Планирование непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе в рамках тематической недели «Одежда»

Планирование непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной к школе группе в рамках тематической недели
«Одежда»
Тема: «Одежда наших предков».
Воспитатель: Барбашина Елена Васильевна
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
« Познавательное развитие»:
-продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения;
-продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме;
-развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление.
« Социально-коммуникативное развитие»:
-воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, к русским традициям. « Речевое развитие»:
-развивать связанную речь; -расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине. «Физическое развитие»: - продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).
«Художественно-эстетическое развитие»: -продолжать упражнять в умении создавать орнаментальную композицию из символов;
-упражнять в технике работы кистью; -формировать эстетический вкус, творческое воображение. Методы и приемы:
- практические: дидактическая и развивающая игра, изготовление «одежды».
- наглядные: показ иллюстраций, рассматривание костюмов, показ движения, действия.
- словесные: беседа, объяснение, указание, оценка детской деятельности, вопросы, повторение, речевой образец.
Материалы и оборудование:
Мужчина и женщина в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем;  картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине.


Виды детской деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Физ.минутка «Тень – Тень – Потетень». Цель: упражнять в умении соотносить слова с движениями.
Русская народная игра «Жмурки». Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.


Игровая
Дидактическая игра «Хорошо и плохо». Цель: развивать умение наблюдать и анализировать, тренировать внимание и мышление.

Познавательно-исследовательская
Знакомство с символикой оберегов.

Коммуникативная
Беседа, ситуативный разговор




Логика образовательной деятельности


Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты

1
Все девочки и мальчики, Проходите поскорей, Будем петь да играть, Старину вспоминать! Предлагает поговорить о русском народном костюме – женском и мужском.
Рассматривают иллюстрации с изображением старинной одежды изо льна.
Выяснили, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит».

2
Приглашает, под русскую народную мелодию, девушку в русском народном костюме. К нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?
Познакомились с русским народными пословицами:
«А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит» или «Как красива- величава, выступает будто пава», «Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, а сама как лебедушка».
Рассмотрели наряд Марьюшки и составили описательный рассказ: «Рубаха, сарафан,  а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове -  красочный кокошник».

3
Предлагает поиграть в русскую народную игру «Жмурки».
С помощью считалки выбирают водящего, завязывают ему глаза и начинают играть.
Показали умения играть в коллективе дружно, соблюдая правила.

4
Приглашает юношу в русском народном костюме. А вот и русский молодец Иван, к нам пожаловал. Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость.
Объясняют выражение
«работать спустя рукава».
Рассмотрели наряд Ивана и составили описательный рассказ
«Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти».

5
Предлагает сравнить костюмы между собой и отметить особенности.
Рассматривают орнаменты вышивок и знакомятся с тем, что по народному  поверью, вышивка не только, украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.


Выбрали понравившийся оберег, подобрали краски по цвету.

6
Предлагает и организует физ.минутку «Тень, тень, потетень».
Повторяют слова физ.минутки и выполняют соответствующие движения
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются )
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую  ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).

Показали умения согласовывать слова и движения физ.минутки.

7
Предлагает подарить готовые изделия Марьюшке и Иванушке.
Благодарит за проделанную работу.
Сравнили старинную и современную одежду, поиграли в игру «Хорошо и плохо».
Подарили свои сарафаны и рубахи, уточники цветовую гамму и значение оберегов.


Итоговое мероприятие: («Развлечение «Чаепитие у самовара»).





















15