«Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов

ПРОЕКТ


«Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов
в начальной школе»

Срок реализации: 4 года






Выполнила: Колесникова
Наталья Васильевна, учитель
начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Августовка Большечерниговского
района Самарской области

2015 год





Анализ ситуации:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровьесберегающих технологий.
Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Проблемы - пропуски уроков по болезни, слабая работоспособность – слабая успеваемость, низкая мотивация в учении, перегрузка учащихся, несоблюдение режима дня и питания, загрязнённый воздух помещений.
Цель: создание условий школьнику для сохранения здоровья за период обучения в начальной школе и формирование у него необходимых знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.
Задачи:
- сформировать у ребёнка необходимые ЗУН по здоровому образу жизни;
- привлекать родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей;
- организовать активный спортивный досуг детей;
- сформировать у ребёнка чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Участники педагогического проекта
В школе  неукоснительно должны соблюдаться санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отрежется в учебном плане и расписании занятий. Соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается  предельно допустимая учебная нагрузка. 2 раза в день проводятся прогулки на свежем воздухе.
В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.
Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводятся пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, для учащихся начальной школы проводятся динамические перемены.
С целью профилактики травматизма во время перемен оборудованы столы и комплекты  для настольных игр
Для профилактики утомляемости и снятия стресса,  рекреации начальной школы оборудованы бескаркасной мебелью, матами, позволяющими снять усталость с позвоночника и плечевого пояса.
  Также уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил.
Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой,  логопедических занятий, коррекционно-развивающих занятий, консультаций по предметам. Учащимся с ОВЗ предоставлена возможность получать образование с использованием  дистанционных образовательных технологий. В школе организовано обучение на дому по медицинским показаниям.
Обеспечить благоприятные психологические условия образовательной среды  за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель (например, неделя естественных наук, неделя математических наук и.т.д.) Проведение внеклассных мероприятий приуроченных к историческим датам.
  Создать условия для физического и эстетического развития детей.
Педагогом-психологом и логопедом проводить коррекционно-развивающие занятия. Систематически проводить внеклассные мероприятия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни.
Привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
1. Проводить просветительскую работу:
лекции специалистов (психолог, врач);
уроки духовно-нравственного содержания для родителей (проводит учитель по материалам учебников, приглашённый священник);
круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;
родительские собрания на темы: «Как пережить стрессовые ситуации», «Азбука дорожной безопасности», «Как научиться быть здоровыми», «Негативное влияние табачного дыма на организм человека», «Как сберечь природу» и др.
2. Привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:
«День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);
«Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);
«Папа, мама, я спортивная семья» (соревнуются семейные команды);
выставка творческих работ на экологическую тему (наряду с работами детей, представлены работы родителей);
создание библиотечки детского здоровья, памяток о защите окружающей среды, доступных для родителей.
Организация работы по формированию у обучающихся
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Первый этап – анализ состояния и планирование работы по данному направлению, в том числе по:
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно- оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
организация просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);
выделение приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального образования.
Второй этап – организация просветительской работы.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Просветительская работа родителями (законными представителями) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:
проведение лекций, семинаров, круглых столов;
вовлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Исполнительный этап
Проект долгосрочный (1 -4 класс)
Диагностический инструментарий
Дидактический материал по предметам в начальной школе
При рациональной организации урока учитывается:
- объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность
- нагрузка дополнительных занятий в школе
- время на активно-двигательные занятия
Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий во многом зависит от состояния учащегося в процессе учебной деятельности. В содержании каждого урока можно использовать задания с элементами здоровьесберегающего характера, которые повысят интерес детей к здоровому образу жизни. Это могут быть разноуровневые задания, использование пословиц и поговорок, решение примеров-ребусов, различный дидактический материал.
Уровни сформированности системы качеств знаний:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно
воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного
материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов решений и способов деятельности.
Психологическая комфортность урока. Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться:
-творческий характер образовательного процесса;
- психоэмоциональный комфорт каждого ученика;
- применение нестандартных форм урока;
- оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.);
- физкультминутки, музыкальные паузы;
- игровые моменты урока и занимательность;
- соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
- смена умственной и физической деятельности;
- чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;
проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;
- дыхательные упражнения;
- релаксация.
На уроках ежедневно проводить физкультминутки музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети' становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.
Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения или письма. А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования.
Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущёниям,,переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.
Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки –путешествия, проектная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: « «Не навреди!« и «Ребенок, ты – ценность» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению.
Нужно проводить также активные перем
·ены, которые помогают сплотить коллектив. Необходимо правильно организовать перемены:
- подвижные игры малой и средней подвижности;
- музыкальные перемены;
- динамические паузы (как правило, проводятся после 3-го урока на школьном дворе в хорошую погоду или в хорошо проветриваемом помещении);
- проветривание и влажная уборка класса
Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.
Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности.
Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость его сохранения и укрепления. Родители вместе с учителем выявляют некоторые проблемы нездоровья детей. Нужно подремонтировать ученическую мебель, для улучшения освещенности установить жалюзи, приобрести для отдыха детей настольные и напольные игры, повесить магнитную доску и экран для проектора. Родители помогают в озеленении класса. В классе должен быть уголок охраны здоровья, где представлен материал по здоровому образу жизни. Регулярно проводить мероприятия по здоровьесбережению:
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек
Цикл классных часов по здоровому образу жизни например: «В здоровом теле – здоровый дух»: «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности
Цикл классных часов по ПДД: «Школа пешехода»
Серия бесед «Все цвета, кроме черного. «Учусь понимать себя и окружающих»
Массовые оздоровительные мероприятия и праздники.
А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Список используемой литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе // Автор: Будаева Н.А.– журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11 2012г., с.32-36
Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя // Автор: Погребняк Е.В.- журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/10 2013г, с.26-28
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии // Автор: Середина Л.В.– журнал «Начальная школа» №11/2010 г. , с. 61-63
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе//Авторы: Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Самара, 2010г.
Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни»//Автор: Вишневская Е.Л. Москва, 2012 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.// Автор: Дереклеева Н.И. Москва: «ВАКО», 2012г.
Развивающие игры на уроках физической культуры.// Автор: Коджаспиров Ю.Г. ООО «Дрофа» 2011 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 1.
Оздоровительные минутки
Гимнастика для глаз
Если глаза устали, выполните упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево – вниз . Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно.
. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Переведите взгляд на потолок над доской. «Нарисуйте» глазами восьмёрку. Повторите 5 раз. Держи осанку
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное
Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
Самомассаж ушей
Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:
. Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу! Сотвори солнце себе
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звездочка стала еще больше. Теперь направьте к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Руки в стороны перед собой. Опустите руки, встряхните их.
Массаж пальцев рук
Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного
мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.
Такой же массаж делайте дома со стопами.
Этюд души
Приветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите ладони вниз горизонтально полу и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, поверните их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»
Деревце
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонными друг к другу, потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх представьте крепкое, сильное деревце, стройный ствол тянется к солнцу. А наш организм, как деревце, наливается силой, крепостью, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. Выполняется 15-20 секунд.
Приложение 2
Виды рефлексии
Рисуем настроение
На общем листе бумаги с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает своё настроение в виде полоски, облака, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга, дополнить его, дорисовать. Так продолжается до тех пор, пока лист не вернется к первому ученику.
Метод пяти пальцев
М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?
Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Солнышко
Мое настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией. Радуга
Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла. Все учащиеся выставляют свои оценки - приклеивают цветные полоски на трафарет радуги.



Состояние моей души
Д
Г Комфортно
В Уверен в своих силах
Б Хорошо
А Плохо
Скверно
Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.
Мишень настроения
День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок - попадание в одну из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце недели - вся мишень, простреленая днями.
Выбери утверждение
Все понял, могу помочь другим. Запомню надолго. Все понял. Однообразный.
Могу, но нужна помощь. Неинтересный. Ничего не понял. Скучный. Интересный. День.
Хороший. Урок.
Отличный. Праздник.

Ощущаю себя:
Хорошо уверенно смело комфортно гордо глупо неуверенно испуганно грустно
Поза покоя (особенно полезна для непоседливых учеников, не умеющих ни на чем сосредоточиться) Дети находятся в удобных позах. Педагог медленно, тихим голосом говорит: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень легкая, простая, Замедляется движенье, исчезает напряженье И становится понятно, расслабление приятно!