План-конспект урока. В. Осеева Волшебное слово
Тема. В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.
Задачи:
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
развивать интерес к чтению;
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
формировать коммуникативные навыки работы в группах;
воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
воспитание любви и уважения в семье.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 2 класс;.
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
портрет писателя;
выставка книг В. Осеевой;
презентация к уроку (для учащихся);
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
выборочное чтение;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер;
синквейн;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Девиз урока: (Вежливость украшает человека)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Будем вместе мы трудиться,Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение? Покажите с помощью смайлика своё настроение.
III. Проверка домашнего задания
- Сегодня мы с вами продолжаем работу над прочитанным ранее произведением Валентины Осеевой «Волшебное слово».
- Кто является главным героем этого рассказа?
Заполнение кластера.
– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и каким он стал после.
IV. Изучение нового материала
1. Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
----------- (уважение)
внимательный, вежливый
помогает, заботится, радует
Он доброжелателен к окружающим.
Человек.
Вопрос:
– Узнать о чём мы будем говорить сегодня на уроке поможет нам синквейн.
– Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»)
(Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми). 2. Артикуляционная гимнастика
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!
3. Работа со слоговыми таблицами
4. Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»
– Как человек может показать, что с уважением относится к другому? (говорит вежливые слова)
Прочтите стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы» самостоятельно.
- А теперь выполним чтение в слух с разной интонацией.С удивлением
И ежели выВежливы,То, сидя на уроке,Не будетеС товарищемТрещать, как две сороки.
С радостью
И ежели выВежливы,ПоможетеВы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы —То есть сами.
требовательно
И ежели выВежливы,То в разговоре с тетей,И с дедушкой,И с бабушкойВы их не перебьете.
- В каких еще произведениях вежливость помогла главным героям?
(«Гуси – лебеди», «Крошка Енот»)
5. Стадия осмысления
5.1 Словарная работа
Этимология слов (презентация + стихотворения на карточках)
– Какие вежливые слова вы знаете?
Давайте прочитаем стихотворения и впишем слова отгадки
5.2 Работа с текстом.
- Какое волшебное слово научился употреблять герой рассказа В. Осеевой Павлик?
Презентация – инфографика + выборочное чтение)
5.3 Физминутка под музыку.
5.4 Выставка книг
- Обратите внимание на выставку книг. В нашей библиотеке вы можете взять хрестоматии и книги для дополнительного чтения и познакомиться с другими произведениями автора.
5.5 Диалог в паре (по времени).
- Подумайте, как будет звучать диалог в библиотеке с использованием вежливых слов.
Работа в группах.
5.6 Игра «Добрый круг»
Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по рядам).
V. Стадия рефлексии
– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
– Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?
– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?
Возьмите чистый кружок и нарисуйте настроение с которым мы заканчиваем наш урок.
VI. Итог урока.
Чтение на доске:
Вежливость украшает человека
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
- Что еще украшает человека ? (улыбка)
Исполнение песни «Улыбка»
VII. Домашнее задание:
– Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске:
стр. 87-91 по ролям.
стр. 92 вопросы.
Написать письмо пожелание невоспитанному человеку