Выступление на конференции с темой: «Модифицированная программа «Отечество нам Царское Село»»


Секция 5. Жизненная компетентность дошкольника XXI века
Использование культурного потенциала Санкт-Петербурга в образовательной деятельности ДОУ
«Модифицированная программа «Отечество нам Царское Село»»
Прокофьева Иоанна Сергеевна
воспитатель, ГБДОУ №33 Пушкинского р-на
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский
Одним из самых ярких периодов жизни человека является дошкольное детство. В этом возрасте, начинается приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей. Поэтому так важно с самого раннего детства обратить внимание на воспитание нравственных качеств, которые осваивает и принимает ребенок как нечто естественное и необходимое.
В системе дошкольного образования проблеме нравственно-патриотического воспитания всегда уделялось много внимания. Однако, в последние десять лет она стала наиболее актуальной. Это связано с обострением национального, социального, религиозного факторов. А также цели, задачи, содержание данной работы соотносятся с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ. Так, в ФЗ «Об образовании в РФ», одной из важных задач является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, а реализация в педагогической деятельности Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Таким образом, от содержания образовательного процесса в ДОУ зависит, что сможет вынести из дошкольного детства ребёнок, каким станет в дальнейшей жизни.
Именно поэтому, крайне важно передать детям частичку исторической памяти поколений, наполнив при этом их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своего народа. «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - данные слова А.С. Пушкина актуальны и по сей день.
Научить видеть красоту родной земли, уважать людей, гордиться великими умами, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам и ко всему, что окружает ребёнка с детства – это и есть основная задача родителей и педагогов.
Любовь к отчизне начинается с любви к малой родине. Основным этапом формирования патриотизма, является накопление детьми социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нем взаимоотношений, норм поведения, приобщение к культуре родного города. Изучая родной город, его достопримечательности и особенности, ребёнок учиться осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях, в определённый временной промежуток и в тоже время приобщаться к богатствам мировой и национальной культуры.
Любить свою родину – значит знать ее. Перед нами, была поставлена задача -сделать так, чтобы процесс познания настоящего и прошлого нашей родины, приобрёл развивающий, интересный и творческий характер. Так появилась программа по ознакомлению дошкольников с историей и культурой города Пушкина «Отечество нам Царское Село». В истории и культуре Пушкина заложен огромный образовательный потенциал, который мы использовали при разработке программы.
Базовая идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у дошкольников знаний о культуре и истории Царского села, воспитании чувства гордости и любви к нему.
При создании программы мы постарались реализовать основные принципы:
-ориентация на актуальный запрос общества;
-соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников;
-ориентация на социальные и семейные ценности;
-формирование толерантных установок, уважение к традициям предыдущих поколений;
-интеграция образовательных областей развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития;
-интерактивность при организации непосредственной образовательной деятельности;
-непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Целью педагогической работы стало – вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности, способствующие:
Воспитанию чувства принадлежности и уважительное отношение к своей малой и большой родине;
Развитию исследовательской деятельности и познавательных интересов;
Конструктивному взаимодействию с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
В программе предлагается примерный объем материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Систематизация и отбор знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание способность к обобщению и анализу, а также характер мышления.
В основу программы положен системно-деятельностный подход. Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой города легко интегрируется с любой образовательной областью. Программный материал позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применить их на практике. Дети учатся составлять план действий, сначала думать, а потом делать, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по познавательному и речевому развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Все предлагаемые в данной программе темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Нами разработано содержание лексических тем по четырем направлениям: «Моя семья – мой дом», «Мой дом – мой город», «Своеобразие и неповторимость Пушкина», «Достопримечательности Царского села». Тематика занятий не ограничивает возможность планирования разнообразных видов деятельности, задач обучения, развития и воспитания дошкольников. Она лишь является основой, которая в свою очередь позволяет объединить все виды деятельности детей, сделать их максимально полезными и интересными. В зависимости от возраста детей, темы различаются по сложности, объему познавательного материала и по длительности изучения.
Знакомство с родным городом, происходит на занятиях и в повседневной жизни. Основное содержание каждой темы реализуется в форме специально организованных занятий (2 занятия в месяц) с обязательным использованием ЭОР (презентации, слайд-шоу, виртуальные экскурсии) и погружением в игровую ситуацию, что придаёт им активный, поисковый характер. Дополнительные сведения дети получают через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие методические приемы и организационные формы. Такие как:
-чтение художественной литературы, составление и сочинение с детьми рассказов и сказок о городе, заучивание стихов;
-использование полифункциональных развивающих игр с петербургской тематикой;
-выражение чувств, эмоций и отношения к изученному, через продуктивную и музыкальную деятельность.
- оформление мини-выставок, объединённых темой, знакомой детям по личному опыту;
- проведение народных праздников и развлечений.
Реализация программы по ознакомлению дошкольников с родным городом осуществляется в три этапа:
- создание методического сопровождения: описание актуальности введения в образовательный процесс регионального компонента; постановка цели и задач образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой родного города; планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию программы; обеспечение дидактического комплекса для реализации программных задач.
- апробация содержания программы: разработка конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме; подборка игрового и дидактического материала по знакомству с городом; подборка мультимедийных презентаций, разработка диагностического материала для мониторинга освоения детьми данной программы.
- подведение итогов: выставки продуктов детской деятельности, создание музейной экспозиции в группе; презентация рукописных книг.
В процессе реализации данной программы дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, трудом, культурой, бытом жителей города в разную историческую эпоху, это помогает им на доступном уровне представить и почувствовать связь всего, что их окружает в этом мире. Все это позволяет:
-воспитать у дошкольников общую культуру (расширить кругозор, сформировать представление о целостной картине мира) на доступном, понятном, интересном для дошкольников материале;
-создать условия для успешной социализации дошкольников;
-развить физические, личностные и интеллектуальные качества дошкольников;
-сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.
Таким образом, реализуются задачи ФГОС дошкольного образования по всестороннему развитию детей.
Используемая литература:
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (пособие по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе) 2007,М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
«Мой родной дом» составитель Н.А. Арапова-Пискарева, М.,2004
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из опыта работы). Блоки: «Здравствуй, это я», «Вместе дружная семья» (средняя, старшая, подготовительная группы) – гербы, родословная, малая родина и т.д. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2007, с. 38.
Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2007, с. 4)
«С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской, творческий центр «Сфера», М., 2003
Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) - СПб, 2000
Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село – город Пушкин)- СПб, 1993г
Приложения
Система ознакомления с городом
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Программы, методические пособия Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой
Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) - СПб, 2000
Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село – город Пушкин)- СПб, 1993г
Задачи каждой возрастной группы - Знакомить детей с родным городом посредством ознакомления с ближайшим окружением: детский сад, родная улица. -Знакомить с городом Пушкин район возле детского сада (вокзал, привокзальная площадь, прилегающие улицы, главная улица города)
-Воспитание гордости «Я-царскосел!» -Знакомить детей с историей возникновения города (постройки, улицы, парки)
-Воспитывать положительно-созидательное отношение ко всему окружающему и себе
-Формировать осознание ценности памятников культуры и искусства на основе привлечения опыта детей по этой теме. - Закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам. Формировать знания о памятниках, достопримечательностях города
-Знакомить с историей Царского Села через судьбы знаменитых людей России
-Расширять и закреплять представления о городе, его архитектуре
Формы и средства - практические: дидактические игры; подвижные игры; творческие игры; трудовая деятельность в природе; опытническая деятельность; продуктивная деятельность.
- наглядные: рассматривания; наблюдения; прогулки; экскурсии по территории детского сада и вне ее; просмотр видеозаписей о родном крае
- словесные: беседы; рассказ воспитателя; рассказ из личного опыта; ознакомление с художественной литературой
- целесообразно использовать такие методические приемы, как: сравнение; вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю, использование художественных средств.
Результат: повышенный интерес к достопримечательностям «малой родины» - города Пушкина и, как следствие, желание узнавать больше о других городах России, мира.
Например, при реализации задач познавательного развития наряду со знакомствомс общими сезонными изменениями осенью, дети получают представления об изменениях погоды, поведения животных, состояния растений Петербурга и Ленинградской области. Впроцессе социально-коммуникативного развитиядошкольники знакомятся с правилами пожарной безопасности и получают представления о возникновении пожарной службы в Санкт-Петербурге и объектах города, связанных с ней.Дети знакомятся не только с современными профессиями, но и с такими «петербургскими» профессиями, как фонарщик, с историей возникновения уличного освещения и его особенностями.В период празднования Масленицы, дети знакомятся с местами отдыха и развлечения петербуржцевв прошлом (Адмиралтейский бульвар, Потешное поле...) и настоящем (пл. Островского...). При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина, дети получают представления о музее Мойка 12, Царском селе... Ко Дню защитника Отечества дети знакомятся с памятниками воинской славы Санкт-Петербурга и т.д.