.10. Классификация и анализ ошибок, допущенных в рекламных текстах.
Были проанализированы тексты печатной рекламы (газеты «Возрождение Алдана», «Алданский рабочий», « Алдан Таймс»(Бесплатная информационно-рекламная газета), интернет-рекламы (интернет-объявления г.Алдан), наружной рекламы по ул.Дзержинского, по ул. Ленина г.Алдан.
Проведя анализ рекламы, мы отследили, что в текстах рекламных объявлений содержатся:
а) орфографические ошибки;
б) пунктуационные ошибки;
в) грамматические ошибки.
Примерами орфографических ошибок (неправильного написания слов) являются: «порадуйте себя и своЙх близких натуральными продуктами», «продукция естественного проЙсхождения», «товары от ведущих проЙзводителей мира», «нашу продукцию вы можете прЕобрести каждую среду…», «подЬёмные сооружения», «массовые коМуникации» (« Алдан - Таймс»(Бесплатная информационно-рекламная газета); «цто карат» (наружная реклама, ул.Дзержинского). Такой тип ошибок встречается часто.
Примеры пунктуационных ошибок: « запасные и расходные материалы для: Камаз, МАЗ…» (двоеточие после предлога не ставится), « ремонт грузовых автомобилей тёплая автостоянка пункт технического контроля…» (знаки препинания при однородных членах не проставлены). Данные ошибки допущены в Бесплатной информационно-рекламной газете « Алдан Таймс». «Сообщаем об открытии нового парикмахерского салона «Визави». Все виды парикмахерских услуг, маникюр, педикюр, вертикальный солярий» (газета «Возрождение Алдана»). После обобщающего слова «услуг» перед однородными членами предложения нужно ставить двоеточие, а не запятую.
На большинстве рекламных щитов по ул. Дзержинского тексты объявлений написаны заглавными буквами, полностью отсутствуют знаки препинания при однородных членах предложения.
Примеры грамматических ошибок: «отдел Чистый дом приглашает за покупками: порошки, моющие средства, средства личной гигиены» (« Алдан Таймс»); «выполним отделочные работы: обои, потолки, гипсокартон, перегородки…» (газета «Возрождение Алдана»). Наибольшее количество ошибок было допущено в информационно-рекламной газете « Алдан Таймс». Издание зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия). Юридический адрес редакции: 678906 РС(Я), Алданский район, г.Алдан, м-н Солнечный, ул. Союзная, д. 3, кв.1
Большое количество грамматических ошибок допущено в интернет-рекламе г.Алдан. Ряд примеров мы приводим в исследовательской работе.
«Гель-лак для долговременного покрытия натуральных ногтей американского производства» (нарушение порядка слов в предложении).
«Продаётся кровать для лежачих больных фирмы Армед» (нарушение порядка слов в предложении) .«Продам туалетную воду без упаковки в прекрасном состоянии» (нарушение порядка слов в предложении).
«Продаётся машинка для стрижки волос китайского производства» (нарушение порядка слов в предложении).
Мы привели примеры ошибок разных видов. Случайные ошибки в рекламе редки, и на самом деле они допускаются намеренно. С их помощью человек-рекламодатель привлекает внимание людей, хотя они могут вызвать «болезни» языка в российском обществе.
2.11. Предложения:
Что нужно сделать, чтобы избежать такого количества ошибок?
Во-первых, нужно создать государственную организацию, которая будет нести ответственность за размещение безграмотно составленных реклам.
Во-вторых, рекламодатели должны быть предупреждены о возможном наказании за допущенные ошибки в рекламных текстах. Это могут быть предупреждения и даже штрафы.
В-третьих, необходимо поощрять тех людей, которые сообщают об ошибках.
Я уверена: принятие этих мер заставит рекламодателей задуматься, стоит ли допускать ошибки в текстах реклам.
Выводы.
1. Изучив теоретический материал, мы узнали, что основная цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и стимулировать сбыт товара. Для этого используются различные приёмы, в том числе и ошибки в тексте.
2. Результаты анкетирования показали, что реклама влияет на сознание человека, прочно остаётся в памяти ( 58% опрошенных используют цитаты из рекламных текстов в повседневной жизни).
3. Следовательно, запоминаются не только цитаты, но и неправильные конструкции предложений, и орфографические ошибки, и пунктуационные недочёты, что способствует снижению грамотности населения, и в первую очередь, подростков.
4. Анализ и классификация ошибок показали, что наиболее распространёнными ошибками в рекламных текстах являются орфографические, пунктуационные и грамматические.
5. Изучив материалы разных печатных источников, сделали вывод, что наибольшее количество ошибок было допущено в информационно-рекламной газете « Алдан -Таймс».
6. По результатам исследования разработали рекомендации для создателей рекламы. В том числе написали письмо главному редактору газеты «Алдан – Таймс» Шушковой Валентине Александровне с информацией о допущенных ошибках, в письме сообщили о допущенных в газете ошибках и рекомендовали в дальнейшем печатать тексты в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами языка, так как газета должна быть образцом грамотного письма (приложение 3).
Приложение 1
Вопросы для анкетирования:
- Нужна ли, по Вашему мнению, реклама?
-Способствует ли реклама успешной реализации какой-либо продукции?
- Следует ли сократить рекламу и какую?
- Ищете ли вы ошибки в рекламе?
- Используете ли вы фразы из реклам в повседневной жизни?
Приложение 2
Фразы из рекламы, используемые людьми в повседневной жизни.
Мир, дружба, жвачка!
Всемирная история. Банк Империал.
Заплати налоги спи спокойно. (Налоговая полиция)
Snickers. Не тормози - сникерсни.
Россия - щедрая душа.
Танки грязи не боятся.
Сделай паузу – скушай Twix.
Sprite. Не дай себе засохнуть.
Новое поколение выбирает Pepsi.
Bounty. Райское наслаждение.
Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way.
Эльдорадо. Родина низких цен.
Приложение 3
Письмо
главному редактору газеты «Алдан – Таймс»
Шушковой Валентине Александровне
Уважаемая Шушкова Валентина Александровна.
К Вам обращается ученица 6 класса Алданской гимназии. Проводя исследовательскую работу по теме «Ошибки в современных рекламных текстах», я познакомилась с рекламой в Вашей газете, проанализировала тексты объявлений и обнаружила достаточно много орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Так как Ваша газета популярна у жителей города, хотелось бы, чтобы в ней не допускались грубые ошибки, потому что газета должна быть образцом грамотного письма.
С уважением, Шевченко Настя.
Список литературы.
С.И.Ожегов «Словарь русского языка». – М.: «Астрель АСТ», 2005
Орфографический словарь русского языка. – М.: «Астрель», 2011
В.В.Учёнова, Н.В.Старых «История рекламы». – М., 1999В.А.Астафьев «Современная реклама». – М., 2001
Поисковые системы: «Yandex», «Rambler», «Google»
Газеты: «Алданский рабочий», «Возрождение Алдана», «Алдан-Таймс».
Интернет-объявления г. Алдана, реклама на щитах города.