ДОКЛАД СЕМЬ ШАГОВ К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



Семь шагов к качественному образованию.
Шишкина Наталья Ивановна
Учитель математики средней школы имени Умбеталы с ДШМО,
Жамбылского района, Алматинской области
Актуальность темы:
Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором, сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».
В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров, включающая компетентность по развитию функциональной грамотности школьников.Проблема:
В развитии школы на современном этапе возникло противоречие между потребностью развития функциональной грамотности учащихся и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы; между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Проблема доклада заключается в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические средства развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Данное противоречие позволяет сформулировать тему, цель и задачи доклада

Цель доклада: развитие профессиональной компетенции учителя по использованию новых подходов в обучении для формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность учащихся».
2.Определить и обосновать совокупность ведущих профессиональных компетенций учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. 3. Ознакомить с программой, разработанной специалистами Кембриджа совместно с казахстанскими учеными, основанной  на конструктивистских теориях.
4.Рассмотреть примеры интерактивной технологии для развития профессиональной компетентности учителя математика по формированию функциональной грамотности учащихся, включающая этапы целеполагания, планирования, прогнозирования, реализации, коррекции, рефлексии.
Ожидаемые результаты в процессе применения интерактивной технологии:
-Повышение интереса учеников к учебному процессу
- Создание благоприятной атмосферы сотрудничества
- Стимулирование учащихся на метапознавательную деятельность
- Развитие саморегуляции для более высокого уровня вовлеченности в процесс обучения.
Новизна:
- Создание коллаборативной среды обучения
- Стимулирование учащихся на метапознавательную деятельность
- Наличие дивергентного мышления учащихся на уроке.
- Развитие функциональной грамотности учащихся
- Исследование и анализ учебного процесса (интервьюирование, рефлексия, Lesson study, «Голос ученика»)
-Регулярная диагностика (составление мониторингов) внедряемых изменений и исследование реакции на изменения с помощью анкетирования и интервьюирования учителей, учеников.
Вывод: В ходе проектирования новых подходов, основанных  на конструктивистских теориях,в учебном процессе на уроках математики были решены следующие проблемы обучения
а) наблюдается динамика роста мотивации обучения; б) создание комфортных условий для субъектов учебного процесса, снятие перегрузки, стрессов в обучении; в) обеспечение учащихся индивидуальным дифференцированным домашним заданием; г) диагностики и мониторинга качества обучения, объективности оценивания знаний учащихся; д) выявление и развитие одаренности у детей ; е) эффективное применение информационных технологий в обучении .
Трудности, c которыми встретились в нашей школе при внедрении программы, разработанной специалистами Кембриджа совместно с казахстанскими учеными, основанной  на конструктивистских теориях:
-Трудности по оптимальному выбору эффективных методов преподавания.
- Способность рационально использовать и регулировать время урока для выполнения полного объема учебного материала;
- Способность выполнять углубленный анализ и самоанализ проведенных уроков.
- Развивать функциональную грамотность и способность к саморегуляции учеников в процессе внедрения новых подходов в обучение.
- Измерять уровень развития функциональной грамотности учащихся.
Пути решения проблем.
1.Вести разъяснительную работу о правилах работы в группе с психологической точки зрения, распределять обязанности в группе и дать возможность побывать лидером группы каждому из учеников.
2. На каждом уроке использовать различные методы и приемы в зависимости от поставленных целей.
3.Для развития навыков логического мышления при анализе и синтезе давать ученикам больше времени и учителям не стоит делать это вместо учеников.
4.В планировании урока ставить досягаемые цели, по принципу: «лучше меньше, да лучше». Изучение новой темы проводить в трех аспектах: увидел, услышал, почувствовал.
Семь шагов к качественному образованию.
(Структура доклада выполнена в соответствии с Таксономией Блума)
Знание. Раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность учащихся».
Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, в котором сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».  
По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут (расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки), можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Для этого нужно исходить из того, что такое функциональная грамотность, каковы ее индикаторы и характеристики умений, раскрывающих содержание каждого индикатора. Кроме того, необходимо рассмотреть средства формирования функциональной грамотности. 
Средства формирования математической грамотности Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  Компоненты математической грамотности: - Воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; - Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; - Математические размышления, требующие обобщения и интуиции. 
В развитии школы на современном этапе возникло противоречие между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы; между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Проблема доклада заключается в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические средства развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики.

Понимание. Определить и обосновать совокупность ведущих профессиональных компетенций учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.
Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он должен стать организатором учебной работы по решению творческих задач. Учителям необходимо научится создавать условия для «выращивания» способностей саморазвития. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу.
В нашей школе были определены следующие ведущие профессиональные компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учащихся: 1.Психологопедагогическая компетентность;
2.Компетентность отношений;
3. Компетентность использования;
4.Управленческая компетентность в ходе урока;
5. Компетентность оценивания и анализа учебного процесса.
Диагностика показала, что учителям наиболее необходимо повышение компетентности по «Управленческой компетентности в ходе урока», со следующими критериями «Способность планировать урок», «Способность рационально использовать и регулировать время урока», «Способность организовывать результативную работу ученика, в группе», «Способность выбирать эффективные методы преподавания», «Умение анализировать работу в соответствии возможностями учеников».
Диаграмма №1.

По результатам диагностики были выявлены проблемы, по решению которых работал весь коллектив с января месяца до конца учебного года:
1.Трудности в планировании урока учителями.
2.Отсутствие навыков по рациональному использованию и регулированию времени урока.
3.Отсутствие навыков по организации результативной работы учеников на уроке.
4.Трудности по оптимальному выбору эффективных методов преподавания.
5. Не систематическое использование интернет при подготовке к урокам, как дополнительный ресурс.
На конец учебного года результат улучшился, но всё же от 20% до 39% учителей нуждаются в повышении компетентности по перечисленным вопросам.
Применение. Ознакомить с программой, разработанной специалистами Кембриджа совместно с казахстанскими учеными, основанной  на конструктивистских теориях.
Таким образом, решение нашей школьной проблемы образования - повышение качества обучения, упирается в проблему подготовки педагогических кадров — педагогов новой формации, способных на основе инновационных технологий обучения развивать у учащихся еще на школьной скамье познавательный интерес , прежде всего к естественным наукам: физике, химии, астрономии, биологии.
Поэтому в нашей средней школе им Умбеталы руководством школы уделяется большое внимание развитию профессионального мастерства учителей с целью улучшения качества образования и развитие навыков по применению активных и интерактивных методов обучения для развития функциональной грамотности. Для этого создана команда развития, в которую входят 6 сертифицированных учителей, в том числе и я, прошедших курсы разных уровней, в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров. Большой багаж знаний о наиболее популярных, современных научных подходах в образовании, полученный на курсах, мы передаем нашим учителям. Особое внимание уделяется программе, разработанной специалистами Кембриджа совместно с казахстанскими учеными, основанной  на конструктивистских теориях, которая тесно переплетается по своим приоритетам с компетентностным подходом в обучении. Из данной программы нашим коллективом был взят для изучения и внедрения модуль «Новые подходы», включающий в себя:
1. Групповую работу на уроках;
2.Диалогическое обучение;
3.Метапознание.
И при этом параллельно проводятся исследования по различным вопросам. Потому что здесь нет готовых рецептов. И каждый коллектив должен выбирать свой путь развития.
Мне хотелось бы поделиться с вами практическим опытом по решению наших проблем, которые в первую очередь связаны с ведением уроков. Ведь урок - это одна из главных задач в деятельности учителя. Но для этого нужно рассказать о деятельности 6 групп развития, на которые поделен весь коллектив.
Деятельность в группах развития проводится по следующей структуре (Схема №1):

Структура деятельности в группе развития выстроена в соответствии с образовательными целями по таксономии Б. Блума. Чтобы стать обученным в любой области, следует последовательно освоить 6 интеллектуальных процессов (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), причем каждый последующий включает в себя все предыдущие. В практической исследовательской деятельности важным этапом является анализ и синтез, обычно в результате их глубокого освоения выявляются решения по конкретным вопросам. Таким образом, когда при встречах в группах развития, при углубленном анализе показательных уроков, стали рассматривать КСП всех подопечных, оказалось что они у всех разные и по объему и по обозначению стадий урока, хотя структура была выдержана. На совещании при директоре командой развития были рассмотрены требования для краткосрочного планирования в соответствии с образовательными целями по таксономии Б. Блума и внесли графу не только действия учителя, но и ученика. Таким образом, первым результатом деятельности наших групп стала общая форма КСП. Хотя составление такого КСП занимает много времени, но мы получаем и много «плюсов». На данный момент в нашей школе учителя придерживаются такой формы плана. ( Приложение 2. Краткосрочное планирование урока № 151 в 6 классе по теме: «Функция. Задание функции с помощью формулы»).
Выполняя требования к КСП учитель может увидеть целесообразность использования методов обучения, прогнозировать действия и реакцию учеников при выполнении заданий на уроке, а значит учитель сможет определить верность поставленных им вопросов, облегчит труд учителя при составлении дискрипторов для критериального оценивания, а так же окажет помощь при самоанализе уроков, то есть дает возможность определить компетентность учителя по проблемным вопросам, которые были выявлены в результате диагностики.
Анализ. Рассмотреть примеры интерактивной технологии для развития профессиональной компетентности учителя математика по формированию функциональной грамотности учащихся, включающая этапы целеполагания, планирования, прогнозирования, реализации, коррекции, рефлексии.
Качество профессиональной деятельности учителя определяется уровнем проведения его уроков. Перед учителем стоит обязательство: концентрация усилий и внимания, прежде всего, на личности ученика. Ключевым показателем успешности обучения являетcя проведение учителем исследования и оценивания процесса самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за cобственное обучeниe. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учeникoм, в немалой степени, зависит от создаваемой учителем среды на занятиях.
Поэтому на уроках математики я применяю интерактивные методы, которые наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают сообучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса На каждом уроке вначале провожу «психологический настрой» («Круг доверия», «Конфетки пожелания»…) физкультминутки, разминки для создания атмосферы доверия Всегда работаем в группах. Особое внимание уделяю слабым ученикам при выборе стратегий, для их активной деятельности, потому что они привыкли получать готовое. Оказывается, нет слабых детей, есть незаинтересованные. Для этого я использую стратегии: «инсерт», «Бортовые журналы», «Перепутанные логические цепочки» (при работе с книгой),

прием «Фишбоун», «Синквейн»,«Опрос рикошетом» при повторении.

Для развития критического мышления на уроках использую «Метод шляп»,
«Что лишнее?», «Тематический теннис», «Диаграмму Венна»,


«Отсюда-сюда», создание «Постеров», или заполнение «Кластеров».
Изучая новую тему я, как учитель, не являюсь носителем информации, а выступаю лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы учащихся. Для этого с помощью наводящих вопросов создаю проблемную ситуацию, решение которой ученики выполняют самостоятельно, используя свои собственные знания. Система заданий строится так, чтобы учащиеся постепенно, в процессе выполнения доступных, но все время усложняющихся упражнений, овладевали соответствующими знаниями и умениями, тренировали свои умственные способности. Большое значение придается при этом умению обосновывать свои предложениия, точно, ясно и лаконично выразить свои мысли. Наличие по каждой теме разноуровневых заданий, составленных на основе критериев по теории полного усвоения Бенжамина Блума позволяет эффективное внедрение электронного обучения (e-larning).
Таким образом, используя конструктивистскую теорию обучения, я развиваю функциональную грамотность на уроках математики.

Синтез.
Ежемесячно при анализе уроков учителей выявляется проблема и в результате синтеза находится её решение. Регулярная диагностика (составление мониторингов) внедряемых изменений и исследование реакции на изменения с помощью исследования Lesson study, «Голос ученика» и анализа учебного процесса, анкетирования и интервьюирования, рефлексии учителей, учеников дали возможность мне и нашим учителям выявить и решить следующие проблемы:
1.На уроках научилась ставить приемлемые цели, которые ранее не достигаись из-за нехватки времени на уроке.
2. Развивать функциональную грамотность и способности к саморегуляции.
3. Регулярно учитывать индивидуальные особенности учеников.
4. Выполнять углубленный самоанализ проведенных уроков, используя видео-запись уроков.
5.Развила навыки использования различных методов и приемов на уроке в зависимости от поставленных целей обучения в соответствии с таксономией Блума.
Пути решения проблем.
1.Вести разъяснительную работу о правилах работы в группе с психологической точки зрения, распределять обязанности в группе и дать возможность побывать лидером группы каждому из учеников.
2. На каждом уроке использовать различные методы и приемы в зависимости от поставленных целей.
3.Для развития навыков логического мышления при анализе и синтезе давать ученикам больше времени и учителям не стоит делать это вместо учеников.
4.В планировании урока ставить досягаемые цели, по принципу: «лучше меньше, да лучше». Изучение новой темы проводить в трех аспектах: увидел, услышал, почувствовал.
5.Регулярно планировать проведение исследования «Lesson Study».
Оценка.
В результате применения интерактивной технологии изменилось отношение учащихся к учению, приобретаются умения творческого общения друг с другом, ученики задумываются над тем, как находить выход из создавшихся ситуаций, научились находить нестандартные решения, проявлять инициативность, успешно учиться, развиваются навыки самоорганизации, самопроверки, самооценки. Повысились:
- степень включенности всех учащихся в учебную деятельность на уроках; - уровень умений ученика работать самостоятельно, проверять и оценивать себя,товарища; - степень отсутствия напряженности, страха перед учителем; - степень активности участия в дискуссии, в обучающей игре;
- степень проявления интереса к предмету, к процессу учения;
-степень проявления радости и получения удовлетворения от процесса познания и результатов труда;
- уровни усвоения учебного материала, умений и навыков.
- показатели результатов учебной деятельности (в процентах):
Мониторинг качества знаний по математике учеников 5 класса «в» за 2013-2014 учебный год.

Мониторинг степени отсутствия напряженности на уроке.

Применение Программы, разработанной специалистами Кембриджа совместно с казахстанскими учеными, основанной  на конструктивистских теориях дают возможность развивать умение осуществлять перенос приобретенных знаний, умений, способов действий в измененные условия. При решении текстовых задач, сравнивая известное с неизвестным, учащиеся учатся понимать существующую между ними связь и переводить ее на язык математических отношений, оформлять решение задачи на языке математики. При изучении геометрических материалов о периметре, площади, объеме, активно используются умения и навыки, относящиеся к составлению, чтению, преобразованию, вычислению значений числовых и буквенных выражений..
Применение Программы является эффективным в формировании конкурентоспособной личности и в повышении функциональной грамотности у учащихся.
Использованная литература
Об образовании. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-ІІІ
Послание Президента Республики Казахстан Стратегия -лидера нации Н. А. Назарбаева «Казахстан-2050» НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА - http://www.akorda.kz «Государственная  программа  развития  образования  в Республике Казахстан  на 2011-2020 годы»  Министерство образования и науки Республики  Казахстан- do.gendocs.ruГосударственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года.
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников
Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М., 2005, С. 56–57
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960, С. 205
Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование). М., 1975, С. 75
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986, С. 51
Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы, 2002, С. 3–92
Жайтапова А.А., Исаева З.А., Тихомирова В.Т. Модели обучения для профессионального роста. Алматы, 2004, 60 с.
А.Д. Кайдарова «Опыт формирования содержания педагогического образования в зарубежных странах и Казахстане: сравнительный анализ.» Алматы, Журнал «Білім -Образование.» Изд-во «Комплекс», 2006 г.
Р.А. Куатбекова «Основы обеспечения жизнеспособности инновационных технологий в вузах на современном этапе.» Алматы, Журнал «Білім - Образование.» Изд-во ЖШС «Сигнет Принт», 2008г.
13.Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие/ под. ред. В.В.Маскина – 2-е издание, испр. и доп.– М.АРКТИ.2008
14.Павлова И.В., Фещенко Т.С., Лебедева О.И. Компетентностный подход к преподаванию:методическое пособие/М.Новый учеб. 2008