Конспект внеурочного занятия на тему Первые шаги. Среда конструирования (робототехника, 2 класс)


Тема: «Первые шаги. Среда конструирования»
Цель занятия:
первичное ознакомление школьников с профессиями: инженера, программиста, оператора, механика, технолога.
Задачи:
вспомнить, какую пользу роботы несут для человека;
познакомить с профессиями людей, занимающихся созданием роботов;
создать непрограммируемую модель;
развивать умение работать в парах.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята и гости сегодняшнего мероприятия! Я очень рада видеть вас на занятии!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много новых открытий и увлекательных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Начнём наше занятие с небольшой разминки. Ребята, отгадайте загадку.
Сам - металлический,
Мозг - электрический. (Робот) (2 щелчка)

- Ребята, вспомните, что такое робот?
Роботы – это механические помощники человека, которые выполняют работу по заложенной в них программе.
Роботы изменили жизнь человека, многие люди не могут жить без роботов.
- А когда появились первые роботы? (1 щелчок)
Первого робота создал немецкий ученый Альбер Великий более 700 лет назад и назвал его «железный слуга» Но только попользоваться им ему не пришлось, ученик Альберта Фома принял механического человека за дьявола и сломал его.
- Ребята, а на кого похож робот? (на человека) (1 щелчок)
- Но мы уже знаем, что робот не обязательно похож на человека. Чаще всего роботу отводится роль технического приспособления, для которого внешность не имеет большого значения. По крайней мере, промышленные роботы на людей совсем не похожи.
Однако у роботов есть признак, который объединяет их со всеми живыми существами – движение. И способ движения порой довольно чётко копирует то, что встречается в природе. Например, робот может летать, подобно стрекозе, бегать по стене, словно ящерица, ходить по земле, словно человек и пр. В космосе тоже работают роботы. Людям для работы в космосе нужны воздух, вода, еда и разные инструменты, а роботам для работы в нужен только источник энергии.
Роботы под контролем врача умеют делать даже операции и ухаживать за больными.
Роботы выполняют не только трудную работу, но и созданы для развлечения, некоторые становятся для человека настоящими друзьями. Есть роботы которые умеют играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Ребята, а кто создает роботов?
(ответы детей)
Мы уже знаем, что есть специальная наука, которая называется «робототехника». При создании роботов задействовано много профессий и сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
На столах справа от вас находятся карточки с названиями различных профессий. Ваша задача подойти к столам и выбрать по одной карточке, на которой указано название той профессии, которая, по-вашему мнению, задействована в создании роботов. Выбор нужно будет объяснить, поэтому прежде, чем взять карточку – подумайте.
(в результате данного вида работы на доске должны оказаться карточки и названиями следующий профессий – инженер, конструктор, программист, оператор, механик)
- Молодцы!
А теперь давайте выясним, что вы знаем о каждой из этих профессий.
(ответы детей) (смена слайдов по щелчку)
Инженер. Он разрабатывает конструкцию робота, разные модели роботов. Инженер должен все правильно рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужного робота по деталям.
Как вы думаете, каким должен быть инженер?
(умным, изобретательным, творческим, точным и др.)
Конструктор. Важной профессией в создании роботов является профессия конструктора. Это человек, который точно знает, из каких деталей состоит робот. Ведь конструктор – это человек, который умеет по чертежам и инструкциям производить роботов, выбирает какое необходимо оборудование, какие лучше материалы использовать, чтобы производить такие сложные механизмы.
Каким должен быть конструктор?
(аккуратным, организованным, умеющим работать в коллективе)
Программист. Это профессия, где человек занимается разработкой компьютерных программ. Эти программы закладываются в роботов и по ним он выполняет определенную работу.
Как вы думаете, что должен уметь программист?
(хорошо знать компьютер и работу на нем, знать разные компьютерные программы, должен быть умным, настойчивым, внимательным).
Оператор. Это человек, который управляет, каким либо оборудованием, а нашем случае, роботами. Робот, хоть и является умной машиной, но все таки не умеет думать и самостоятельно принимать решения. Он управляется либо программой, которую разработал программист, либо оператором. Оператор занимается вводом роботов в работу, ведет проверку их исправности.
Как вы думаете, что нужно оператору, чтобы управлять роботом?
(пульт управления)
Механик. Деятельность механиков является незаменимой. Они обслуживают механические приборы на различных предприятиях.
Как вы думаете, для чего в робототехнике нужен механик?
(если случается поломка, он производит ремонт)
Механик также ухаживает за роботами, если случается поломка, он должен понять ее причину и отремонтировать.
Об этой профессии нам расскажет стихотворение. Послушайте его.
Знает каждый винтик наш механик,
Он по запчастям – начальник!
Разберет, починит и прикрутит,
Повернет, посмотрит и пошутит!
Механизм любой, хотя и сложный,
Соберет спокойно – все возможно!
* * *
Вот мы и познакомились с вами с основными профессиями, которые задействованы в создании роботов. Совсем скоро, уже на следующем занятии, нам с вами предстоит их «примерить» на себя. Ведь мы с вами тоже начнем создавать различные модели роботов.
(щелчок)
А сегодня я предлагаю вам выполнить мини-проект под названием «…». Сейчас вы побудите в роли инженеров и конструкторов и создадите свою модель, пока еще не программируемой машины.
- Кто знает значение слова «непрограммируемой»?
(это значит, что для работы данной модели не нужно создавать программу на компьютере)
Работать вам предстоит в парах. Вам нужно будет внутри своей пары определиться, кто будет отвечать за сборку модели (т.е. будет конструктором), а кто будет с помощью схемы следить за тем, чтобы модель была собрана правильно (т.е. будет инженером).
В конце работы каждой паре нужно будет рассказать о своей модели по следующему плану:
Название модели
Какую помощь оказывает человеку
Что можно улучшить
Все необходимое для выполнения проекта вы найдете в коробках на ваших столах. Не забудьте распределить обязанности.
Можете приступать к работе. Я желаю вам творческих успехов.
(звучит музыка, учащиеся выполняют работу; после выполнения проекта каждая пара рассказывает о своей модели)
- Молодцы! Вы замечательно справились с поставленной задачей.
- Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.
Что нового вы узнали сегодня?
Чему научились?
Что на ваш взгляд было самым интересным?
Спасибо за работу! До встречи на следующей неделе.