Конспект урока литературного чтения. Тема: Народные заклички , приговорки, потешки, перевёртыши( 2 класс)
УМК «Перспектива»
Литературное чтение.
Тема: Народные заклички , приговорки, потешки, перевёртыши.
Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: закличками, приговорками, потешками, перевёртышами; учить различать жанры; развивать память, внимание;обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать виды(жанры) устного народного творчества, находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Ход урока.
І.Организационный момент.
А) Проверка готовности к уроку.
Сейчас у нас урок литературного чтения!
Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.
Поднимите руку, кто готов к уроку.
Б)Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Желаю вам хорошего настроения.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Речевая разминка.
-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?
( с речевой разминки)
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке;
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с грустной интонациейю
-Прочитайте весело.
-А теперь выразительно.
2.Вступительная беседа.Самоопределение к деятельности.
-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? ( Весёлый хоровод)
- С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки,загадки, игры,потешки, небылицы)
-Что сейчас произнесли?( скороговорку)
-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)
- Все эти произведения живут в огромной литературной стране.
Как она называется?( Устное народное творчество)
На доске: Устное народное творчество.
-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
- Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)
-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)
- Сформулируйте тему урока.
-Обозначим цель. ( познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)
III. Работа по теме урока.
I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?
(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)
-Как вы думаете, зачем их создавали?( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)
-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».
А)Знакомство с закличками.
-От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)
-В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.
-Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.
Чтение закличек (учебник с. 94)
Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры.
Лукошко- ручная корзина из прутьев
Летечко-лето
-Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.( звать)
-К кому обращаются авторы закличек?
- С какой просьбой обращаются авторы закличек?
(в закличках обращались к силам природы.)
По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге.
-Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?
( Потому что от них зависел урожай)
Вывод: Заклички – это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.
Б)Знакомство с приговорками.
-От какого слова образовано слово приговорка? ( приговаривать, говорить)
-Что значит приговаривать?( Развлекать)
-Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)
-Какие слова Вам были непонятны?
Бобы-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)
Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
-Что же такое приговорка?( Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)
-Как надо читать приговорку?
-Это громко кричать или тихо просить?
Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.
Вывод: Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь.Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным.
Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.
Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества.
В)Знакомство с потешками.
-От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)
-Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)
-Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)
Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.
Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...
Половички- Маленький коврик :) то об что ноги вытираю
-Что хочется делать, когда слышите эти строки?
Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?
Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.
Проверка чтения пары.
Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.
Г)Знакомство с перевёртышами.
- Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.
Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.
-Что такое перевёртыши?( небылицы)
-Для чего были придуманы?( Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)
- Нелепицы, чепуха, небывальщина – средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу – перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.
- Прочитайте перевёртыши жужжанием.
Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).
IV. Закрепление изученного. Развитие умений – применение знания.
-Мы будем сейчас работать в группах.
Задание.
-Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.
-К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?
текст жанр
Радуга-дуга,Принеси дождя!Нам по ложке,Медведю по плошке,А серому волку —По целому ведёрку! закличка
потешка
приговорка
перевёртыш
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ! закличка
потешка
приговорка
перевёртыш
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
закличка
потешка
приговорка
перевёртыш
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
закличка
потешка
приговорка
перевёртыш
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
закличка
потешка
приговорка
перевёртыш
V.Рефлексия. Оценка работы.
-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?
-Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.
Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.
-Спасибо за урок.
VI.Домашнее задание: выучить наизусть одно из произведений устного народного творчества со стр.94-97