Путешествие в мир фразеологизмов


Путешествие в мир фразеологизмов Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)- выражение + логос (loqos)-учение. научное название фразеологизмов - ИДИОМА. 1.Петя на уроке труда работал плохо. Петя на уроке труда работал спустя рукава. 2.Он бездельничал. Он бил баклуши. 1.Задание. Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания.-Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов? НЕЛЬЗЯ:1.Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба»2.Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом. Спустя рукава Обманывать кого-либо для своей выгоды Втирать очки Делать что-либо небрежно, кое-как Намылить шею Хитро обманывать Обводить вокруг пальца Задать взбучку, побить кого-либо. Кричать во всю ивановскую Заниматься бесполезным делом. Переливать из пустого в порожнее Кричать очень громко 2.Задание. Соотнесите фразеологизм со значением. 4.Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? «Ни пуха ни пера.»     Рано утром мама-квочка                             Через час, едва живойВ класс отправила сыночка.                       Петушок спешит домой.Говорила: « Не дерись,                                Ковыляет еле-елеНе дразнись, не петушись.                          Он со школьного двора.Поспеши. Уже пора.                                    А на нем и в самом деле нетНу, ни пуха ни пера!                                    Нет ни пуху, ни пера. Самостоятельная работа. Закончите предложение.Болтлив как … Надут как … Изворотлив как … Здоров как … Упрям как … Нем как … Работает как … 8. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова .Объясните значение фразеологизмов.Держать…. востро (уши, ухо)Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные)С …..нос (голубиный, гулькин)Не в своей …(чашке, тарелке). 9.Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Умводаголовасо словом КАК Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу.)Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.) Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову.)Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.)  У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения «где- то далеко в лесу». Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна. Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку. Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «Е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком. Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна. Подведение итога занятия.Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?Узнал ли я сегодня что-то новое?Какие фразеологизмы запомнились больше всего?Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно? Рефлексия.Умею ли я опознавать фразеологизмы?Понимаю ли я смысл фразеологизмов?Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?Испытывал ли трудности на занятии?