Презентация: Константин Симонов в Крыму
Константин Симонов Константин Михайлович Симонов (1915-1979), известный русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился 28 ноября 1915 года в Петрограде в семье военного. Мать его - Александра Леонидовна - была княжеского рода. Именно она пробудила интерес и любовь к литературе у будущего поэта. Александра Леонидовна много читала, сочиняла стихи. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну, Симонов отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем тактики в военных училищах. Семейными обстоятельствами с детства будущий писатель был связан с армией. В 1934 году Симонов поступил в Литературный институт имени Горького. Начиная с 1936 года, в журналах и газетах стали появляться стихи Симонова. Всю жизнь Константин Михайлович увлекался историей. Две поэмы "Ледовое побоище" и "Суворов" написаны на исторические темы. Незадолго до войны писатель начал лирический цикл "С тобой и без тебя", работу над которым закончил уже в послевоенные годы. Симонов был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халхин-Голе. Константин Михайлович был корреспондентом газеты "Героическая красноармейская". В годы Великой Отечественной войны около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт. Должность фронтового корреспондента газеты "Красная звезда" открывала немалые возможности для того, кто хотел видеть и знать, а Симонов принадлежал именно к таким людям. 14 января 1942 года "Правда" опубликовала стихотворение "Жди меня", и Константин Михайлович сразу стал обладателем одного из самых громких литературных имен. Четыре книги "От Черного до Баренцева моря" вобрали хоть и большую, но только часть написанных Симоновым в войну рассказов и очерков. Пятая книжка - "Югославская тетрадь" - результат пребывания писателя осенью 1944 года у партизан Южной Сербии. Шестая - "Письма из Чехословакии" - рассказывает о боях последних месяцев войны. Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой. Константин Симонов приезжал в Крым в Севастополь с поэтом Владимиром Луговским в 1939 году. Тогда же родилось стихотворение "Английское военное кладбище в Севастополе". "Английское военное кладбище в Севастополе" Здесь нет ни остролистника, ни тиса.Чужие камни и солончаки,Проржавленные солнцем кипарисыКак воткнутые в землю тесаки.И спрятаны под их худые кроныВ земле, под серым слоем плитняка,Побатальонно и поэскадронноПостроены британские войска.Шумят тяжелые кусты сирени,Раскачивая неба синеву,И сторож, опустившись на колени,На английский манер стрижет траву.К солдатам на последние квартирыКорабль привез из Англии цветы,Груз красных черепиц из Девоншира,Колючие терновые кусты.Солдатам на чужбине лучше спится,Когда холмы у них над головойОбложены английской черепицей,Обсажены английскою травой. На медных досках, на камнях надгробных,На пыльных пирамидах из гранатАнглийский гравер вырезал подробноЧисло солдат и номера бригад.Но прежде чем на судно погрузить их,Боясь превратностей чужой земли,Все надписи о горестных событьяхНа русский второпях перевели.Бродяга-переводчик неуклюжеПереиначил русские слова,В которых о почтенье к праху мужаПросила безутешная вдова:"Сержант покойный спит здесь. Ради бога,С почтением склонись пред этот крест!"Как много миль от Англии, как многоМорских узлов от жен и от невест.В чужом краю его обидеть могут,И землю распахать, и гроб сломать.Вы слышите! Не смейте, ради бога!Об этом просят вас жена и мать!Напрасный страх. Уже дряхлеют датыНа памятниках дедам и отцам.Спокойно спят британские солдаты.Мы никогда не мстили мертвецам. В августе 1941 года корреспондент газеты "Красная звезда" Симонов прибыл в Севастополь с редакционным заданием: рассказать о боевых делах подводников. Десять дней делил писатель с экипажем подводной лодки смертельную опасность. Об этом очерк "У берегов Румынии". На Перекопе, Чонгаре, Арабатской стрелке занимала оборону 51-я Особая Крымская армия. Симонов побывал на передовой, на самых трудных участках. В очерках "Смерть за смерть", "Шпионка", рассказе "Третий адъютант" - все увиденное и пережитое. Когда вражеские войска заняли Крым, на крейсере "Красный Кавказ" Симонов прибыл в Феодосию, занятую нашими десантниками. Два очерка "Последняя ночь" и "Предатель» повествуют об этих событиях. В феврале 1942 года Симонов снова приезжает в Крым. Пишет очерк "В керченских каменоломнях". Четыре книги военных очерков писатель назвал "От Черного до Баренцева моря". В этом же 1942 году написано стихотворение «Дожди». Это стихотворение адресовалось жене поэта – актрисе Валентине Серовой. Как известно, именно к ней обращены многие произведения фронтовой лирики Константина Симонова, в том числе упомянутое уже знаменитое стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году и ставшее после публикации в январе 1942 года в «Правде» чрезвычайно популярным и на фронте, и в тылу. Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов. Мы выехали с ним верхамиПо направленью к Джантаре.Уже синело за холмами,И дело близилось к заре.Над Акмонайскою равнинойШёл зимний дождь, и всё сильней,Всё было мокро, даже спиныПонуро несших нас конейК.Симонов «Дожди» Симоновские «Дожди» долго не публиковались. И это понятно: слишком уж мало в этом стихотворении пафоса и слишком уж много горькой, ничем не прикрытой правды о войне периода Керченско-Феодосийской десантной операции. Общие потери в ней составили более 300 тысяч, около 170 тысяч попало в плен… Константином Симоновым вовсе не случайно упоминаются пункты Карпечь и Джантара. Именно вблизи них, в условиях чрезвычайно плохой погоды, проходили тяжелейшие бои, в том числе в районе Карпечи с использованием танков с нашей и немецкой стороны. Горели и те, и другие… Это была малая крымская «Прохоровка»… В мирное время Симонов становится одним их руководителей Союза писателей, главным редактором "Нового мира", а затем "Литературной газеты", общественным деятелем. Одна за другой следуют зарубежные командировки в Японию, США, Канаду и Китай. Результатом поездок в дальние страны стали пьесы: "Чужая тень", "Русский вопрос", "Четвертый", повесть "Дым отечества". В конце 1952 года опубликован роман "Товарищи по оружию". Приступив к работе над трилогией "Живые и мертвые", писатель не ограничился собственными воспоминаниями, пережитым на фронте с ним делились Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев. Работа над тремя самыми крупными прозаическими вещами (трилогией "Живые и мертвые", дневниками "Разные дни войны" и романом "Так называемая личная жизнь"), в сущности, шла одновременно. Симонов увлекался документалистикой, кинематографической и телевизионной деятельностью, этому делу было отдано много сил и времени. Даже в последний год жизни фронт намеченных и начатых работ был у Симонова очень широк. Он принялся за сценарий художественного фильма, Госкино СССР приняло заявку Симонова на документальный фильм о маршале Г.К. Жукове. Весной 1979 года писатель продиктовал рукопись "Глазами человека моего поколения". Работоспособность и упорство Симонова известны. Но болезни давали знать о себе все больше, а сил становилось все меньше и меньше. Константин Михайлович Симонов умер в Москве 28 августа 1979 года в Москве. Как он завещал, прах его развеян под Могилевом на Буйническом поле.