Пособие для завуча по организации внутришкольного контроля

Пособие для завучей. Практические материалы по организации образовательного мониторинга в школе.

Современная общеобразовательная школа – это учебно – образовательное учреждение, призванное осуществлять обучение, воспитание, развитие и саморазвитие учащихся на всех возрастных этапах пребывания в школе.
В деятельности школы огромная роль отводится заместителю директора. Задачами профессиональной деятельности заместителя директора по начальной школе является изучение профессиональной компетентности, интересов, профессиональных умений учителей, результатов организации учебно-воспитательного процесса в детских коллективах.
Работа завуча начальной школы должна быть мобильной и функциональной. Основную роль в создании стройной учебно – воспитательной системы работы учителей начальных классов занимает контроль качества образовательного процесса в начальной школе. Очень много зависит от того, как организован контроль качества образовательного процесса в начальной школе.
В нашей школе контроль качества образования организован на основе образовательного мониторинга, который предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. В течение учебного года на основе мониторингов создаётся определённая база данных. Создание такой базы является необходимым условием для анализа деятельности школы по различным направлениям. Такой анализ служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития начальной школы, для постановки новых ближних и дальних целей.
В данном пособии предлагаются практические материалы по организации мониторинга качества образовательного процесса в школе.
Мониторинг уровня обученности.
В течение учебного года проводится мониторинг достижения планируемых результатов освоения образовательных программ по математике, русскому языку, литературному чтению (стартовый, промежуточный (почетвертной), итоговый (годовой). Цель мониторинга состоит в определении уровня сформированности ЗУН учащихся за определённый учебный период, отслеживание динамики их обученности, прогнозирование результативности дальнейшего обучения учащихся, выявление недостатков в работе, планирование внутришкольного контроля на следующий год по предметам и классам.
Далее представлен образец электронной таблицы, которая при анализе контрольной работы заполняется по каждому классу. При введении необходимых формул в ячейки таблицы подсчёт данных производится автоматически и автоматически передаётся в сводную таблицу по школе.






































На основе указанных данных в таблице создаётся аналитическая справка, образец которой приводится ниже.

Справка об итогах проведения мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и успеваемости за 2 четверть 2014/2015 учебного года в школе 1 ступени обучения
На начало 2 четверти 2014/2015 учебного года в школе 1 ступени обучалось 434 учащихся. За 2 четверть прибыл 2 учащийся, выбыло 3 учащихся. 1 учащийся выбыли временно на лечение в тубдиспансер города Салехарда, 2 ученика выбыли по решению ПМПК в МБОУ СОШ №4. Всего на конец 2 четверти в школе 1 ступени обучается 433 ученика.
У учащихся 1– х классов – это 130 учеников, безотметочное обучение. Поэтому при подсчёте качественной и общей успеваемости 1–е классы не учитывались.
В классах школы 1 ступени обучения имеются 12 учащихся, которые по итогам второй четверти являются неуспевающими, это: Дорошенко Г. – 2 «А» класс, Скворцов Н., Эркулов А., Сюлев В., Кливец В. – 2 «В» класс, Филяков К., Сердечникова И. – 2 «Г» класс, Беликова С., Панов П., Реутов В., Шляхов И. – 3 «В» класс, Пусев Н. – 4 «В» класс. Данные учащиеся рассмотрены на ПМПк, проведены беседы с родителями, с этими детьми занимаются специалисты служб сопровождения (учитель-логопед, социальный педагог, педагог), ведутся индивидуальные дневники с целью отслеживания динамики развития учащихся. Неаттестованных учащихся на конец 2 четверти нет.
Таким образом, на конец 2 четверти общая успеваемость в классах школы 1 ступени обучения составила 96%, по сравнению с 1 четвертью 2014/2015 учебного года повышение успеваемости составило 0,3%. Уровень качественной успеваемости составил 31,7 32,9%, что ниже результата 1 четверти текущего учебного года на 1,2%. На уровень качественной успеваемости по-прежнему сказывается большое количество уроков пропускаемое учащимися как по уважительной, так и не по уважительной причине. (болезнь, лечение в санаториях, участие в различных конкурсах, соревнованиях, концертах и т.д., организуемых учреждениями дополнительного образования) – 46994900 уроков, это меньше, чем за 1 четверть данного учебного года на 201 урок.
СОУ равен 0,68 баллам, что соответствует хорошему уровню обученности и по – сравнению с 1 четвертью текущего года данный уровень остался прежним.
По итогам 2 четверти в школе 1 ступени имеются учащиеся, которые закончили четверть с одной тройкой – таких учащихся 28 (9,24) по сравнению с 1 четвертью увеличилось на 2 ученика (0,6%).
На «4» и «5» в начальной школе занимаются 96 учащихся, что составляет 31,7 % от всех аттестованных учащихся. Качественную успеваемость по сравнению с 1 четвертью 2014/2015 учебного года понизили 6 учащихся (1,9%).
Количество учащихся занимающихся на «5» в начальной школе по итогам 2 четверти составило 13 человек, это 4,3% от всех аттестованных учащихся школы 1 ступени обучения. Данный показатель улучшился по сравнению с 1 четвертью 2014/2015 учебного года на 1 человека (0,4%). Однако данный уровень обученности по итогам 2 четверти на основании диагностических работ подтвердили: по математике во 2-х классах –все учащиеся, в 3-х классах – никто, в 4-х классах – все; по русскому языку во 2-х классах – все учащиеся, в 3-х классах из 3 учащихся – 2, в 4-х классах – все.
Учащихся, которые закончили 1 четверть с одной четвёркой 1 (0,3%).
На «5» по результатам текущих отметок за 2 четверть занимаются:
Кайзер Л. – 2 «А» класс.
Аминов Д. – 2 «Б» класс.
Кушакова С. – 2 «Б» класс.
Петров А. – 2 «Б» класс.
Шахмурадян Ю. – 2 «Г» класс.
Захода Е. – 3 «А» класс.
Бочкова А. – 3 «В» класс.
Гуламкадырова - 3 «В» класс.
Ижбулаева А. – 4 «А» класс.
Ахметжанова А. – 4 «Б» класс.
Идрисова У. – 4 «В» класс.
Ниязова Ю. – 4 «В» класс.
Мухаметов Д. – 4 «Г» класс.
100 % успеваемость по итогам 2 четверти учащиеся школы 1 ступени обучения имеют по музыке, физкультуре, технологии. По остальным предметам успеваемость учащихся находится в пределах от 96% до 99 %. Качество успеваемости по предметам не ниже 36,6% - это по русскому языку, по остальным предметам следующие результаты:

Общая успеваемость
Динамика
Качественная успеваемость
Динамика
СОУ
Динамика


1 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.

1 ч.
2 ч.


Русский язык
95,7
96

38,5
36,6

0,5
0,5
=

Литературное чтение
99,3
99

72
79,9

0,6
0,6
=

Математика
97
97,4

49
46,5

0,5
0,5
=

Окружающий мир
98,4
99

64,1
71

0,6
0,6
=

Музыка
100
100
=
97
99

0,9
0,9
=

Искусство (ИЗО)
100
99,7

90,8
96

0,8
0,8
=

Физкультура
100
100
=
100
99,7

0,9
0,9
=

Иностранный язык (английский)
99,3
99,7

63,8
56,1

0,6
0,6
=

Технология (Труд)
100
100
=
95,1
94,7

0,8
0,8
=

Снизилась общая успеваемость только по искусству (ИЗО), качественная же успеваемость по этому предмету повысилась.
100% успеваемость по итогам 2 четверти показали 2 «Б», 3 «А», 3 «Б», 3 «Г», 4 «А», 4 «Б» 4 «Г» классы:
Мониторинг качества успеваемости на основе контрольных измерений по предметам и данных успеваемости по предметам по итогам 2 четверти выявил:
Предмет
Класс
Учитель
Мониторинг успеваемости итоговых контрольных измерений (%)
Мониторинг успеваемости по предметам




Вход. к/р
к/р за 1 чет.
к/р за 2 чет.
1 четверть
2 четверть




общ
кач
общ
кач
общ
кач
общ
кач
общ
кач

Математика
2«А»
Вараксина Т.В.
94,74
47,37
91,67
75
79,9
52,2
100
68
96
68


2 «Б»
Серасхова С.Э.
95,24
71,43
100
71,43
65,2
43,5
100
71,4
100
52,2


2 «В»
Изангулова Л.Ф.
50
27,27
65,22
17,39
40
20
95,8
37,5
100
43,5


2«Г»
Таланцева С.Б.
75
40
90,48
42,86
80,9
28,6
100
66,7
91,7
50


3«А»
Таскаева Л.В.
92
44
69,57
34,78
73
30,7
100
53,8
100
65,4


3 «Б»
Шмидт О.П.
91,67
45,83
75
25
34,6
3,85
100
63
100
40,7


3 «В»
Мучипова З.Р.
60
16
54,55
18,18
9,52
0
88,5
34,6
84,6
34,6


3«Г»
Паймерова М.В.
65,22
30,43
65,22
17,39
0
0
100
28
100
32


4 «А»
Шабалина Г.Н.
68
36
68,18
31,82
64
24
100
48,1
100
40,7


4 «Б»
Гурьева Л.Ю.
75
16,67
73,91
17,39
60,8
17,4
96,3
48,1
100
38,5


4 «В»
Паладий Л.А.
91,67
45,83
73,91
26,09
69,8
34,8
100
34,6
96,3
37


4 «Г»
Дайстер Ф.Т.
44
24
46,15
19,23
48
24
84,6
38,5
100
58,3



Русский язык
2«А»
Вараксина Т.В.
81,82
36,36
78,26
26,09
70,8
41,7
96
56
96
60


2 «Б»
Серасхова С.Э.
60
35
90,48
61,90
69,6
21,7
100
57,1
100
52,2


2 «В»
Изангулова Л.Ф.
50
27,27
56,52
4,35
13,6
0
87,5
29,2
82,6
8,7


2«Г»
Таланцева С.Б.
70
20
73,91
21,74
75
30
100
41,7
91,7
37,5


3«А»
Таскаева Л.В.
62,5
41,67
58,33
41,67
80,7
38,5
100
53,8
100
46,2


3 «Б»
Шмидт О.П.
56,52
13,04
58,33
25
52
24
100
48,1
100
48,1


3 «В»
Мучипова З.Р.
68
0
38,10
9,52
70
45
88,5
34,6
84,6
26,9


3«Г»
Паймерова М.В.
33,33
8,33
0
0
40,9
13,4
100
32
100
32


4 «А»
Шабалина Г.Н.
62,96
29,63
32
0
61,5
19,2
100
37
100
37


4 «Б»
Гурьева Л.Ю.
64
8
43,48
4,35
64
24
96,3
37
100
34,6


4 «В»
Паладий Л.А.
74,26
26,09
44,44
5,56
69,2
46,2
100
19,2
96,3
25,9


4 «Г»
Дайстер Ф.Т.
37,50
12,50
33,33
4,17
56
32
100
88,5
100
29,2

По сравнению с контрольной работой за 1 четверть общая успеваемость повысилась по математике в 3 «А» классе на 3,4%, в 4 «Г» классе - на 1,8%. Понизилась успеваемость по сравнению с контрольной работой за 1 четверть по математике во 2 «А» классе на 11,8%, во 2 «Б» классе на 34,8 %, во 2 «В» на 25,2%, во 2 «Г» на 9,6%, в 3 «Б» классе на 40,4%, в 3 «В» классе на 44,9%, в 3 «Г» классе на 65%, в 4 «А» классе – на 4,2%, в 4 «Б» классе – на 13%, в 4 «В» классе – на 4%.
Результаты контрольных срезов показали, что на конец 1 четверти средняя обученность учащихся (СОУ) по математике соответствует неудовлетворительному уровню в 3 «Б» (0,22б.), в 3 «В» (0,16 б.), в 3 «Г» (0,14 б.); удовлетворительному уровню во 2 «Б» (0,44 б.), во 2 «Г» (0,43 б.), 2 «В» (0,30 б.), в 3 «А» (0,39 б.), в 3 «Б» (0,38 б.), в 3 «В» (0,31 б.); в 4 «А» (0,36б.), в 4 «Б» (0,34б.), в 4 «В» (0,45б.), в 4 «Г» (0,33б.), средняя обученность учащихся (СОУ) соответствует хорошему уровню во 2 «А» (0,54б).
Учителям школы 1 ступени обучения необходимо обратить внимание на отработку таких тем как:
порядок действий – 4 –х классах;
решение простых задач - во 2-х, 4-х классах;
нумерация – в 4-х классах;
решение выражений с неизвестным – в 3-х классах;
решение составной задачи –3, 4 -х классах;
работа с геометрическими фигурами – в 3-х классах;
сравнение чисел, величин – во 2, 3, 4 –х классах;
решение примеров на внетабличное сложение – во 3, 4 -х классах;
решение примеров на внетабличное умножение – в 4-х классах;
решение примеров на внетабличное вычитание – во 2-х;
решение примеров на внетабличное деление – в 4-х классах;
нахождение площади – в 3-х классах;
нахождение периметра – во 2-х классах;
задания продвинутого уровня – во 2, 3, 4 -х классах
задания повышенного уровня – во 2, 3, 4 -х классах
По сравнению с контрольной работой за 1 четверть общая успеваемость повысилась по русскому языку во 2 «Г» классе на 1,1%, в 3 «А» на 22,4%, в 3 «В» на 31,9%, в 3 «Г» на 40,9%, в 4 «А» классе на 29,5%, в 4 «Б» классе на 20,52%, в 4 «В» классе на 24,8%, в 4 «Г» классе на 22,7%. .
Понизилась успеваемость по сравнению с контрольной работой за 1 четверть по русскому языку во 2 «А» классе на 7,5 %, во 2 «Б» классе на 20,9%, во 2 «В» классе на 42,9%, в 3 «Б» классе на 6,3%, в 3 «В» на 29,90%, 3 «Г» на 33,3%,
По русскому языку средняя обученность учащихся (СОУ) соответствует хорошему уровню ; удовлетворительному уровню во 2 «А» (0,46 б.), во 2 «Б» (0,0,43 б.); во 2 «Г» (0,44 б.), в 3 «А» (0,44б.), в 3 «Б» (0,34 б.), в 3 «В» (0,40б.), в 3 «Г» (0,27 б.), в 4 «А» (0,36 б.), в 4 «Б» (0,36 б.), в 4 «В» (0,48 б.), в 4 «Г» (0,23 б.); неудовлетворительному уровню во 2 «В» (0,17 б.),
Учителям школы 1 ступени обучения необходимо обратить внимание на отработку таких тем как:
фонетика – во 2-х, 3-х, 4 классах;
состав слова – во 2-х, 3-х классах;
безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением – во 2,3 классах;
лексическое значение слов – во 2-х классах;
«ь» и «ъ» разделительные знаки – во 2-х, 4-х классах;
части речи – в 3-х, 4-х классах;
склонение – в 4-х классах;
написание предлогов и приставок – в 4-х классах;
лексическое значение слов, однокоренные слова – в 4-х классах;
падежные окончания существительных – в 4-х классах;
гласные после шипящих – в 3-х классах;
запятая при однородных членах – в 3-х классах;
задания продвинутого уровня – во 2, 3, 4 – классах
задания повышенного уровня – во 2, 3, 4 – классах
Снизили успеваемость сразу по двум основным предметам начальной школы (русский язык и математика) учащиеся 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 3 «Б» классов.
Всего в школе 1 ступени обучения не справились с предложенными контрольными работами по русскому языку 112 учащихся – это 39,2 % от количества учащихся выполнявших работу. Данный результат понизился на 9,7%
2 «А» класс, учитель Вараксина Т. В.
Не справились с заданием:
Не справились с заданием повторно:

Богун И.
Вылко С. 
Дорошенко Глеб
Меквабишвили Анна

 Голомидов К.
 Горбунова М.



Дорошенко Г.
Меквабишвили А.



Тимкина А.




И т.д. по каждому классу.

Данные показатели указывают на недостаточную работу с учащимися, имеющими затруднения в усвоении программного материала.
Проводя анализ мониторинга успеваемости итоговых контрольных измерений и мониторинга успеваемости по предметам следует обратить внимание на то, что по русскому языку по итогам контрольного диктанта за 2 четверть общая успеваемость во всех 2 – 4 классах составила 60,6 %, в то время как общая успеваемость учащихся начальной школы по итогам второй четверти по данному предмету равна 96%, а качественная успеваемость 28,2% и 36,6% соответственно. Проведённая корреляция показала разницу между общей успеваемостью по итогам контрольных срезов и четвертных отметок на 35,4% в сторону увеличения результата на основе четвертных отметок, разница между качественной успеваемостью по итогам контрольных срезов и четвертных отметок составила 8,4 % в сторону увеличения результата на основе четвертных отметок.
По математике по итогам контрольной работы за 2 четверть общая успеваемость во всех 2 – 4 классах составила 51%, в то время как общая успеваемость учащихся начальной школы по итогам 2 четверти по данному предмету составила 97,4%, а качественная успеваемость составила 25,3% и 46,5% соответственно. Проведённая корреляция показала разницу между общей успеваемостью по итогам контрольных срезов и четвертных отметок на 46,4% в сторону увеличения результата на основе четвертных отметок, качественная успеваемость по итогам контрольных срезов и четвертных отметок составляет 21,2% в сторону увеличения результата на основе четвертных отметок.
Выводы и предложения:
Мониторинг качества успеваемости на основе данных успеваемости по предметам по итогам 2 четверти выявил, что уровень общей успеваемости в целом в школе 1 ступени обучения составил 96%, по сравнению с 1 четвертью 2014/2015 учебного года повышение успеваемости составило 0,3%, уровень качественной успеваемости понизился на 1,2 % и составил 31,7%.
Уровень общей и качественной успеваемости во всех 2-4-х классах указывает на недостаточную индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися, а также на отсутствие плановой коррекционной работы с учащимися всего класса.
Всем учителям с целью достижения учащимися планируемых результатов обучения вести обучение согласно ФГОС.
Классным руководителям: Казачковой И.И., Вараксиной Т. В., Серасховой С.Э., Таланцевой С.Б., Таскаевой Л.В., Шмидт О.П., Мучиповой З.Р., Паймеровой М.В., Шабалиной Г.Н., Гурьевой Л.Ю., Паладий Л.А., Дайстер Ф.Т. использовать в работе разноуровневое обучение, применяя новую систему оценивания.

Мониторинг оценки работы учителя
Мониторинг оценки работы учителя осуществляется на основе методики оценки работы учителя (МОРУ). Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических компетентностей. Данный мониторинг проводится заместителем директора в начале каждого учебного года для выявления динамики уровня владения учителем педагогическими компетентностями во времени. Для проведения данного мониторинга использован материал из сборника «Диагностика успешности учителя», составитель Т.В.Морозова.
Бланк методики, который заполняется заместителем директора по ходу урока.
Оценка качества проведения урока.
Наименование педагогических компетентностей
Ф.И.О учителя _____________________________________
Школа ____________________________________________
Класс________
Предмет______________________________________ Дата__________________________
Баллы

1. Получение информации о запросах ученика и его продвижение в обучении
1. Оценивание продвижения ученика на уроке:



а) контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся;



б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания;



в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;



г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе учащихся.


2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала.
2. Использование приемлемого письменного объяснения:



а) записи для учащихся аккуратные, чёткие;



б) прочтение записей правильное;



в) техника языка правильная;



г) использование языка правильное.



3. Использование приемлемого вербального объяснения:



а) дикция способствует пониманию речи учителя;



б) подача материала (объём, скорость) нормальная;



в) устная речь правильная;



г) произношение правильное.



4. Демонстрация владения учебным предметом:



а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна;



б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны;



в) содержание материала предъявляется в логической последовательности;



г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала.


3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения.
5. Удаление времени рутинным задачам:



а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;



б) исходные указания по плану урока ясные, полные;



в) учебные пособия и средства обучения легко доступны учащимся;



г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя.



6.Эффективное использование времени урока.



а) обучение начинается с начала урока;



б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке;



в) нет нежелательных отступлений на уроке;



г) обучение продолжается до конца урока.



7.Создание внешних условий, благоприятствующих обучению:



а) классная комната приведена в порядок, чистая;



б) учебная активность совместима с окружающими условиями;



в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения);



г) учебные пособия расположены упорядочено (удобно для учащихся) или учитель ведёт урок не в своём кабинете.


4. Общение, взаимодействие учителя с учениками.
8. Объяснения, связанные с содержанием урока:



а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов;



б) общение адекватно, ошибок в общении мало;



в) используемые примеры иллюстрируют содержание;



г) основные наиболее трудные моменты материала выделены.



9.Разъяснения при непонимании материала учащимися:



а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение;



б) стремление к устранению непонимания материала;



в)использование различных слов, примеров;



г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.



10.Использование реакций, вопросов учащихся при изложении содержания материала учителем:



а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся;



б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснения (или нет);



в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью;



г) идеи учащихся разрабатываются (используются) на уроке.


5. Демонстрация учителем соответствующих методов.
11.Предъявление информации об их прогрессе:



а) ожидания относительно результатов сообщаются учащимся сразу же;



б) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы;



в) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы;



г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются).



12.Приемлемое использование методов обучения:



а) каждый метод обучения соответствует цели обучения;



б) один из методов используется приемлемо;



в) два или больше методов используются приемлемо;



г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы.



13.Адаптация обучения к учащимся:



а) обучение соответствует особенностям учащихся;



б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;



в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей;



г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы



14.Использование средств обучения и учебных материалов:



а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения;



б) средства обучения используются без, каких – либо трудностей;



в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения;



г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответствуют целям урока.



15.Осуществления активности в логической последовательности:



а) урок начинается со стимулирующего введения;



б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом;



в) учебные активности следуют в логическом порядке;



г) урок заканчивается логично.


6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке.
16.Передача личного энтузиазма:



а) энтузиазм передаётся посредством зрительного контакта, мимики;



б) энтузиазм передаётся посредством голосовых интонаций и модуляций;



в)энтузиазм передаётся энергичной позой;



г) энтузиазм передаётся жестами.



17.Стимуляция интереса учащихся:



а) формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни;



б) используются интересные, необходимые аспекты темы;



в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора;



г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся.



18.Демонстрация теплоты и дружелюбия:



а) приятный тон голоса, зрительного контакта;



б) имена учащихся используются в тёплой, дружеской манере;



в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора;



г) теплота, дружелюбие демонстрируются путём сидения, стояния рядом с учащимся.



19.Помощь учащимся в выработке позитивной самооценки:



а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;



б) учитель ведёт себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно;



в) персонализированное поощрение за хорошую работу;



г) персонализированное ободрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.


7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.
20.Поддержание включенности учащихся в урок:



а) варьирование стимуляции путём изменения голоса, движений учителя;



б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся;



в) поощрение участия учащихся в работе;



г) 85% или больше времени учащиеся проводят за решением разного рода задач.



°21.Руководство учащимися, не включёнными в учебную работу:



а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу;



б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу;



в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие не учебного поведения.



22.Соблюдение учащимися определённых ожиданий относительно их поведения:



а) ожидания относительно поведения ясны учащимся;



б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения учащихся;



в) учащимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения.



23.Воздействие на нарушение дисциплины:



а) управление поведением всего класса во время урока;



б) учащиеся редко нарушают течение урока;



в) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с быстрой реакцией учителя, остаются без внимания;



г) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя, остаются без внимания.



Ключ для вычисления.
Наименование педагогической компетентности
№ индикаторов каждой педагогической компетентности
Полное (слева) и минимально необходимое (справа) количество индикаторов по каждой компетентности

1. Получение информации о запросах ученика и его продвижение в обучении
1
а,б,в,г

а+1




Итого: 4
2

2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала.
2
а,б,в,г
Все четыре


3
а,б,в,г
Все четыре


4
а,б,в,г
А,б,в,



Итого: 12
11

3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения.
5
а,б,в,г
а,б,в,


6
а,б,в,г
а,г+1


7
а,б,в,г
Любые три



Итого: 12
9

4. Общение, взаимодействие учителя с учениками.
8
а,б,в,г
а+1


9
а,б,в,г
б+1


10
а,б,в,г
а,б


11
а,б,в,г
а,б+1



Итого: 16
10

5. Демонстрация учителем соответствующих методов.
12
а,б,в,г
а,б+1


13
а,б,в,г
а,в+1


14
а,б,в,г
а,в


15
а,б,в,г
а,в+1



Итого:16
11

6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке.
16
а,б,в,г
а,б+2


17
а,б,в,г
а,в +1


18
а,б,в,г
а+2


19
а,б,в,г
а+1



Итого: 16
11

7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.
20
а,б,в,г
г+2


21
а,б,в
в+2


22
а,б,в
а+2


23
а,б,в,г
а,в,г



Итого: 14
12


Высокий уровень – 80 - 90 баллов; 88,8% - 100%.
Средний уровень – 66 – 79 баллов; 73,3% - 87,7%.
Низкий уровень – ниже 66 баллов; ниже 73%.
Формула расчёта процентного выражения.
Количество индикаторов каждой компетенции принимается за 100%.
Количество индикаторов в каждой отдельной компетенции полученных при обследовании конкретного учителя со знаком «+», принимается ха «Х».
Строится пропорция и вычисляется значение икс для каждой компетентности. Предположим, учитель получил 10 индикаторов со знаком «+». Общее количество индикаторов для данной компетентности равно 16, следовательно, вычисление процентного выражения этой компетентности будет рассчитано по формуле:
16=100%; Х = 10, отсюда Х = 10 · 100 : 16 = 63%.
Мониторинг оценки работы учителя (персональный)
Все собранные данные на каждого учителя завучем помещаются в электронные таблицы в программе Microsoft office Excel, которые автоматически переносятся в сводную таблицу по всей школе.












































Мониторинг оценки работы учителя (общие данные по школе)





























На основе указанных данных в таблице создаётся аналитическая справка, образец которой приводится ниже.

Справка о результатах мониторинга оценки работы учителя за 2008/2009 учебный год
С 2001/2002 учебного года отслеживалась работа учителей при помощи методики оценки работы учителя (МОРУ). Данная методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей), а также для выявления динамики этого уровня во времени.
Отслеживались следующие педагогические компетентности (способности) оцениваемые МОРУ:
Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении -4 индикатора (показателя);
Демонстрация учителем приемлемого объяснения учебного материала (вербального и письменного) и знания учебного предмета - 12 индикаторов;
Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения - 12 индикаторов;
Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке - 16 индикаторов;
Демонстрация учителем соответствующих методов обучения - 16 индикаторов;
Поддержание учителем на уроке позитивной, креативной (творческой) атмосферы -16 индикаторов;
Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников - 14 индикаторов.
Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.
Для получения объективных результатов оценки работы учителей начальных классов, мониторинг был проведён по каждому учителю индивидуально и результаты обобщены в сводной таблице. В таблице представлены итоги работы учителей за отчётный период с 2006 по 2009 г.
Сравнительный анализ результатов за 2006/2007 учебный год с показателями 2008/2009 учебного года позволил сделать следующие выводы:
По параметру получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении наблюдается положительная динамика, повышение произошло на 6,3 % благодаря плодотворной работе школьного методического объединения, самообразования учителей. В то же время данный показатель выше минимального на 2,5 %, что не позволяет остановиться на достигнутом уровне и требует дальнейшей работы.
По параметрам: демонстрация учителем знаний учебного предмета, письменного и устного объяснения материала; общение, взаимодействие учителя с учениками, демонстрация учителем соответствующих методов прослеживается снижение показателей от 12,9 % до 2,9 %, что свидетельствует о недостаточном внимании в работе ШМО по данным вопросам.
Стабильными остаются показатели по таким параметрам как: организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения; поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.
Выводы:
По всем параметрам, кроме первого (получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении), учителям I ступени обучения не удалось достигнуть минимального уровня.
Школьным методическим объединением учителей начальных классов уделяется мало внимания раскрытию вопросов повышения профессионального мастерства по критериям, оцениваемым при проведении мониторинга. Учителя школы I ступени обучения при выборе тем по самообразованию не ориентируются на критерии мониторинга оценки качества работы учителей.
Предложения:
В план работы ШМО включить вопросы методики, способствующие повышению показателей по параметрам находящимся на уровне не достигшего минимального.
Учителям начальных классов при выборе темы по самообразованию учитывать параметры мониторинга оценки работы учителя, по которым уровень развития недостаточен.
§3.

3.Мониторинг качества работы учителя со школьной документацией (тетради учащихся)

Мониторинг качества работы учителя со школьной документацией осуществляется на основе плана внутришкольного контроля 2 раза в год по критериям, разработанным на основании действующей в школе инструкции по ведению тетрадей.




3.1. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по русскому языку и математике: в 1 - 4 классах и в первом полугодии 5 класса после каждого урока у всех учащихся.
изложения и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются учителем у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 - 4 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку,
- изложения и сочинения в начальных классах проверяются и воз- вращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1-4 классов учитель зачеркива- ет орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат мате- матических действий .
При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания: на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I - орф, V - пункт.)
- подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам. Дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметки в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы по русскому языку также оцениваются.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, отметки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

3.2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3.2.1. КОЛИЧЕСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

№ п/п
Учебный предмет


Количество тетрадей
Период обучения


Комментарий




Текущих
Контрольных




1.
Русский язык
Прописи
Нет
Период обучения
грамоте
Помимо прописей допускается наличие 1 -2 тетради





2
1
1-4


2.
Литературное чтение
Нет
Нет
1-4


3.
Математика
Прописи
Нет
Период обучения
грамоте
Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетради





2
1
1-4


4.
Педагогика здоровья
Использование учебников - тетрадей
Нет
2-4


5.
Окружающий мир
1
Нет
1-4
Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

6.
Иностранный язык
Использование тетрадей на печатной основе, входящих в УМК
Нет
2-4


8.
ИЗО
Альбом
Нет
1-4


9.
Труд
Нет
Нет
1-4


10.
Музыка
1
Нет
2-4




Нет
Нет
1


11
Физическая культура
Нет
Нет
1-4


В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно, как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Учащиеся в тетрадях работы выполняют стационарной ручкой с чернилами синего или фиолетового цвета. Помимо стационарной ручки в классной и домашней работах учащимися для выполнения грамматических заданий, схем, рисунков могут использоваться чернила зелёного цвета, простой и цветные карандаши.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

3.2.2.ОФОРМЛЕНИЕ НАДПИСЕЙ НА ОБЛОЖКАХ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ
(паспорт тетрадей)
Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное - грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся 2-4-х классов подписываются самими учащимися.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:

СЛЕДУЕТ
НЕ СЛЕДУЕТ
ПРИМЕЧАНИЕ

Тетрадь
тетрадь по мате-
Предлог «по» относится к

для работ
матике по русскому
существительному «мате-

по математике
языку
матика» («русский язык»),

ученика (цы) 2 класса «А»
Тетрадь для работ
поэтому и пишется на той

средней школы № 3
по Математике для
же строке

г. Салехард
работ по Русскому языку
Тетрадь для математики для русского языка


Ивановой Ольги Ко-робковой Анастасии Воронцовой Татьяны
Ивановой Оли Ко-робковой Насти Воронцовой Тани Оли Ивановой Ко-робковой Тани Воронцовой Ольги Ивановой Анастасии Коробко-вой Татьяны Воронцовой
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя

Павлова Дмитрия Кузнецова Алексанра Шакина Владимира
Павлова Димы Кузнецова Саши Шакина Вовы Цимы Павлова Кузнецова Вовы
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя




3.2.3. ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируется и навык выполнения тонккоординированных движений - графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык - это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультатным прописыванием элементов, букв, слогов и слов.
Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как
а) часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время;
б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся .испытывает трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность и высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Не следует требовать от совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов, тем самым исключая нарушение гармонии физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.
А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
3.2.4. ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. (на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.
В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм.
Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается число и полное название месяца.
Например:
декабря.
15 апреля.
4 мая.
В четвертом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Четвертое мая.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись).
Например:
1 – вариант
1 – в.
– вариант.
2 – в.
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи).
Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.
Все подчеркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом (допускается зелёными чернилами). Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом, даёт возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
3.2.5. ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать одну клетку (на второй клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем три клетки вправо, пишем на четвертой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Номер задания следует писать по середине строки. Не следует писать слово «Задача».
Дату выполнения работы следует писать посередине.
В любой работе (классная или домашняя) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение, этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

3.3. Качество работы учителя с тетрадями учащихся (данная таблица заполняется на основе контроля работы каждого учителя)
№ п/п
Критерии
Баллы

1
Соответствие количества тетрадей, их видов составу класса


2
Соответствие содержания работ требованиям программы


3
Качество знаний, умений и навыков учащихся, нашедших выражение в письменных работах, грамотность учащихся



Соблюдение единого орфографического режима


4
Почерк


5
Опрятность


6
Поля


7
Даты


8
Наименование письменных работ


9
Паспорт тетрадей


10
Интервал между работами


11
Оформление тетрадей



Виды письменных работ:


12
Домашние


13
Классные


14
Практические


15
Самостоятельные


16
Творческие


17
Тестовые


18
Контрольные


19
Соответствие объёма домашних работ норме


20
Соответствие объёма классных работ уровню подготовленности класса


21
Частота проверки



Качество проверки:


22
Внимательность проверки


23
Аккуратность и правильность исправлений


24
Классификация ошибок


25
Соответствие оценки работы существующим нормам


26
Система работы над ошибками


27
Работа учителя над каллиграфией учащихся


28
Слово учителя в тетради


29
Популяризация лучших тетрадей












Итоговая оценка находится как среднее значение, с применением 3-х уровневой шкалы.
О б. - показатель не соответствует необходимым требованиям;
1 б. – показатель частично соответствует необходимым требованиям;
2 б. – показатель полностью соответствует необходимым требованиям.

Общее количество показателей - 29
Максимальное количество баллов – 58 б.

28 б. и менее (48,2% и менее) – низкий уровень;
29 б. – 39 б. (от 50% до 67,2 %) – средний уровень;
40 б. – 49 б. (от 68,9 % до 84,4 %) – хороший уровень;
50 б. – 58 б. (от 86,2 % до 100%) – высокий уровень.
Вывод:
Предложения классному руководителю, учителю с учётом ранее данных предложений.

3.4. Данные из таблиц переносятся в электронную таблицу (только в первую таблицу, все остальные при введении определённых формул в ячейки таблицы формируются автоматически), в которой формируются общие сведения по школе за определённый период. На основании этих сведений пишется аналитическая справка.
























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15