Воспитание здорового образа жизни, патриотизма и любви к родному краю через виды туристической деятельности


Денисовский район
ГУ «Свердловская сш»
Доклад
на тему : «Воспитание здорового образа жизни, патриотизма и любви к родному краю через виды туристической деятельности»
Подготовил : Михайлёв Роман Николаевич
Апрель 2014 год
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.
Д.С. Лихачев.
Свое выступление я хотел бы начать со слов
«Помни, нельзя защитить то, чего не любишь.Нельзя любить то, чего не знаешь.»Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Туристический поход сочетает активный, здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Туризм учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Участие в походах воспитывает находчивость, мужество и умение выходить из сложных ситуаций. Сегодня ,когда проблема компьютерной зависимости , проблема подростковой преступности , проблемы социальной дезадаптации встают на первый план , считаю такой вид занятости детей самым оптимальным , так как он носит образовательный и воспитательный характер. Для этого от учителя нужно только любит детей, верить и уметь доверять им . В школьном кружке «Туристические тропы» занимаются дети как из благополучных семей , так и из социально незащищенных , неблагополучных семей, и детей из «группы риска» всего их 15. Дух романтики, тяга к путешествиям и общение с природой заложено в каждом человеке. Туристские походы сплачивают ребят и учителя подлинной дружбой. Одновременно дети черпают знания по биологии, географии, истории, физике, астрономии. Учитель в походе, познаёт своих ребят. Он видит их во время преодоления трудностей, в труде, в общении с коллективом. Перед руководителем открываются такие стороны характера детей, которые невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Для раскрытия творческого потенциала ребенка, использую для этого уникальные возможности спортивного туризма и виды туристского многоборья, - интеллектуально и технически сложного вида спорта, в котором никогда не бывает одинаковых задач и их решений. Не сразу удаётся привлечь всех туризмом, сталкиваешься с недоверием родителей. С проблемами финансирования в закупке туристского снаряжения, но сумев преодолеть различные препятствия, ощущаешь маленькую победу. В нашей школе кружок « туристические тропы» образовался в 2010 году. Нас было меньше 10 человек это были учащиеся 5 класса ,инвентаря не было. Первой победой в развитии туризма в школе стала спонсорская помощь фирмы «Колос» в лице Корнеева А.А. Был приобретен спорт инвентарь, который позволил нам совершать двух, трех дневные походы , в 2011 году ввели традицию массового школьного похода. Туристские походы сплачивают ребят и учителей подлинной дружбой, позволяют расширить кругозор о родном крае , о людях , об особенностях и природе той или иной местности .Тому пример наши походы на места казачьих укреплений в селе Константиновка , на кочевья казахов, расположенных вдоль реки Камышлы –Аят, а как много таинств хранят наши холмы и пещера в Синей скале , на этих местах до сих пор можно найти вещи , относящиеся к далеким , далеким временам. Сейчас многие учителя высказывают мнение, что дети ни те, что были раньше не хотят учиться порой не уважают учителей, все по тому, что общение учеников и учителей осуществляется только на уроке. И по инициативе членов кружка ученический совет принял решение проводить по окончании учебного года школьный однодневный поход с участием учителей и детей 5-11 классов ,где учащиеся разных классов соревнуются между собой и учителями. Готовят пищу на костре, играют в футбол, подвижные игры. Заканчивается поход вечером на холмах пионерским костром и песнями под гитару. А сколько положительных эмоций, ярких впечатлений получили дети от похода на Аркаим -2. С каким интересом дети слушали экскурсовода Мыльцева В.Г., который помог детям соприкоснуться с историей родного края .На месте Аркаима и прилегающей к нему деревни, детям было очень интересно найти остатки керамики, каменных орудий, костяное шило и т.д. Эти находки они привезли в школьный краеведческий музей. Также был организован поход с учащимися Приреченской школы. Целью этого похода было защита окружающей среды ознакомление с селами приграничной зоны с Россией. Это мероприятие было не только познавательным, но и позволило детям проявить социальные качества такие как: общение с чужими людьми, знакомство, распределение обязанностей в новом коллективе. Зимние походы и экскурсии проходят не в полном объеме и не так как хотелось бы. Прежде всего здесь проблема спортивного оснащения школы. Тем не менее мы ходим…. Здесь мы отрабатываем навыки строительства снежных укрытий, сушки одежды, готовки еды в зимних условиях. Все приобретенные навыки могут пригодиться ребятам в их жизни. И закончить свое выступление я хотел словами Паустовского К.Г , который ярко охарактеризовал Образовательное и воспитательное значение туризма. Если быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, — писал он, — людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, — то будьте верны музе далеких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновение в область значительного и прекрасного.