Кружок «Школа вежливых ребят». Конспект занятия Что такое дружба.

Кружок «Школа вежливых ребят»
3 класс
План-конспект занятия
Тема: «Что такое дружба?»
Задачи:
Формирование понятия о дружбе.
Формирование позитивного отношения к окружающим людям.
Развитие коммуникативных навыков.
Обучение основам эффективного общения с окружающими людьми.

Основное содержание занятия
- Каждый человек большую часть времени проводит среди людей, и от того, как складываются отношения с окружающими людьми, зависят его успехи, его настроение. Люди общаются всю жизнь, даже младенец, еще не умеющий говорить, общается со своей мамой. Итак, что же такое общение? Каким оно должно быть? Какова же роль общения в жизни человека?
- Когда люди общаются, они обмениваются информацией, чувствами. Без этого человек не может полноценно жить. Если вы не теряетесь в разговоре, можете организовать вокруг себя ребят для какого – то полезного дела или для игры, то вы – общительный человек. Обычно про такого человека говорят: «С этим человеком легко общаться».
Общительный человек, как правило: доброжелателен, стремится понять другого человека, умеет слушать и сопереживать, умеет разрешить трудные ситуации в общении, например, разрешить ссору.
А иногда случается, что людям бывает трудно понять друг друга. Наверное, у вас тоже бывали случаи, когда друзья или взрослые не понимали вас, и вам было очень обидно. Почему это произошло? Что нам мешает понять друг друга?
Задание «Помогает-мешает»
Оборудование: раздаточный материал - карточки на каждую парту.
Задание выполняется в парах.
- Разложите карточки на две группы: что помогает в общении, а что мешает понять друга?
Безразличное лицо собеседника
Вежливость
Нечеткое произнесение слов
Употребление слов – паразитов
Открытый взгляд
Заинтересованность собеседника
Слишком тихая речь
Незаконченные предложения
Выразительная интонация
Перескакивание с одной мысли на другую
Использование непонятных слов
- Теперь давайте проверим. Прочитайте ваши варианты.
- Чтобы люди успешно общались, существуют правила общения.
(Карточки с правилами вывешиваются на доску, ученики по очереди читают и комментируют каждое правило)
Правила общения:
Обращайся к человеку по имени
Больше улыбайся
Внимательно слушай собеседника
Не спорь по пустякам
Рассказывай о том, что интересно собеседнику

-Называя человека по имени и глядя ему прямо в глаза, мы выражаем свою искренность и уважение к нему.
-Улыбаясь во время разговора, мы показываем свое дружелюбие и уверенность в себе.
- Споря по пустякам, мы зря тратим свое и чужое время, энергию.
- Главное в общении – искренний интерес к человеку, доброжелательность и внимание. Внимательно слушая собеседника, мы проявляем к нему интерес и уважение.
Как можно выразить благодарность, похвалить другого, попросить о чем либо, предложить помощь?
Ученики по очереди выбирают карточку со стола учителя и распределяют их на группы: благодарность, просьба, предложить помощь, похвалить другого.

Благодарность.
Спасибо.
Большое спасибо!
Спасибо, как хорошо!
Спасибо, как здорово!

Просьба.
Можно я возьму
Дай мне, пожалуйста
Не могла бы ты мне дать
Я очень хотел бы взять
Предложить помощь
Хочешь, я тебе помогу?
Я могу помочь тебе
Я готова тебе помочь.

Похвалить другого
Ты – молодец!
Здорово у тебя это получилось!
Я очень рада за тебя!
Ты все правильно сделал!
Я горжусь тобой!


Игра «Диалог»
·
Предлагаются ситуации (предложить помощь – поблагодарить, рассказать о достижении, успехе – похвалить и др.) Игра выполняется в парах. Можно выбирать готовые фразы.
Упражнение «Поступки»
Определите ситуации, когда друг, поступает правильно или неправильно. Какие правила дружбы он выполняет (нарушает)?
Наташа навещает Лизу во время болезни, помогает ей выполнять домашнее задание (Друг поможет в беде).
Саша с Колей решили прогулять уроки в школе и пойти в кино (Друг удержит тебя от плохого поступка).
Сеня не смог забить мяч в ворота. «Эх ты, мазила!» смеется Витя. (Друг никогда не смеётся над твоими ошибками).
Илья не очень метко кидает мяч. Он может подвести свою команду в спортивных соревнованиях. «Давай вместе потренируемся после уроков», - предложил ему Роман (Друг поможет в беде).
Витя забыл о том, что обещал помочь товарищу, а сказал, что мама не отпустила (Друг никогда не обманывает).
Толя предложил Ване покурить на большой перемене (Друг не предложит тебе табак, алкоголь, наркотики).
Игорь победил в соревнованиях по легкой атлетике, Артем с гордостью рассказал об этом дома своим родителям (Друг искренне радуется твоим успехам).

Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешивает плакат с правилами дружбы
- Существуют правила дружбы. Настоящий друг следуют этим правилам.

Правила дружбы

Друг искренне радуется твоим успехам
Друг удержит тебя от плохого поступка

Друг никогда не предаст
Друг никогда не обманывает

Друг никогда не смеётся над твоими ошибками
Друг не предложит тебе табак, алкоголь, наркотики

Друг прислушается к твоему совету

Друг всегда поделится тем, что у него есть


Задание «Рисованное письмо»
- Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Напишите своим друзьям рисованное письмо. А потом проверим, поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме.
Игра «Просто так»
Выполняется в парах.
- Подарите друг другу подарок. Подарок воображаемый, покажите его жестом. Тот, кто принимает подарок, должен догадаться, что ему подарили.
Рефлексия.
Выводы:
Ведущим методом обучения младшего школьника является игра. Проигрывая реальные жизненные ситуации в процессе игр, дети усваивают определенный алгоритм поведения. А когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Кроме того, в игровой ситуации происходит развитие коммуникативных качеств, воспитание чувства доверия, взаимопомощи.
На занятиях значительное место отводится играм и заданиям, в которых дети могут получить представление о собственных способностях и возможностях, достоинствах и недостатках, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость
Литература
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Белобрыкина О.А Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320с.
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н. Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006.