как готовятся дикие звери к зиме
Познавательное занятие
«Как готовятся дикие звери к зиме»
Цели:
Формировать реалистичное представление о природе. Закрепить представление об особенностях каждого времени года. Закрепить понятия дикие, домашние животные. Расширять знания детей о подготовке лесных жителей к зиме, о типичных повадках, способах защиты от врагов; добывания пищи в зимнее время.
Развивать связную, доказательную речь, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитывать интерес к жизни животных и гуманное отношение к ним.
Ход занятия.
Воспитатель: -Ребята, сегодня рано утром к нам в группу залетела сорока-белобока. Я рассказала ей о том, какие вы умные, любознательные дети. Она засомневалась в моих словах и оставила загадки. Сорока сказала, что если вы ответите на них, то вы действительно молодцы. Послушайте и отгадайте, когда это бывает.
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(Зима)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой-улей-пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью).
-А сейчас какое время года? Почему?
-Сегодня ребята первый день зимы.
Раздаётся стук в дверь. Входит Хрюша.
Хрюша. -Здравствуйте, ребята. Я сегодня был в лесу. Холодно там неуютно. Вот я думаю, что животным, которые живут в лесу тоже очень холодно .Воспитатель.- А ты знаешь Хрюша, какие животные живут в лесу?
Хрюша.- Конечно знаю! Например, лошадь, корова.
Воспитатель.- Правильно ли думает Хрюша? Нет. Выберете из всех животных только лесных жителей и поместите их в лесу. (Дети выполняют задание).
-Какие это животные? (Дикие). А те, которые остались? (Домашние).
Хрюша.-Теперь я знаю какие животные живут в лесу. Им сейчас холодно и голодно в лесу. Поэтому я решил их забрать, отвезти к бабушке в деревню. Пусть живут всю зиму в тёплых сарайчиках.
Воспитатель.- Ребята разве можно увозить этих животных из леса?
-Нельзя им нужна свобода и в любую пору они не мёрзнут и находят себе пищу.
-Ребята, а вы знаете, чем любят лакомиться лесные жители? Выберите из предложенных вариантов, то, что предпочитает есть каждый из них. (Дети выполняют задание. Предлагается волк, лиса, медведь, заяц, ёж, белка и и виды пищи малина, орехи, грибы, кора, мышь).
Хрюша.- А что это у вас за картинки такие?
Воспитатель.- Это не простые картинки, Хрюша, а волшебные. Посмотрите на этот сугроб (снимает верхний рисунок с изображением сугроба, под ним-берлога медведя). Дети, кто это тут удобно устроился? Медведь. Что он делает? Спит! Как называется жилище медведя? Берлога.
- К осени медведь усиленно ищет корм и ест , ест, ест, чтобы накопить жирку на зиму. Мишка очень любит мёд, ест он и лесные ягоды, грибы. Если есть рядом с лесом водоём-ловит рыбу. Ловит он маленьких птенцов, мелких зверюшек.
Когда закружится листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще всего под корнями деревьев. Своё жилище он устилает опавшими листьями, сухим мхом, корой. Поздней осенью, когда с неба полетят снежинки, а земля промёрзнет, мишка укладывается спать. Снежное одеяло прикроет его жилище сверху и мишка заснёт, посасывая лапу. Спать он будет до весеннего солнышка.
- Давайте рассмотрим дерево. В нём есть дверца. Откроем её и видим…Белочку. В укромном месте в развилках деревьев белка сплетает из тонких веточек гнездо в виде большого шара с боковым отверстием для входа. Ни дождь ни снег, ни ветер в него не залетят. На всякий случай делает белка 2-3 гнезда, чтобы в случае опасности перенести бельчат. Если найдёт белка дупло, то зимует в нём. В конце лета и осенью делает белочка запасы. Наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями, шишками. Грибы она сначала высушивает на ветках.
Меняет белка и цвет шубки. Из рыжевато-золотистой белка становится серебристо-серой, чтобы её не заметили наглая галка и пронырливая куница-главные её враги. Мех становится густым и тёплым.
Посмотрите на маленький сугроб. Там тоже кто-то спрятался. Возле старого пня приглядел себе норку и устлал её сухими листьями ёж. Кубарем катается он по траве накалывая листву на свои иглы. Потом несёт на себе в нору. Идёт чудище-не узнать, копна, копной. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберётся в свой тёплый и уютный домик и проспит до весны. Полетят с неба снежинки: снег белым покрывалом укроет нору, никто ежа под снегом не найдёт и сон его не потревожит.
А как же зайчишка готовится к зиме? Осенью меняет заяц серую шубку на белоснежную, тёплую и пушистую. Но иногда бывает заяц шубку поменял, а снега всё нет. Плохо ему тогда приходится-на чёрной земле очень заметна его белая шубка. А на белой скатерти снегов его ни охотники, ни волк, ни лиса не заметят.
Зимой корма для зайцев мало вот они и подбираются к стогам, лакомятся сеном, могут и на огород забежать-капустными кочерыжками угоститься. В лесу обгрызают зайцы кору деревьев и молодые веточки.
- Давайте с вами изобразим зайчиков.
Физкультминутка.
Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают, не идёт ли волк
Раз-нагнуться, разогнуться,
Два-нагнуться, потянуться
Три-ушами шевелим,
И на место побежим.
- Волки тоже не делают никаких запасов на зиму. Они сбиваются в стаи и ходят друг за другом в поисках добычи. Охотятся они на крупных животных-оленей, лосей. Если найдут полянку, где пировал заяц выследят и его. К зиме волчья шуба становится гуще и пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо-серой.
У лисы-красы тоже шубка весь год яркая, рыжевато-бурая. Но с наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть. Кажется, что лисичка валеночки надела. В сильные морозы укрывается лиса своим пушистым хвостом. И стужа ей нипочём. Зимой, когда жизнь в лесу замирает главным лисичкиным кормом становятся мыши полёвки.
- Ребята, почему у лисы и волка цвет шубы не меняется, а у зайца и белки-изменяется?
- Почему ёж и медведь зимой спят, а лиса, волк, заяц и белка-нет?
- Хрюша, понял ты теперь, как звери приспосабливаются к жизни в зимнем лесу. И не надо их отвадить в деревню.
- Ребята, хотите послушать сказку.
«Однажды мама-белка ушла за припасами, а бельчатам велела сидеть тихо, но они расшумелись. Услышала их куница. А она любит лакомиться маленькими бельчатами. Как же нам спасти бельчат? Шубка у них рыжая, на белом снегу её очень заметно.
- Я предлагаю сменить рыжие шубки на серые.
(Дети выполняют задание. Приклеивают серые шубки на рыжие).- Мы с вами спасли бельчат. В благодарность их мама передала вам орешки. Угощайтесь на здоровье.