урок русского языка на тему : Путешествие в город Лексики и Фразеологизмов
Урок-путешествие в город Лексики и Фразеологизмов
Тип урока:урок обобщения и закрепления полученных знаний. Учебное время: 45 мин
Задачи урока:1. Предметные.
-Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».
-Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
-Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:
определять лексическое значение слова, фразеологизма;
2. Межпредметные.
-Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
- Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.
3.Личностные.
- Воспитание уважительного отношения к истории русского языка и его народа;
Цели:образовательные – закрепить понятие лексики как словарного состава языка, фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды; развивающие – способствовать развитию коммуникативных способностей студентов, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний студентов;воспитательная – воспитывать любовь к слову и к русскому языку.Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер,), фразеологический словарь, рисунки студентов к фразеологическим оборотам; задания в конверте;
Ход урока:
1.Приветствие – актуализация.
- Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили тему « Лексика и фразеология». Сегодня закрепим знания по этим темам и каждый получит заслуженную оценку.
Дидактическая целесообразность этапа урока:
-создание познавательной мотивации и доброжелательного настроя учащихся;
-определение цели урока самими учащимися.
-Теперь в путь! Перед вами рабочие тетради, записываем число, фамилию и имя.III. Путешествие по городу: Для того, чтобы зайти в этот необычный город мы должны ответить на вопросы стражников:
Фразеологический зверинец". Кто быстрее вставит пропущенные слова? Голоден какХитёр какТруслив какИзворотлив какНадут какНем какУпрям какБолтлив как(Волк ,лиса, заяц, уж, индюк, рыба ,осёл, сорока)
- Мы оказались на Центральной площади, здесь ходят люди: 1 из них как в воду опущенный, 2- как коломенская верста, 3- как сонная муха, 4- легкий на подъем, 5-видавший виды. 6-нечистый на руку,7-божья коровка. Запишите и объясните значение этих фразеологизмов.
-А теперь мы разделимся на 2 группы и пойдем по 2 улицам:
Улице Музыкантов и Улице мастеров
На улице Музыкантов есть те ,кто
Играет первую скрипку, даже те, кому медведь на ухо наступил, тянет волынку, курский соловей,один-Лазаря поет,
На улице Мастеровов: бьют баклуши, мастер на все руки, один блоху подковал, льет колокола, сапожник без сапог,
4 задание. Соедините синонимы из разных колонок: ( количество правильных ответов - считаем и выставляем балл в колонку «4 задание»)
Багрянец своеобразие
алфавит высказывание
Несгибаемость азбука
Индивидуальность стойкость
Текст пламя
Огонь скульптор
Ваятель пурпур
5 задание: Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб (правильный ответ-1балл,неправильный-0 баллов)
1)ароматный
2)ржаной
3)вчерашний
4)черствый
5)вкусный
6)свежий
6 задание: Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.
1)..дело лучше.безделья.2). .. сторона- мать,. -мачеха.3) . .земля . рук не любит. 4).У мудрого человека.. уши и язык.
Слова для справок:
длинный-короткий,родной-чужой,маленький-большой,черный-белый.
7 задание: а) подберите к словам антонимы.
Счастье-
Правда-
Мягкий-
Молодость-
Тепло-
Здоровый-
Красивый-
8.Найдите в текстах антонимы и подчеркните их.
1.Мы связаны с прошлым и грядущим,
И нет начала нам и нет конца.
И смерти нет. И только все упорней
Работаем, выращивая сад.
В пласты веков
Уходят яблонь корни,
А кроны где-то в будущем шумят(В.Алтырцев)
2.Кем ты станешь - я гадать не буду.
Мир не постарел-помолодел:
На просторах Родины повсюду
Множество больших и малых дел! (С.Викулев)
3.Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живет. (К.Ваншенкин)
-Этап обобщения и систематизации знаний(5мин)
-Вот и закончилось наше путешествие по городу Лексики и Фразеологизмов. Понравилось ли вам наше путешествие?Но чтоэто такое? Стражаопять не пропускает нас.
-В чем дело,-говорим мы.
-Дело в шляпе,-отвечает стража.
-Ребята,объясните значение этого устойчивого выражения.(ребята отвечают)
Я достаю из шляпы письмо-текст,который нужно «расшифровать»ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ!
Молодцы!
-Итак,мы завершаем наше путешествие.Так что же означают фразеологизмы?
-Что такое лексика?
ОТВЕТЫ:- Во фразеологизмах – душа и мудрость русского народа.-Фразеологизмы не только полезны в речи, но и необыкновенно интересны!
--Русский язык богат и прекрасен. Нельзя забывать об этом!
А теперь подсчитайте свои баллы. Выставьте оценку за урок.
Задание на дом в ваших рабочих тетрадях: Выполните один из вариантов задания.
Вариант 1.
Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
Вариант 2.
Написать письмо, используя фразеологизмы:
не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.