Внеурочное занятие Мурманск в моем сердце
Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности «Я гражданин России»
Воспитатель ГПД Самойленко Ольга Сергеевна
Предметная область Внеурочная деятельность
Направление Гражданско-правовое
Класс 3
Тема занятия Мурманск в моём сердце!
Целевая установка занятия, задачи Образовательные: Расширить и закрепить полученные ранее знания о своей малой родине – городе Мурманске; обогащать знания о местах города, словарный запас;
Развивающие: Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес к родному краю;
Воспитательные: формировать чувство гордости за родной край, любимый город, уважение к людям, прославивших его.
Планируемые результаты Личностные:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять чувства сопричастности и гордости за свой город
- обогащать внутренний мир ребенка.
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица.
- уважительно относиться к защитникам Родины.
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации;
- уметь добывать информацию из дополнительных источников;
- ставить проблему и решать ее.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;
- определять правильность выполненного задания на основе образца;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- уметь работать в группе;
- договариваться друг с другом;
- участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении;
- слушать и понимать других;
- аргументировать свое мнение.
Планируемый результат Оформление рисунка-подарка к 100-летию города Мурманска
Ресурсы Презентация «Мурманск в моем сердце», музыкальное сопровождение «Мурманск-вперед!», Слайд-шоу «Мурманск», карта города Мурманск (рисунок-схема на доске), рисунки достопримечательностей, листы бумаги, цветные карандаши, мелкиТехнологии ИКТ-технологии, исследовательская деятельность
Ход занятия
Этапы занятия Содержание Деятельность педагога Деятельность учеников Планируемые результаты
Оргмомент(1 мин.) Настрой на работу
- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
-Думаю, что теперь можно начать работу. Приветствуют педагога, настраиваются на занятие, садятся по группам
Л: выражать положительное отношение к процессу познания
Актуализация опорных знаний(4 мин). Вступительное слово педагога.
Интеллектуальная разминка
Слайд 2
Слайд 3
В начале занятия предлагаю вам поучаствовать в интеллектуальной разминке.
- Какое сегодня число, месяц и год?
- Какое время года?
- Как называется страна, в которой мы с вами живём?
- На каком полуострове мы живем?
- Назовите столицу России?
- Какие российские города вы знаете?
- Послушайте небольшой отрывок из стихотворения Алексея Шепелева, о каком городе в нем говорится?
Огнями полярных сияний омыт,
Преграда любому шторму.
Раздвинув туманы и сопки, стоит
Наш белый, наш снежный город.
- Верно, в нем говорится о Мурманске. Для многих из вас Мурманск – это ваша Родина.
- А как вы понимаете , что такое «Родина?»
- Давайте теперь обратимся к «Толковому словарю».
- 2 февраля 2016 года
- Зима
– Россия (Российская Федерация)
- На Кольском полуострове
- Москва
– Мурманск,Санкт-Петербург, Кола, Петрозаводск, Тула, Казань, Владивосток и т.д.
- Мурманск!
Ответы детей
Дети находят в словаре толкование слова «Родина» (В группах)
РОДИНА (Отечество, родная страна.Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь.) П:перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
К: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Создание проблемной ситуации
(3 мин.) Постановка проблемного вопроса
Слайд 4
Слайд 5
– У каждого города, как и у человека, есть свой день рождения.
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- А когда у Мурманска день рождения?
- Что бы вы сказали про человека, если бы ему исполнялось столько лет?
- А для города - это только начало жизни. Есть города, которым почти 1000 лет–Великому Новгороду будет 1157 лет, Брянску 1031 год, Казани – 1011 лет, а наш Мурманск ещё очень молод.
- И раз у города такой праздник, то мы просто обязаны приготовить ему подарок! Как говорится «лучший подарок – это подарок.....
Для того, чтобы придумать подарок для нашего города, я предлагаю вам отправиться виртуальную экскурсию по нему.
– Вы согласны? 100 лет!
4 октября
«Как он стар! »
«сделанный своими руками!»
Да! К: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
П.: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Р:определять цель учебной деятельности.
Работа по теме занятия (15 мин.) Рассказ воспитателя.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
– Давайте поговорим о нашем любимом городе, я буду начинать, а вы будете продолжать.
– Мурманск - город парадоксов.
Город небольшой - всего-то 305 тысяч ....
Самый крупный за Полярным ......
Зимой ветер, дующий с юга, приносит ...
Летом в 12 часов ночи ярко светит.....
А со 2 декабря начинается долгая, темная Полярная ......
Летом может пойти......
А зимой Кольский залив.....
Потому что здесь проходит теплое течение.....
Вот такая она, экзотика Кольского Севера!
Стоит побывать в Мурманске?
Здесь можно попробовать настоящей северной рыбы, побродить по паркам и скверам, сходить на представление дрессированных тюленей, и конечно, познакомиться с мурманскими достопримечательностями, тем более, что за последнее время их полку прибыло. Ведь город, как человек, готовится к своему дню рождения. Ну что ж,прогуляемся?
- Наша экскурсия будет весьма необычной, я предлагаю вам выступить в роли знатоков нашего города и угадать, о каких памятных местах будет идти речь...
- Этот памятник мурманчане ждали более 30 лет!Это символ верности, любви и женского мужества. Воздвигнут он над Кольским заливом. Это Всенародный проект - его воздвигали всем миром, на денежные средства мурманчан.
- Итак, вы уже догадались, о каком памятнике идет речь?
Подсказка: Ленинский округ, ул.Чумбарова-Лучинского, конечная остановка автобуса № 18 «ул. Саши Ковалева"
- Молодцы!
Если отгадали без подсказки
- Скажите, а в каком округе нашего города он находится и на какой улице?
- Мурманский поэт Виктор Тимофеев, написал поэму "Сентиментальная вахта", вкоторой впервые встретилось слово "Ждущая":
Приморский город крепко ждать обучен,
Доверчив он и долготерпелив.
Он верит: встанет изваянье Ждущей,
Встречающей из рейсов корабли!«Ждущая» посвящена мурманским морячкам. Умеющим ждать. Умеющим любить. «Ждущей» - одно из любимых мест отдыха мурманчан. Видна Ждущая и морякам, уходящим из родного порта или возвращающимся домой.
- Отправимся же дальше по нашему замечательному городу!
– Внимание! Дорогие знатоки, постарайтесьс определить, куда же мы теперь попали....
- В мае 2013 года в сквере около драматического театра был открыт этот памятник. Инициаторами его создания стали ветераны пограничных войск, идею поддержали руководители ФСБ, области и города.
Над постаментом, символизирующемсуровые северные скалы, возвышается пограничный знак, вокруг него застыли три человека и лучший друг человека....
- Вы уже догадались, где мы?
- Действительно, мы находимся у памятника Пограничникам Арктики. Он находится на проспекте Ленина 49. Какой это район?
- Композиция монумента «Пограничникам Арктики» представляет собой пограничный столб на мурманском участке госграницы РФ, который не прошли фашистские войска в годы Великой Отечественной войны.Вокруг него застыли три пограничника, охраняющие сухопутную, морскую и воздушную границу. Они стоят спина к спине, с оружием в руках, рядом замер их вечный друг - пограничный пес.
– Что же дальше....?Это всеми любимый памятник, его история не может ни затронуть душу.... Его увековечили в бронзе: он сидит на лавочке, держа в лапах дорожный узелок. И место для памятника выбрали подходящее - у Семеновского озера, в Ленинском округе города. Кто же он?
– Совершенно верно! Вы настоящие эксперты нашего города!
– История о верном коте Семене известна в Мурманске. А вы знаете о ней?
Для справки:Отправившись со своими хозяевами погостить на юг, Семен потерялся в суматохе Москвы. Хозяевам кота пришлось без него. Они решили, что он потерян для них навсегда. Однако через долгих шесть лет кот Семен, пройдя две тысячи километров, вернулся в родной Мурманск. Как это удалось коту, до сих пор загадка. Но, исхудавший, грязный и уставший, он тем не менее громко замяукал возле знакомой двери. Когда Семена впустили изумленные хозяева, он тут же побежал на кухню, где когда-то была его миска, а насытившись, занял любимое место на телевизоре.
- А сейчас последнее место, в которое мы отправимся, но не последнее в нашем городе....
Здесь мне хотелось бы поделиться своим личным мнением....
Оно поразило меня, когда я впервые увидела его... Было темно, зажгли фонари, и вдруг вместе с ними зажглось это сердце! Мне кажется, оно мое и ваше, и еще тысяч мурманчан, которые по-настоящему любят свой Мурманск, по-настоящему дорожат им и просто не смогут пройти мимо этого горячего северного сердца......
Что ж дорогие эксперты, вы догадались о чем идет речь?
- Действительно - это световая фигура с такой до боли близкой для мурманчан фразой - "Мурманск - в моем сердце"»....
Скажите, в каком районе города находится эта фигура?
- Что чувствуете вы, когда читаете эти красивые слова? - жителей
- кругом!
- похолодание
- солнце
- ночь!
- снег
- не замерзает
- Гольфстрим
- Да!
- Да!
- Памятник «Ждущей»!
Ленинский округ, ул.Чумбарова-Лучинского, конечная остановка автобуса № 18 «ул. Саши Ковалева"
- Ответы детей
- Памятник пограничникам Арктики
- Октябрьский район
-Ответы детей
Кот Семен!
- Световая скульптура в форме Сердца
- в Ленинском округе, в районе северного въезда в город
Ответы детей К:участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
П:определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Л:Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Физминутка(2 мин.) Релакс-Музыка
Звуки природы - Встаньте ребята и закройте глаза.
Представьте, что на улице лето, светит теплое солнышко, поют птички, нам хорошо... отройте глаза.
Глубоко вдохните и выдохните....
Еще раз – вдохнули и выдохнули
А теперь потянем наши ручки к солнышку, высоко высоко, вставая на мысочки...
Опустили ручки, а теперь давайте наклонимся и потянем свои ручки к травке, представим какая она мягкая...
А сейчас время возвращаться назад в Мурманск )Выполняют просьбы педагога Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь напоказ движений
Закрепление изученного материала
(10 мин.) Проверка усвоения нового материала
Работа в группах
Музыкальное сопровождение
Сергей Избаш «Мурманск – вперед!»
Слайд-шоу «Мурманск» - Итак, дорогие знатоки, мы с вами посетили лишь малую часть той красоты, которую приготовил наш город к своему Юбилею. Что же еще приготовил наш любимый город к своему юбилею? Какие новые достопримечательности, места, парки, скверы?
- Молодцы! Давайте теперь обратимся к нашей карте, посмотрите, какой округ лучше всего подготовился к 100-летию Мурманска? Где же мы с вами так и не побывали?
- Как мы видим, в Первомайском округе очень мало новых достопримечательностей, хотя здесь и преобладают новые объекты освещения и иллюминации.
- Сегодня у нас есть возможность сделать подарок нашему городу! Я предлагаю вам оформить рисунок с изображением той достопримечательности, которой, по вашему мнению, не хватает в первомайском округе!
- Давайте поработаем в группах, у вас есть все необходимые материалы. Приступаем! Ответы детей
(Рябиновая аллея, Музыкальная аллея, памятник треске, табло с отсчетом времени до дня рождения города- Первомайский округ К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Р:Самоконтроль и коррекция.
Подведение итогов. Рефлексия
(5 мин) Слайд 11
- Ну что ж, давайте посмотрим ваши творческие работы. Что вы изобразили?
- Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?
- Как вы оцениваете свою деятельность на занятии и почему?
– На этом наша виртуальная экскурсия подошла к концу, а я предлагаю вам отправится на прогулку реальную по нашему городу с родителями и друзьями Обязательно посетите самые красивые места нашего города, и не забывай о ПДД, а так же о правилах поведения в общественных местах!
И пусть у каждого из вас Мурманск остается в сердце! Демонстрируют, объясняют выбор композиции
Ответы детей К: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Р: оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.