Проект: Осень,осень,в гости просим!
Творческо-исследовательский проект
Во второй младшей группе
«Осень, осень, в гости просим!»
Воспитатель: Ивахненко Н.С.
2016
Тема: «Осень, осень, в гости просим!»
Проект разработан: воспитателем второй младшей группы Ивахненко Н.С.
Длительность проекта: октябрь – ноябрь 2016 года
Вид проекта: исследовательско -творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы и их родители.
Цель проекта:
- пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
Познание:
расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Социализация: закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественная литература: развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие ,обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок. Воспитывать бережное отношение к природе.
Выбор проблемы
Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку. В современном мире обучения и развития дошкольников поставлено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем. Самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого организовывается проектная деятельность, которая приводит их к правильным ответам. Этот детский исследовательски-творческий проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов; умение делать обобщения, сравнения; рассуждать по аналогии и применять новые знания в жизни. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
Разработка проекта
Воспитатель:
Создание развивающей среды
Организовывание работы с родителями
Стимулирование художественно-эстетической деятельности детей, а так же развитие творческого воображения
Составление плана проекта, разработка конспектов занятий
Родители:
Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду.
Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
Дети:
Получают новые знания об осени .Знакомятся с материалами при помощи которых можно отображать увиденное (краски, пластилин, природный материал).
Принимают участие в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, моделирование из природного материала), как дома с родителями, так и в ходе НОД под руководством воспитателей.
Разучивают песни и пляски для осеннего праздника.
Выполнение проекта
Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада
Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Времена года» «Осень.»Художественное творчество
Чтение художественных произведений посвященных осени
Подвижные игры «Листопад», «Дует, дует ветер»
Итоговые мероприятия
Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома
2.Осенний праздник
3.Фотовернисаж в приёмной праздника осени.
Ожидаемый результат
Научить детей замечать красоту родной природы
У детей возникнет желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки
Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
Дети станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Беседа «Что нам осень принесла?»
Цель: Продолжать формирование знаний детьми овощей и фруктов.
Задачи: Обратить внимание детей на изменения, которые происходят в природе осенью, в особенности в садах и огородах. Развивать эстетическое восприятие. Развивать диалогическую речь.
Материал: Сюжетные картинки с изображением осени, предметные картинки разноцветных листьев, овощей, фруктов, грибов, ягод, мяч.
Словарная работа: листопад, урожай.
Содержание:
Ребята, какое время года наступило? (осень). Почему вы решили, что наступила осень? (листочки стали разноцветные). Какие осенние приметы вы знаете? (стало холодно на улице, дует холодный ветер, листья стали красные и желтые). Правильно, ребята. Осенью вянут цветочки, трава становится желтой. Вся природа готовится к зиме. Птицы улетают на юг. Какая погода была летом? Отличается она от погоды осенью? (солнце светит мало, листья были зеленые, а стали желтые). Посмотрите, какие красивые деревья. Как перекрасила осень зеленые листочки. Ветер срывает листочки, и вся земля покрывается разноцветным ковром из листьев. Такое явление называется листопад. Повторите, пожалуйста.
(Дети рассматривают картинки осенней природы).
Как вы думаете, что принесла нам осень? (грибы, ягоды, овощи и фрукты).
(Дети рассматривают картинки ягод, грибов, овощей и фруктов). Какие ягоды вы знаете? Какие грибы вы знаете?
Чем люди занимаются на огородах? (собирают урожай). Правильно, люди собирают овощи на огородах и фрукты в садах. Какие овощи вы знаете? (морковь, лук, помидоры, огурцы). Томат — это плод, который в народе называют помидором. Все ученые люди помидор называют томатом. Давным-давно томаты вообще не употребляли в пищу. Из-за их яркой окраски люди думали, что они ядовитые. Потом их стали выращивать дома как декоративные растения, точно так, как мы сейчас выращиваем на подоконниках фиалки, бегонии, И только потом люди догадались, что томаты можно есть.
А какие фрукты вы знаете? (яблоки, груши, сливы).
(Дети рассматривают картинки овощей и фруктов).
Как можно одним словом назвать помидор, огурец, морковь? (овощи). Как одним словом можно назвать яблоко, грушу, сливу? (фрукты). Где растут овощи? (на огороде). Где растут фрукты? (в саду, на деревьях).
Все, что люди вырастили в своих садах и на огородах называют урожай. Повторите, пожалуйста.
Игра с мячом «Назови дары природы».
Цель: Закрепить знание овощей и фруктов.
Содержание: Воспитатель бросает мяч ребенку и он называет группу (овощи или фрукты), а дети возвращают мяч и называют предмет, относящийся к этой группе.
Конспект НОД познавательного цикла «Дары осени»
Цель: Расширение представлений детей об овощах и фруктах.
Задачи: Продолжать формировать представления детей об овощах и фруктах и их особенностях. Познакомить детей с редиской и лимоном. Развивать внимание, наблюдательность, память, речь.
Воспитывать познавательный интерес.Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, использование загадок, развивающая игра «Прятки», словесная игра «Собираем урожай.
Словарная работа: чеснок, лимон, томат.
Материал: муляжи и картинки овощей и фруктов, 2 тарелочки, фартуки, чеснок, лимон, чай с лимоном.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, инсценировка сказки «Репка», самостоятельная деятельность: рисование с использованием трафаретов, раскрасок. Лепка «Фрукты».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Содержание:
Педагог: Нам в группу пришла посылка от бабушки Маши из деревни. Интересно, что в ней. Давайте посмотрим.
(Педагог по очереди достает из посылки овощи, и затем фрукты, и выкладывает их на столе).
Педагог: Ребята, что это такое? (помидор). Как вы догадались, что это помидор? (красного цвета, круглый). Где растет помидор? (в огороде). Правильно. Помидор растет на небольших кустиках. Помидор имеет другое название – томат. Повторите, пожалуйста.
Педагог: Что еще есть в посылке? Чтоб это узнать отгадайте загадку:
«На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый».
Правильно, это огурец. Как вы узнали, что это огурец? (длинный, зеленый). Как вы думаете, где растет огурец?
Отгадайте следующую загадку:
«Сто одежек и все без застежек». Это капуста. Расскажите, что вы знаете про капусту? (Хрустящая, зеленая). Капуста покрыта листочками. Растет он на огороде.
(Затем педагог достает из посылки лук). Что это такое? (это лук). Что вы знаете про него? Он очень полезен, как и все овощи. В них много витаминов. Что это за интересный овощ? Это ребята чеснок. Он растет в земле, как и лук. Какого он цвета? Чеснок состоит из маленьких долек. (педагог делит настоящий чеснок на дольки и показывает). Он очень горький на вкус имеет резкий запах (дети нюхают настоящий чеснок). Но, несмотря на сильный запах, чеснок тоже, как и лук очень полезен от простуды. Посмотрите, сколько подарков нам прислала бабушка. Как, одним словом можно назвать все эти дары? (Овощи). Послушайте, какая интересная история приключилась с картофелем. В далекую страну Англию один генерал привез картофель и стал его выращивать. Он хотел угостить своих друзей картофелем. Велел повару приготовить его. Повар не знал, как нужно готовить картофель, взял да и поджарил стебли и цветы. Гости попробовали, и, конечно, им не понравилось. Ведь стебли и цветы совсем невкусные, даже наоборот: считаются ядовитыми. Генерал рассердился и велел сжечь все кусты картофеля, которые у него росли.
Кусты сожгли, но потом в золе нашли испекшиеся клубни, попробовали их и
догадались, что есть нужно не стебли и цветы, а клубни, которые находятся в земле.
Так, со временем, картофель полюбился всем людям.
Ребята, в посылке есть еще что – то.
(Педагог достает фрукты: яблоко, грушу, сливу и лимон.). Как можно одним словом назвать эти плоды? (фрукты). (Дети рассматривают фрукты и замечают лимон) Что это такое? Это лимон. Он покрыт толстой кожурой, имеет ли он запах? Понюхайте лимон. Лимон очень кислый на вкус. Его часто добавляют в чай. Лимон помогает людям бороться с простудой, потому что в нем много витаминов.
Педагог: Много даров прислала бабушка Маша.
Игра «Прятки» (с муляжами).
Цель: Развитие зрительной памяти. Закрепление знания детьми названий овощей и фруктов.
Содержание: Педагог раскладывает перед детьми овощи и фрукты. Дети закрывают глаза, педагог в это время убирает один из плодов. Дети открывают глаза и называют исчезнувший овощ или фрукт.
Педагог: Молодцы, ребята. Осень очень щедрая, потому что именно осенью созревают такие замечательные овощи и фрукты. Они очень вкусные и полезные. Люди выращивают овощи из маленьких семечек, которые сажают в землю. Из семечка вырастает росточек. Он зацветет и на месте цветочка, затем вырастает овощ. Много труда людей нужно вложить людям, чтобы получить хороший урожай. Люди сажают семена, ухаживают, поливают, рыхлят землю. А потом собирают урожай.
Словесная игра «Собираем урожай»
В огород сейчас пойдем,Овощей там наберем.(дети шагают на месте.)Раз, два, три, четыре, пять
Что мы будем собирать?(хлопают в ладоши.)Картошку, морковку,Репу и свеклу,
Помидоры, огурец,И капусту, наконец!(загибают пальцы сначала на правой, а потом на левой руке.)В огороде мы старались –
Низко к грядке нагибались(наклоняются.)Весь собрали урожай(выпрямились и, показывая перед собой, разводят руки в стороны.)
Вот он, видишь? Получай!
(показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук).
Всю зиму люди едят овощи и фрукты, выращенные своими руками. Люди делают на зиму заготовки. Ребята, а вы знаете, какие заготовки делают люди? (салаты, компоты). Из чего люди делают салаты? (из овощей). А компоты? (Из фруктов). Для этого чтобы делать заготовки, надо разделить овощи и фрукты на две группы.
Игра «Делаем заготовки».
Цель: Учить классифицировать овощи и фрукты.
Содержание: Педагог высыпает овощи и фрукты, перемешивает их. Дети собирают в одну кастрюлю овощи для салата, в другую фрукты. Для компота.
Педагог: Молодцы, ребята. Вы правильно разделили овощи и фрукты и сможете мамам дома помогать готовить заготовки на зиму.
Что сегодня нам прислала бабушка Маша из деревни? Какие овощи и фрукты были в посылке? Какой новый овощ мы сегодня узнали? С каким фруктом мы познакомились? Понравился вам подарок от бабушки? Давайте ее отблагодарим и вечером изготовим ей красивые овощи и фрукты и отправим ей в письме. Спасибо за занятие.
Просмотр м/ф:»Мешок яблок.»
Путешествие в осенний лес».
Задачи: закреплять знания о временах года, об окружающей природе, одежде; формировать представление о количестве предметов, расширять представления о диких животных; развивать координацию движения, мелкую моторику, двигательные навыки при ходьбе по уменьшенной площади поверхности; упражнять в прыжках через препятствия; учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к природе.Материалы: фланелеграф с наглядным дидактическим пособием на темы " Осень", " Одень куклу в осеннее время года.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята хотите отправиться в осенний лес? Какое сейчас время года? Какие приметы осени вы знаете? (На фланелеграфе дерево с осенними листьями, желтой травой). Как нужно одеваться осенью? Почему? Что мы оденем с вами? (выкладывается осенняя одежда). Скажите, кого можно встретить в лесу?(Диких животных)
Под музыку появляется Зайчик(игрушка)
Воспитатель. Вы ребята узнали кто это к нам в гости пришёл?
(дети отвечают ).А давайте возьмём с собою в лес нашего гостя.
Разминка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт!
Будем весело гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
По дорожке мы пойдём
Ни за что не упадём (ходьба по узкой дорожке с мячом в руках)
Наши ножки прыг-скок, Перепрыгнут ручеёк (прыжки на двух ногах через препятствие)
Пальчиковая гимнастика
- Сидит белка на тележке, продаёт она орешки
Лисичкам-сестричкам
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
(дети по показу воспитателя проговаривают слова и загибают по очереди пальцы на правой, а затем на левой руках)Метание шишек в корзину.
Воспитатель. Посмотрите, что нам приготовила белочка. (На поляне разбросаны шишки)
- Дружно шишки в руки взяли
И в ладошках покатали.
- Давайте поможем белочке собрать шишки в корзину.
Воспитатель. Мы заданья выполняли
И конечно, же устали.
Мы присядем, отдохнём,
А потом домой пойдём.
(Звучит музыка. ) Изодеятельность( Аппликация) «Деревья осенью»
Цель: закрепить с детьми приметы осени; развивать умение координировать движение рук и глаз; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук;, размещать на листе бумаги детали; вызвать интерес к познанию природы.
Материал: лист бумаги с изображением дерева, пластилин красного, жёлтого, оранжевого цвета.
Ход занятия
-Какое сейчас время года (осень)
Правильно ребята, солнышко уже не греет и на клумбах отцвели цветы, деревья изменили свой окрас. Ребята гуляя на прогулке рассматривая деревья:
-Какого цвета мы видели листочки (ответы детей)
Правильно они разноцветные (оранжевые, красные, желтые. )Физкультминутка
Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
А теперь я предлагаю вам пройти на свои места и сделать деревья, украшенные осенними красками.
В конце занятия вмести с детьми делаем выставку работ.
Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились! Вам понравились ваши работы?
Молодцы! Вы все очень постарались, сделали свои работы аккуратно.
Нетрадиционные формы рисования «Золотая осень»
Материалы бумага альбомная , гуашь, листья деревьев, кисточки, салфетки, стаканчики с водой.
Цели Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования. Доставить им радость и уверенность в собственных силах.Задачи 1. Учить детей правильно держать кисть и равномерно наносить краску на поверхность.2. Развивать чувство прекрасного, чувство композиции, координацию движений рук и глаз.3. Развивать у детей внимание и усидчивость.4. Совершенствовать мелкую моторику рук и тактильного восприятия.5. Развивать желание создавать интересные, необычные, красивые рисунки.Краткая познавательная информация Монотипия – от греч. "mono" - один и "typos" – отпечаток .Это техника рисования с помощью уникального, единственно-неповторимого отпечатка. Отпечатки - это печатание с помощью различных материалов. В данном занятии с помощью листьев деревьев и кустарников. Вот такое рисование природы с помощью природного материала.
Ход занятия:Воспитатель: Ребята, наступило прекрасное время года Осень. Вся природа готовится к зиме, на деревьях начинают желтеть листья. А первые желтые листочки падают с деревьев.Зашумел ветер. Воспитатель обращает внимание детей на "листопад".
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый листопад у нас в группе. Давайте с вами подойдем к нему и рассмотрим его поближе. Ребята посмотрите, какой он красивый, яркий, желтый. Вам нравится?Дети: Да.Воспитатель: Какого цвета листопад?Дети: Желтого.Воспитатель: Я прочитаю вам красивое стихотворение - Листопад, листопад,Листья падают, летят.Листья жёлтые кружатся,И на землю все ложатся. (Е. Пименова)Воспитатель: И мы сегодня будем с вами рисовать этот небывалой красоты листопад, пойдемте за столы.Пальчиковая гимнастика. Тема: ОСЕНЬ."Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем "фонарики")
Воспитатель: А теперь мы с вами будем волшебниками и будем рисовать красивый листопад.
Для этого нам понадобится краска желтого, красного, оранжевого цвета. Листочки разной величины и формы. Обмакнем кисти в краски и нанесём на наш листочек, сделаем отпечаток. Так с другими листочками делаем тоже самое только другим цветом краски.(Воспитатель демонстрирует, как это сделать на мольберте, до начала выполнения работы детьми).Самостоятельная работа детей.Воспитатель: Вот и получился у нас с вами красивый желтый листопад. Возьмите, пожалуйста, салфеточку и вытрите аккуратно пальчик.Воспитатель: Ой, смотрите, кто к нам прилетел на наши красивые осенние деревья.
Кто это? – птички. А давайте поиграем с нашими птичками.Музыкальная игра: «Птички и собака» (играет музыка).Вот летали птичкиПтички – невелички.Всё летали, всё летали –Крыльями махали.(Дети бегают по участку врассыпную и машут ручками, как крылышками.)На дорожку сели,Зернышек поели,Клюю – клюю – клюю – клюю.Как я, зернышки люблю.(Дети присаживаются на корточки и стучат пальцами по земле.)Пёрышки почистили,Чтобы были чище,Вот так и вот так,Чтобы были чище!(Дети обеими руками справа и лева отряхиваются.)Прыгаем по веткам,Чтоб сильней быть деткам.Прыг – скок, прыг – скок –Прыгаем по веткам.(Дети прыгают на двух ногах.)Воспитатель: А собачка прибежала и всех пташек распугала!Воспитатель: Ну, вот с птичками мы поиграли, а теперь давайте с вами пойдем, оформим наши красивые осенние деревья на выставку.Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Что мы сегодня рисовали?Молодцы, ребята. Хорошо постарались.